Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:24, реферат
Учитывая вышесказанное, мне представляется, что важным является рассмотрение того, как в истории зарубежной и русской педагогики исследовалась проблема трудового воспитания, какие были представлены идеи и точки зрения на данную проблему.
Именно в силу данных обстоятельств, считаю, что выбранная мною тема в высшей степени актуальна, отображает необходимость комплексного изучения проблемы трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики………………………………………………………………………..5
1.1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………….5
1.2. Взгляды на трудовое воспитание Д.Локка…………………………..7
1.3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж.Руссо………………………..9
Глава 2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики……………………………………………………………………….12
2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского……………….12
2.2. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко………………..14
2.3. Взгляды на трудовое воспитание Н. К. Крупской…………………16
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………..21
И в процессе трудовых занятий, в изучении ремесла направляющая роль педагога отнюдь не снижается. Раньше, в период детства (до 12 лет), дело обстояло несколько иначе. Основное занятие ребенка тогда, как это показывал нам Руссо, состояло в том, чтобы не мешать ему бегать, кричать, играть, т.е. не препятствовать его естественным движениям и действиям. Это был, по существу, процесс саморазвития, свободного проявления физических сил, процесс, никем и ничем почти не ограничиваемый, кроме законов необходимости. Сейчас, когда основным видом деятельности становится труд и не случайное, а направленное изучение ремесла, влияние педагога на воспитанника усиливается. В связи с этим меняется и характер руководства, характер их взаимоотношений, хотя внешне Руссо старается и не подчеркивать этих изменений. Но они, эти изменения, и в руководстве, и в отношениях между педагогом и ребенком есть.
Воспитанник, во-первых, выбирает не любое ремесло, какое ему придется по душе (хотя Руссо и внушает читателю, что главное здесь - интерес самого Эмиля к тому или другому виду занятий). Но мы видим, что выбираются такие ремесла (например, столярные), которые наиболее полезны, ценны, гигиеничны и т.д. Руссо трудно, разумеется, доказать читателю, что воля и опытность педагога и интересы воспитанника здесь всецело совпадают.
Интересные мысли высказывает Руссо о влиянии педагога на ребенка в самом процессе и ходе труда. Направленность воздействий на воспитанника, причем, весьма определенного свойства, подчеркивается в следующих словах: "Водя его из мастерской в мастерскую, никогда не допускайте его ограничиваться одним наблюдением, без приложения своих рук к делу; пусть он выходит не раньше, чем узнает в совершенстве основы всякого производства или, по крайней мере, всего, что наблюдал". Не менее интересна мысль Руссо и о совместной деятельности воспитателя и воспитанника в процессе труда.
Ремесло они изучают вместе, вместе работают, вместе обсуждают итоги работы, свои достижения и промахи. Обращаясь к наставникам, Руссо советует: "...работайте сами, давайте всюду пример".
Идея о практическом примере самого воспитателя в труде, по существу, о сотрудничестве педагога и ребенка принадлежит к числу ценных идей педагогической теории Руссо.
Своеобразно решается в данной главе и вопрос о функции наставления. Как известно, Руссо - противник словесных наставлений и назиданий, противник "болтливого" воспитания, с помощью которого, как пишет педагог, можно создать лишь болтунов. В раннем периоде (о котором речь шла во второй главе) Руссо признавал наставление с опорой на личный опыт ребенка. И теперь отношение к голому, чисто словесному наставлению у него в принципе не изменилось. Однако, признав "Робинзона Крузо" лучшей книгой для подростков, Руссо пишет: "Роман этот... будет для Эмиля одновременно и развлечением и наставлением в ту пору, о которой идет здесь речь".(3) Таким образом, наставление, лишенное излишнего морализирования, а, напротив, основанное на фактах и примерах из увлекательной книги, может иметь, по Руссо, большое воспитывающее значение.
Глава 2. Проблема трудового воспитания
в истории русской педагогики
2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского
В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа, и его прав на образование.
В нравственном воспитании большое значение Ушинский придавал выработке у ребёнка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, вместе с тем и нравственности и счастья.
Труд и его воспитательное значение огромны, утверждал Ушинский. Труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Без участия в труде человек не только не может развиваться, но не может и оставаться на одном месте. Он обязательно будет деградировать как личность, разрушаться в нравственном, умственном и эстетическом отношениях.
В книге «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский предлагает средства, способные развить привычку к труду.
Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.
Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.
Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.
Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и та принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.
"Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни".
"Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутомимую жажду труда".
"Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад".
Игра-труд.
Дети любят трудиться. Даже играя, они приобщаются и труду. Они вносят в игры и серьезные занятия. А иногда работающий ребенок так увлекается игрой, что не отличает игры от серьезных дел, получая величайшее наслаждение, скажем, от копания грядок, плетения корзинок, шитья кукол. И вот эту-то игру-труд и должен использовать родитель и воспитатель как средство развития активности детей, как средство, приобщения детей к величайшему воспитателю, каким и является свободная инициативная деятельность ребенка. Подход К.Д.Ушинского к значению игры и труда для дошкольного возраста представляется нам чрезвычайно важным, т.к. сообразуется с психологией и физиологическим развитием ребенка. Разделение игры и труда для ребенка дошкольного возраста есть неправильное понимание его природы. Еще более губительно для его духовно-нравственного воспитания игнорирование обучения труду при игровых занятиях. Задача научения ребенка игровой деятельности без учета подготовки ребенка к труду, является ошибочной и даже вредной. Игра без труда вредна для ребенка так же, как и труд без игры.
2.2. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко
К числу подлинных первопроходцев науки принадлежит Антон Семенович Макаренко.
Макаренко была создана теория трудового и идейно– эстетического воспитания. Выдающийся советский педагог увидел в стремлении к завтрашней радости могучий стимул развития социальной активности и построил на этом эффективную воспитательную систему.
Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей.
“Труд, – писал А.С.Макаренко, – без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы моете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, е дающим положительного результата.
Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы.”
В оценке производительного труда в воспитательной системе Макаренко следует, прежде всего, провести принципиальную линию, отделяющую его понимание роли труда в воспитании детей от теории так называемого “трудового обучения и практики и “трудовой школы”. У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники.
Практика А.С.Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства.
Максимально сложный, требующий предельной технической точности и первоклассно оборудованный производительный труд должен быть составной частью содержания детской воспитывающей жизни.
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта.
Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл”
В трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей.
Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, – все это достигается и воспитывается в детях через участие их в труде.
Единственная с педагогической точки зрения польза труда заключалась в том, что он заполнял собою свободное время воспитанника и вызывал у него некоторое утомление.
Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми.
Воспитывая у ребят умение, мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника. Соединяя романтику мечты с прозой труда, Макаренко воспитывал деятелей, способных самую смелую мечту сделать замечательной явью.
И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.
2.3. Взгляды на трудовое воспитание Н.К.Крупской
Н. К. Крупская (1869—1939), жена и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР.
Формирование нового человека социалистического общества Н. К. Крупская не мыслила себе без воспитания у него коммунистического отношения к труду. Она указывала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества. Очень важно, подчеркивала Н. К. Крупская, чтобы в процессе труда школьники имели возможность обогатиться новыми знаниями или применить ранее ими приобретенные. Большое значение Надежда Константиновна придавала тому, чтобы труд детей имел определенную общественную ценность, а не сводился к упражнениям в “трудовом чистописании”. Школьникам должна быть ясна цель выполняемых ими трудовых заданий и полезность их результатов; только в этом случае труд возбудит у них интерес.
Трудовое воспитание учащихся в различных его формах Н. К. Крупская тесно связывала с политехническим образованием, которому она посвятила более ста своих работ. В них она пропагандировала учение Маркса — Энгельса — Ленина о политехническом образовании как одном из условий успешного строительства социалистического общества и факторе всестороннего развития человека. Основную задачу политехнического образования Надежда Константиновна видела в том, чтобы учащиеся овладели научно-техническими основами современного производства, его технологией. Большое значение она придавала также ознакомлению их с вопросами организации труда и планирования производства.
Н. К. Крупская дала конкретные методические указания об осуществлении в советской школе политехнического обучения на основе общего образования и обязательной связи труда с преподаванием других учебных предметов. Политехнизм, в ее понимании, не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитать собой все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью, особенно с обучением труду. Только такая увязка может преподаванию труда придать политехнический характер.
Непременным условием осуществления политехнизма Н. К. Крупская считала включение учащихся в трудовую деятельность. Политехническое образование без участия школьников в производительном труде представляет собой, по словам Надежды Константиновны, “политехнизм мертвый”; политехнизм “живой должен быть связан с производством, с общественно полезной работой.
Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики