Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Здесь мы заострили внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание Д. Локка, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо.
– изучить проблему трудового воспитания в истории русской педагогики.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики……………………………………………………………………… 5
Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………………. 5
Взгляды на трудовое воспитание Д. Локка………………………………8
Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо…………………………… 10
Глава I. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики………………………………………………………………………… 13
2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского……………………. 13
2.2. Взгляды на трудовое воспитание Л.Н. Толстого………………………. 15
2.3. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко……………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

Введение - копия.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

В Эмиле Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным  воспитанием», которая, он убежден, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет  самого Руссо) воспитывает Эмиля  в уединении, дабы ему не привились  пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей. Нет и следа  пренебрежения умственным ростом, но, поскольку из всех человеческих дарований интеллект формируется последним, он позже всего остального должен становиться предметом внимания и забот воспитателя. Глупо, занимаясь с ребенком, даже касаться моральных или религиозных вопросов, ведь это значило бы обращаться с учеником как со взрослым человеком. Таким образом, вовсе не являясь приверженцем иррациональности, Руссо настаивает на том, что развитию интеллекта необходимо уделить должное внимание, но лишь на той стадии, когда это может иметь смысл.

Эмиль не касается политики, однако эта книга незаменима для  понимания политической теории Руссо: Эмиль – человек, призванный существовать в правильно устроенном обществе, описанном Руссо в Общественном договоре. Ни прославления индивидуализма, ни апофеоза коллективизма в этом трактате нет. Основная его мысль  заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие  ее устремлениям.

Ж.Ж. Руссо выступил горячим  сторонником естественного воспитания. Воспитание каждого человека, писал  Руссо в книге "Эмиль, или о  воспитании", дается природой путем  непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь  к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке  естественность, прививать чувство  свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо делил жизнь  детей на четыре периода. В первый период - от рождения до двух лет - он предлагал  уделять внимание главным образом  физическому воспитанию; во второй - от двух до двенадцати лет - воспитанию чувств; в третий - от двенадцати до пятнадцати лет - умственному воспитанию; в четвертый период - от пятнадцати до восемнадцати лет - нравственному  воспитанию. Этот последний отрезок  времени он называл периодом "бурь и страстей".

Очень много ценных советов  и наставлений Руссо дает в  первых двух книгах "Эмиля". Он рекомендует  исподволь действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы  и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением  нежелательных и взбалмошных  детских просьб.

Вместо старых форм общественного  воспитания Руссо считал необходимым  ввести демократическую систему, в  основу которой требовал положить трудовое воспитание: изучение общественных ремесел  и искусств, причем в ходе обучения он считал необходимым выявлять у  воспитанников те или иные дарования, заложенные природой.

Делясь своим педагогическим опытом, Руссо утверждал, что каждый воспитатель обязан научить своего воспитанника не рассчитывать ни на родителей, ни на здоровье, ни на богатство. Он должен дать понять ему, что без труда  жизнь бесцельна, что труд есть неизбежная обязанность общественного человека и "всякий праздный гражданин есть плут". Воспитатель, кроме того, должен не жалеть ни сил, ни времени для  того, чтобы занимать воспитанника добрыми делами, ибо, только делая  добро, люди становятся добрыми.

Педагогический успех, по мнению Руссо, мог быть достигнут сочетанием ремесленного труда с выполнением основных правил естественного воспитания.  Но не только это определяет успех. Система естественного воспитания достаточно эффективна только при правильном и привычном соединении физических и умственных упражнений.

 

 

 

 

Глава 2. Проблема трудового воспитания

в истории русской  педагогики

2.1. Взгляды на  трудовое воспитание К.Д. Ушинского

В России цельную дидактическую  систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа, и его прав на образование.

В своем капитальном труде  «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость  их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного  воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и  передовых общественных идеалов.

В своем труде “Человек как предмет  воспитания”  К.Д.  Ушинский  выдвинул  и  обосновал  важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, -  строить  воспитательно-образовательную работу  с учетом   возрастных   и психологических особенностей  детей,  систематически  изучать   детей   в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека  во  всех  отношениях, то она должна прежде узнать его тоже  во  всех  отношениях.

Воспитатель  должен  стремиться  узнать человека, каков он есть в  действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми  его будничными, мелкими  нуждами  и  со  всеми  его  великими  духовными требованиями”.

Историческая заслуга  К.Д. Ушинского заключается в том, что он  изложил  в соответствии с научными достижениями того времени  психологические основы  дидактики - теории  обучения.  Он  дал  ценнейшие  указания,  как  надо  в  процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической  частью  процесса обучения.  Повторение,  считал  Ушинский,  нужно  не   для   того,   чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для  того, чтобы  предупредить  возможность  забвения”;  всякий  шаг  вперед  в  деле  обучения должен опираться на знания пройденного.

К.Д. Ушинский  придавал  важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным,  но  и полезным  отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых  учебных заведениях,  где воспитанники  могут заниматься  обработкой  сада,  огорода,  столярным и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т.п.  С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей.

Педагогические   высказывания    К.Д. Ушинского    о    нравственно- воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являются ценными и в наше время.

В деле трудового воспитания  детей  дошкольного  возраста  К.Д. Ушинский  видное  место отводил  природе - “одному из  могущественных  агентов  в  воспитании  человека”.  Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка.

Общение детей с природой помогает  развивать  их  умственные  способности.  Наблюдение и изучение  родной  природы  способствует  и  развитию  чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у  детей бережное отношение к сохранению природной среды.

Цель трудового воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному  труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии  в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки  и школы, выступал против руководящей  роли духовенства в школе.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного  человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное  место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

2.2. Взгляды на  трудовое воспитание Л.Н. Толстого

В конце XIX – начале XX в. особую популярность в России получают идеи свободного воспитания. Одним из первых теоретиков и практиков этого  учения является Л.Н. Толстой. Толстой  протестовал против жесткой дискриминации  личности ребенка в школе, против развития рабского сознания и тоталитарного  мышления, против методов принудительного  обучения.

В противоположность существующей ситуации он выдвигает тезис: «критериум педагогики только один – свобода».  Исходя из него Л.Н. Толстой и начинает развивать свое учение о «свободном воспитании».

Л.Н. Толстой проповедовал трудовой образ жизни. Его долгий и плодотворный земной путь можно  назвать школой труда и самодисциплины. Для многих современников и потомков система его взглядов стала образцом для подражания.

Состояние же человека, по Толстому, нельзя разделить на физическое и нравственное. По мнению великого писателя, организм реагирует на внешние проявления состоянием духовным и физическим, а еще чаще духовная подавленность, грусть и печаль вызывают болезни.

Эта мысль непосредственно  связана с мировоззрением Л.Н. Толстого: с его пониманием положения человека в мире природы, цивилизации, культуры. Он был сторонником естественного  человека, живущего в тесном единстве с природным миром, не искалеченного  городской сутолокой и верного  своему изначальному естеству.

Надо быть ближе к природе. Вредно любое излишество, придуманное  цивилизацией. Такова отправная посылка  знаменитой толстовской теории "трудовой жизни". Согласно этой теории в жизни  писателя возникло вегетарианство как  культ простой пищи; пристрастие  к естественным тканям: полотну, холстине, батисту; особый ритм жизни, ее по-крестьянски  трудовой настрой.

Для того, чтобы сберечь свою нравственную и физическую силу, необходима постоянная деятельность. И примером своей жизни Толстой утверждал культ трудовой и здоровой жизни.

Вторую половину своего долгого  земного пути Л.Н. Толстой жил  по строгому режиму, привычку к которому вырабатывал в себе самовоспитанием. Свой день Л.Н. Толстой делил на четыре части, называя их "мои четыре упряжки". Первые три приходились  на утреннее время, а день Толстого начинался рано, не позднее 5 часов  утра.

Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и  зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. В хамовническом  доме-музее до сих пор хранятся гантели, с которыми он совершал утренние упражнения.

Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять-шесть  километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Толстой  считал, что верховая езда поддерживала его здоровье и снимала напряжение умственных занятий. Чуть позже можно  было видеть Л.Н. Толстого, летящего на велосипеде.

2.3. Взгляды на  трудовое воспитание А.С. Макаренко

А.С. Макаренко (1888-1939) – педагог  и писатель, осуществивший беспримерный в педагогической практике опыт массового  перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-35, в пригороде Харькова).

А.С. Макаренко горячо выступал против извращений в вопросе о  трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко  протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного  некоторыми педагогами того времени  из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд  как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное  внимание уделялось трудовым навыкам  в ущерб приобретению систематических  общеобразовательных знаний.

Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и  сложной наукой. Он с уважением  относился к педагогическим идеям  виднейших прогрессивных педагогов  прошлого и боролся за подлинную  марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, А.С. Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить  вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все  условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое  место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма  был ведущим, коренным вопросом советской  педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А. С. Макаренко  заключается в том, что он продвинул  этот вопрос дальше, указав ряд глубоко  обоснованных и успешно проверенных  на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив  — это центральная идея его  педагогической системы, красной нитью  проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогике