Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

Учитывая вышесказанное, мне представляется, что важным является рассмотрение того, как в истории зарубежной и русской педагогики исследовалась проблема трудового воспитания, какие были представлены идеи и точки зрения на данную проблему.
Именно в силу данных обстоятельств, считаю, что выбранная мною тема в высшей степени актуальна, отображает необходимость комплексного изучения проблемы трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики………………………………………………………………………..5
1.1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………….5
1.2. Взгляды на трудовое воспитание Д.Локка…………………………..7
1.3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж.Руссо………………………..9

Глава 2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики……………………………………………………………………….12
2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского……………….12
2.2. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко………………..14
2.3. Взгляды на трудовое воспитание Н. К. Крупской…………………16
Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………..21

Файлы: 1 файл

Стребкова2. Проблема трудового воспитания в истории (1).doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Московский Педагогический Государственный Университет    

 

       Факультет  дошкольной педагогики и психологии       

 

 

 

 

    

             Реферат по истории педагогики  на тему:

 

 

 

 

« Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и    русской педагогики »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнила: Стребкова Татьяна

                                                           306 группа

                                                          Вечернее отделение (бакалавриат)

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Москва 2013 год

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики………………………………………………………………………..5

1.1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………….5

           1.2. Взгляды на трудовое воспитание Д.Локка…………………………..7

           1.3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж.Руссо………………………..9

        

         Глава 2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики……………………………………………………………………….12

2.1. Взгляды на трудовое  воспитание К.Д. Ушинского……………….12

2.2. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко………………..14

2.3. Взгляды на трудовое воспитание Н. К. Крупской…………………16

Заключение………………………………………………………………..19

 

Список использованной литературы…………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Тема реферата называется «Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».

Актуальность  тематики состоит в понимании того, что весь процесс воспитания может  и  должен быть организован так, чтобы дети научились понимать  пользу  и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления  творчества  личности,  ее талантов.

Трудолюбие и способность  к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего  детства.

Труд развивает человека физически. И, наконец,  труд  должен  приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать,  что труд  это забота людей друг о друге.

Учитывая вышесказанное, мне представляется, что важным является рассмотрение того, как в истории зарубежной и русской педагогики исследовалась проблема трудового воспитания, какие были представлены идеи и точки зрения на данную проблему.

Именно в силу данных обстоятельств, считаю, что выбранная мною тема в высшей степени актуальна, отображает необходимость комплексного изучения проблемы трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.

В ходе исследования мною были поставлены следующие задачи:

– изучить проблему трудового  воспитания в истории зарубежной педагогики.

Здесь я заострила внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание Джона Локка, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж.Руссо .

– изучить проблему трудового  воспитания в истории русской  педагогики.

Здесь я заострила внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Н. К. Крупской.

Рассмотрением вышеперечисленных аспектов я и намерена заняться в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Глава 1. Проблема трудового воспитания

в истории зарубежной педагогики

 

1.1. Взгляды на трудовое  воспитание Я.А. Коменского

 

 

Среди педагогов начала Нового времени  особое место принадлежит Яну  Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Особое внимание Коменский обращал на воспитание мужества у юношей, которые должны быть искренними и выносливыми в работе. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла ответить прежняя педагогика.

Огромное значение Я.А. Коменский придавал трудовому воспитанию, которое должно было формировать человека, способного служить обществу. Я.А. Коменский считал, что познание должно приносить пользу в практической деятельности и провозглашал обязательность реального общественно полезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы органов чувств ребенка в процессе трудового воспитания.

Характеризуя истоки концепции трудового воспитания Я.А. Коменского, хочу отметить, что мыслитель последовательно обосновал принцип природосообразности в трудовом воспитании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе "Выход из школьных лабиринтов". Аргументация этого принципа стала громадным шагом вперед в генезисе педагогической науки.

Коменский провозглашал волю, деятельность, понимание воспитанника как основные составляющие педагогического  процесса и трудового воспитания.

Я.А. Коменский не оставил в стороне и проблему физического (трудового) воспитания как подрастающего поколения, так и взрослых людей.

Я. А. Коменский даёт советы: "Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают. Пусть играют в игрушечные вещи (коляски, мыльницы и т. д.), всегда играя с ними, дети будут развивать в теле здоровье, в уме - живость, а во всех членах - подвижность". Нельзя мешать детям играть, наоборот, надо помогать им в игре. Поощрять и постоянно усложнять различные "механические" умения и навыки, трудовые приёмы.

Приучить к умеренности и  воздержанию, "так как это основа здоровья и жизни и мать всех остальных  добродетелей". Нормальное физическое воспитание и развитие учащихся, по Коменскому, должно обеспечиваться, прежде всего, разумными дидактическими средствами и правильной организацией школьной жизни, когда учение становится лёгким, приятным, радостным. Это и более полная реализация его "естественного метода", и педагогические действия в согласии с природой ребёнка, и обеспечение отдыха после напряженных занятий, а также "досуга, радостей и основательного успеха", и установление добрых взаимоотношений между учащими и учащимися, и устранение "шума, одурения, напрасного труда".

Ученый стремился сформировать у ребенка благочестия, самостоятельное  мышление, способность к разнообразной  работе. Он отстаивал гуманистическое направление школы и подчеркивал, что «идеальная школа - это лаборатория подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на территории труда». На уровень норм нравственности педагог сводит трудовое воспитание в школе и вообще трудовой деятельности в обществе при этом очень осуждает праздность, тунеядство. Немало внимания он уделял привитию воспитанникам любви и привычки к труду, которая должна быть посильной и тесно связанной с их игровой деятельностью. Коменский был глубоко убежден в том, что труд играет решающую роль в развитии моральных, физических и эстетических сил человека. В своих работах педагог неоднократно подчеркивал: «Без труда - нет счастья», в жизни человека деятельность должна быть ведущей

Истинным великим идеям Я.А. Коменского уготовлена долгая жизнь. Именно такими являются педагогические идеи Коменского в целом и о физическом и трудовом воспитании детей в частности. Обращение к ним и в наши дни приносит немалую пользу.

 

 

                      1.2. Взгляды на трудовое воспитание Джона Локка

 

 

         Представления Джона Локка о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и на основе наблюдений, которые он сделал в качестве наставника детей в дворянских семьях.

           Характеризуя предпосылки к созданию системы трудового воспитания, отметим, что по теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. "В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта" - вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк.

Д. Локк выделяет виды воспитания:

▪ Физическое воспитание

▪ Этически-нравственное воспитание

▪ Умственное воспитание

▪ Трудовое воспитание.

Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. В обучении следует возбуждать самостоятельность.

Д. Локк выводит цель трудового воспитания: воспитать в процессе труда нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование).

Д. Локк был сторонником принципа: в здоровом теле - здоровый дух. Поэтому содержание трудового воспитания должно сводится к тому, чтобы в его процессе было побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренность сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, голова и ноги в холоде - условия гигиены, делающие тело крепким и способным служить душе.

В духовном отношении в процессе труда дети должны воспитываться как самостоятельные, разумные существа. Следует детей приучать к самообладанию и самоотвержению. Не менее важно образование практического ума: вежливости, такта, благовоспитанности, любви к хорошей репутации. Средства: похвала и порицание.

Педагогическая система  Локка, изложенная в трактатах "Некоторые  мысли о воспитании" (1693 г.), "О  пользовании разумом" (издан в 1706 г.) и др., ориентирована на воспитание "делового человека", "джентльмена". Она органически сочетает в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование.

Наряду со светским воспитанием (танцами и верховой ездой) будущий джентльмен должен усвоить несколько ремёсел, особенно тех, которые связаны с ручным трудом на открытом воздухе, получить навыки в стенографии и счетоводстве, необходимые для ведения хозяйственных дел. Своеобразная программа "трудового воспитания" джентльмена учитывала потребности буржуазного общества в деловых, инициативных людях.

В процессе трудового  воспитания из своих питомцев Д. Локк желает сделать не только в полном смысле здорового, но и светского человека. При этом в воспитании, прежде всего, действует пример.

Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное  воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье.

 

 

1.3. Взгляды на трудовое  воспитание Ж.Ж. Руссо

 

 

Руссо по-своему пытается решить важную проблему - проблему трудового воспитания, руководства трудовой деятельностью подростка.

         Труд Руссо ценит очень высоко, как неизбежную и священную обязанность человека. Так не высоко он ценит и ставит человека труда, простого труженика из народа, в первую очередь крестьянина и ремесленника. Тот, кто не трудится, кто ведет праздный образ жизни, не заслуживает звания человека, утверждает Руссо. "Труд, - пишет он, - есть неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин, богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут".

        Звание ремесленника, а в зависимости и в связи с этим ценность ручного труда Руссо выдвигает на первый план. Если земледелец зависит от своего поля, рассуждает Руссо, сборами с которого может овладеть другой, то ремесленник зависит только от своего труда, следовательно, он свободен. Если в смысле своей личной свободы ремесленник и занимает, по мнению Руссо, первое место среди прочих занятий, то по ценности и полезности труда звание земледельца - самое почетное, самое благородное. "... Земледелие есть первое ремесло человека: оно самое честное, самое полезное и, следовательно, самое благородное из всех, какими только может он заниматься". Руссо сообщает читателю, что своего Эмиля он не собирается обучать земледелию, т.е. мальчик, начав с него в детстве, хорошо изучил его, знает все полезные работы и сейчас ими постоянно занимается. Хотя раньше об этом Руссо почти ничего не говорил, читатель, однако, может предполагать, что Эмиль, воспитанный с ранних лет в труде, полюбил его и получил необходимые трудовые навыки. Тем самым Руссо считает трудовое воспитание неотъемлемой и составной частью общего процесса развития и воспитания подростка. Приступая к обучению Эмиля ремеслу, Руссо, прежде всего, видит в занятиях ручным трудом средство и трудового, и нравственного, и физического воспитания и не в меньшей мере фактор развития умственных сил ребенка. Основная же цель обучения ремеслу - не столько изучение ремесла ради приобретения трудовых навыков с тем, чтобы затем навечно приковать себя к данному виду занятий, а через ремесло, через труд сделаться человеком, подняться до высокого звания человека. "Мы не для того поступили в ученье, - пишет Руссо,- чтобы стать рабочими, а для того, чтобы стать людьми; обучение же этому последнему ремеслу труднее и продолжительнее всякого другого".

Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики