Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Здесь мы заострили внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание Д. Локка, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо.
– изучить проблему трудового воспитания в истории русской педагогики.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики……………………………………………………………………… 5
Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………………. 5
Взгляды на трудовое воспитание Д. Локка………………………………8
Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо…………………………… 10
Глава I. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики………………………………………………………………………… 13
2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского……………………. 13
2.2. Взгляды на трудовое воспитание Л.Н. Толстого………………………. 15
2.3. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко……………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

Введение - копия.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Проблема трудового  воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогике

 

 

 

 

Выполнила: студентка очной

 формы обучения  группы

 

Проверил: ассистент кафедры

 дошкольной педагогики

 

 

Москва, 2013 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава I. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики………………………………………………………………………  5

    1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………………. 5
    2. Взгляды на трудовое воспитание Д. Локка………………………………8
    3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо…………………………… 10

Глава I. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики………………………………………………………………………… 13

2.1.    Взгляды на  трудовое воспитание К.Д. Ушинского……………………. 13

2.2.    Взгляды на  трудовое воспитание Л.Н. Толстого………………………. 15

2.3.    Взгляды на  трудовое воспитание А.С. Макаренко……………………. 17

Заключение……………………………………………………………………….. 21

Список использованной литературы………………………………………… 22

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема рефераты называется «Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».

Актуальность тематики состоит  в понимании того, что труд есть важнейшее средство воспитания, начиная  с дошкольного  возраста, в  процессе  формируется   личность   ребенка,   складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания может  и  должен быть организован так, чтобы  они научились понимать  пользу  и  необходимость труда для  себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней  радость – необходимое условие  для  проявления  творчества  личности,  ее талантов.

Трудолюбие и способность  к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего  детства. Труд должен быть  творческим,  потому  что  именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец,  труд  должен  приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать,  что  труд  это проявление людей  друг о друге.

Учитывая вышесказанное, нам представляется, что важным является рассмотрение того, как в истории  зарубежной и русской педагогики исследовалась проблема трудового  воспитания, какие были представлены идеи и точки зрения на данную проблему.

Именно в силу данных обстоятельств, считаем, что выбранная нами теме в высшей степени актуальна, отображает необходимость комплексного изучения проблемы трудового воспитания в  истории зарубежной и русской  педагогики.

В ходе исследования автором  были поставлены следующие задачи:

– изучить проблему трудового  воспитания в истории зарубежной педагогики.

Здесь мы заострили внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского, во-вторых, взгляды  на трудовое воспитание Д. Локка, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо.

– изучить проблему трудового  воспитания в истории русской  педагогики.

Здесь мы заострили внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание Л.Н. Толстого, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко.

Рассмотрением вышеперечисленных  аспектов мы и намерены заняться в  дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема трудового воспитания

в истории зарубежной педагогики

    1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит  Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Его по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла ответить прежняя педагогика. В трактате "Великая дидактика" Я.А. Коменским сформулированы сенсуалистские педагогические принципы Коменского.

Великий педагог видел  в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Огромное значение Я.А. Коменский придавал трудовому воспитанию, которое должно было формировать человека, способного служить обществу. Я.А. Коменский  считал, что познание должно приносить  пользу в практической деятельности и провозглашал обязательность реального  общественно полезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы  органов чувств ребенка в процессе трудового воспитания. 

Характеризуя истоки концепцию  трудового воспитания Я.А. Коменского, отметим, что мыслитель последовательно  обосновал принцип природосообразности в трудовом воспитании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе "Выход из школьных лабиринтов". Аргументация этого принципа стала громадным шагом вперед в генезисе педагогической науки.

Коменский провозглашал волю, деятельность, понимание воспитанника как основные составляющие педагогического  процесса и трудового воспитания. Педагогическая система в его "Великой дидактике", а применена в труде "Мир чувственных вещей в картинках", в котором наглядно изображено все, что может занимать и питать детский мир: как мир небесный, раскрываемый человеку религией, так и мир земной - достояние науки.

Здесь впервые положены философские  основания не только воспитательному  обучению, но и начертана вся система  физического, умственного, нравственного, эстетического, религиозного воспитания. Здесь положено первое начало народному, женскому образованию на основе демократизма, гуманизма, природосообразности. Подобающее место отводилось родному языку. 

Природосообразность означала признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно полном умственном и нравственном воспитании, так как это принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но Коменский не отрицал наличия индивидуальных задатков. Считал, что ребенку присуща склонность к деятельности. Коменский ставил цель воспитания: посредством развития чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, усваивают образцы окружающего мира, учатся активно действовать.

Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе (естественный метод образования) - приведение в соответствие законов педагогической науки и законов природы. Эта идея хорошо представлена в работе "Выход из школьных лабиринтов".

Я.А. Коменский не оставил  в стороне и проблему физического (трудового) воспитания как подрастающего  поколения, так и взрослых людей. Следуя жизнеутверждающим гуманистическим  традициям Н. Кузанского, Т. Мора, Л. Ривеса, Ф. Рабле и др. мыслителей эпохи Возрождения, Я.А. Коменский  ратовал не за умерщвление плоти, не за отказ от всех земных удовольствий, как того требовала средневековая церковь, а напротив, настаивал на том, чтобы учить людей "так любить земную жизнь, чтобы они захотели жить вечно… учить любви к жизни" , умению радоваться жизненным радостям, в том числе телесным, физическим.

"В интересах каждого  человека исправно заботиться  о своём здоровье… В самом деле, основа всякой деятельности - жизненная бодрость, т. е. энергия здоровья, и мы должны всесторонне заботиться о сохранении здоровья на протяжении всей жизни, особенно же в её начале…".  Коменский говорит об этом в связи с раскрытием идеи всестороннего развития человека. Он настаивает, доказывает, что "не только одну сторону человека, но и всего человека должно развивать во всем, что служит совершенству человеческой природы". 

Я. А. Коменский даёт советы: "Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают. Пусть играют в игрушечные вещи (коляски, мыльницы и т. д.), всегда играя с  ними, дети будут развивать в теле здоровье, в уме - живость, а во всех членах - подвижность".  Нельзя мешать детям играть, наоборот, надо помогать им в игре. Поощрять и постоянно усложнять различные "механические" умения и навыки, трудовые приёмы.

Приучить к умеренности  и воздержанию, "так как это  основа здоровья и жизни и мать всех остальных добродетелей".  Нормальное физическое воспитание и  развитие учащихся, по Коменскому, должно обеспечиваться, прежде всего, разумными  дидактическими средствами и правильной организацией школьной жизни, когда  учение становится лёгким, приятным, радостным. Это и более полная реализация его "естественного метода", и  педагогические действия в согласии с природой ребёнка, и обеспечение  отдыха после напряженных занятий, а также "досуга, радостей и основательного успеха", и установление добрых взаимоотношений между учащими и учащимися, и устранение "шума, одурения, напрасного труда".

Истинным великим идеям  Я.А. Коменского уготовлена долгая жизнь. Именно такими являются педагогические идеи Коменского в целом и о  физическом и трудовом воспитании детей  в частности. Обращение к ним  и в наши дни приносит немалую  пользу.

1.2. Взгляды на  трудовое воспитание Д. Локка

Творчество философа и  педагога Джона Локка (1632-1704 гг.) сыграло  заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего  поколения. Он родился в Брингтоне в 1632 году. Его отец (капитан армии) отправил его в Вестминстерскую школу, а затем в Оксфорд. Здесь он до 19 лет изучал философию Аристотеля, но затем перешел к изучению сочинений Декарта и медицины.

Характеризуя предпосылки  к созданию системы трудового  воспитания, отметим, что по теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. "Многие думают, что есть прирожденные идеи, которые  душа получает при своем зарождении и приносит вместе с собой в  мир. При этом, ссылаясь на то, что  они у всех людей имеют одинаковое общее значение. Но этот факт ошибочен. На самом деле ни в теории, ни в  практике нет таких основных положений, которые бы признавались всеми бы. Если бы идеи были прирожденными, то все  должны были знать их с самого раннего  детства. Без размышления никто  не приходит к сознанию общих начал, первые пробуждения познания вообще не суть, общие положения касаются только частных впечатлений. А последние  являются гораздо позже в сознании человека, а, следовательно, бывают, не прирожденны, а приобретены опытом, Этот опыт двояк: или он происходит через познание внешних предметов посредством органов чувств - ощущение, либо он есть результат внутренней деятельности нашей души - рефлексия". "В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта" - вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк. 

Д. Локк выделяет виды воспитания:

▪ Физическое воспитание

▪ Этически-нравственное воспитание

▪ Умственное воспитание

▪ Трудовое воспитание.

Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность зависит  от воли и умения сдерживать свои желания. Воля развивается при преодолении  трудностей. Следует удовлетворять  любознательность детей, их стремление к бескорыстному знанию. Даже то, что детям надо выучить, в начале не должно иметь характера обязательного урока. Лучше когда учащиеся сами попросят учителя (тем самым показывается роль мотива). В обучении следует возбуждать самостоятельность.

Д. Локк выводит  цель трудового воспитания: воспитать в процессе труда нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование).

Д. Локк был сторонником  принципа: в здоровом теле - здоровый дух. Поэтому содержание трудового  воспитания должно сводится к тому, чтобы в его процессе было побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренность сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, голова и ноги в холоде - условия гигиены, делающие тело крепким и способным служить душе.

В духовном отношении в  процессе труда дети должны воспитываться  как самостоятельные, разумные существа. Следует детей приучать к самообладанию и самоотвержению. Не менее важно образование практического ума: вежливости, такта, благовоспитанности, любви к хорошей репутации. Средства: похвала и порицание.

В процессе трудового воспитания из своих питомцев Д. Локк желает сделать  не только в полном смысле здорового, но и светского человека. При этом в воспитании, прежде всего, действует  пример. Локк выдвигает требования к учителю: положительность, умеренность  характера, любовь к детям, усердие  и благоразумие, знание латыни, владение научным познанием, репутация положительного человека. "Кто хочет быть любим  в обществе, тот должен выражать в своих поступках не только силу и твердость, но и грацию (слова, взгляды, движения), чтобы они были в строгой  сообразности с лицами, к которым  мы относимся или с окружающими  обстоятельствами. Хорошие манеры украшают человека и делают его приятным членом любого общества - суть понятия "джентльмен".

1.3. Взгляды на  трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712-78) являлся  французским писателем и философом. Представитель сентиментализма. В  педагогическом романе «Эмиль или о  Воспитании» (1762) Руссо обрушился  на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение  к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо  изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей  воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогике