Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:43, реферат
Здесь мы заострили внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание Д. Локка, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо.
– изучить проблему трудового воспитания в истории русской педагогики.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики……………………………………………………………………… 5
Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………………. 5
Взгляды на трудовое воспитание Д. Локка………………………………8
Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо…………………………… 10
Глава I. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики………………………………………………………………………… 13
2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского……………………. 13
2.2. Взгляды на трудовое воспитание Л.Н. Толстого………………………. 15
2.3. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко……………………. 17
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………………………………………… 22
«Задача нашего воспитания
сводится к тому, чтобы воспитать
коллективиста»,— говорит
Под коллективом Макаренко
понимал не случайное скопление
людей, а объединение их для достижения
общих целей в общем труде
— объединение, отличающееся определенной
системой полномочий и ответственности,
определенным соотношением и взаимозависимостью
отдельных своих частей. Он подчеркивал,
что коллектив — часть
«Только создав единый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».
Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего.
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
Трудовая деятельность воспитанников
занимала большое место в руководимых
Макаренко учреждениях; она непрестанно
развивалась и
Своей высшей формы эта
трудовая деятельность достигла в коммуне
имени Дзержинского, где воспитанники
(старшего возраста) обучались в
средней школе и работали на производстве
со сложной техникой, требующей
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.
Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Отвергая неправильное утверждение
педагогов, находившихся под влиянием
теории «свободного воспитания», будто
«наказание воспитывает раба», Макаренко
указывал, что, применяя наказания, можно
воспитать и раба или запуганного,
дряблого человека и свободную, полную
человеческого достоинства
Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
Заключение
Подведем итог вышесказанному.
Как можно было видеть из изложенного, проблеме трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики уделялось значительное внимание в большей части педагогических концепций.
Однако важной особенностью в данном отношении является то, что само понятие «трудовое воспитание» использовалось, в рассмотренных нами концепциях, не всегда, хотя и подразумевалось.
Так, в идеях Я.А. Коменского
используется понятие не «трудового
воспитания», а «физическое воспитание»,
что в принципе – эквивалентно.
В отличие от Я.А. Коменского Д. Локк
оперирует непосредственно
Как указывалось во введении, труд есть важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Именно поэтому, история педагогики так богата концепциями, которые обосновывают идеи трудового воспитания.
Список использованной литературы
1. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М.: Наука, 1976. – 213 с.
2. Галаган Г. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. – М.: Наука, 1981. – 312 с.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 342 с.
4. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М.: Наука, 1973. – 285 с.
5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – 248 с.
6. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. / Пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1991. – 285 с.
7. Литвинов Л.Н. История дошкольной педагогики. – М.: Просвещение, 1989. – 265 с.
8. Ломунов К. Жизнь Л.Толстого. – М.: Просвещение, 1981. – 291 с.
9. Макаренко А.С. О воспитании. / Сост. Хелемендик В.С. – М.: Просвещение, 1988. – 329 с.
10. История педагогики: Учебное пособие. / Под ред. Шабаевой М.Ф. – М.: Просвещение, 1981. – 374 с.
11. О трудовом воспитании: Хрестоматия. / Сост. Аксенов Д. – М.: Просвещение, 1982. – 250 с.
Информация о работе Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогике