Проблемные ситуации на уроках ПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Основная часть
Раздел I
Проблемное обучение (проблемные ситуации) на уроках ……... 5
Методы обучения ………………………………………………….. 9
Формирование творческих способностей учащихся …………... 11
Вывод по разделу I………………………………………………... 13
Раздел II
Конспект теоретической части урока ПО ………………………. 16
Подбор стрижки – чтобы прическа была к лицу …………… 16
План урока ……………………………………………………….. 21
Анализ урока ……………………………………………………... 22
Заключение ……………………………………………………………… 24
Список литературы ……………………………………………………... 25
Приложение ………………

Файлы: 1 файл

курсовая Word.doc

— 672.50 Кб (Скачать файл)

                                                                  Содержание

 

  1. Введение ……………………………………………………………………3
  2. Основная часть

     Раздел I

    1. Проблемное обучение (проблемные ситуации) на уроках ……... 5
    2. Методы обучения ………………………………………………….. 9
    3. Формирование творческих способностей учащихся …………... 11
    4. Вывод по разделу I………………………………………………... 13

          Раздел II

    1. Конспект теоретической части урока ПО ………………………. 16
      1. Подбор стрижки – чтобы прическа была к лицу …………… 16
    2. План урока ……………………………………………………….. 21
    3. Анализ урока ……………………………………………………... 22
  1. Заключение ……………………………………………………………… 24
  2. Список литературы ……………………………………………………... 25
  3. Приложение ……………………………………………………………... 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. 

          Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем.   Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих и познавательных способностей учащихся, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Для всего этого педагогу можно создать проблемные ситуации на уроках, тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.

           Цели исследования:

1) выявить эффективность проблемных ситуаций на уроках ПО, как средства развития познавательных способностей учащихся, обучающихся по профессии «Парикмахер».

Задачи исследования:

1) разработка действенной  системы использования проблемных  ситуаций на уроках ПО в  формировании и развитии познавательных способностей учащихся.

2) выявление познавательных  способностей учащихся;

3) использование методик  развития познавательных способностей  через проблемные ситуации;

4) определение эффективности  реализации проблемных ситуаций на уроках ПО по профессии «Парикмахер».

          5) проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры технического творчества и технического творчества учащихся; 
         6) разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся на уроках ПО;

          7) экспериментально проверить возможность развития технического творчества учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

          Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения. 
          Предмет исследования – развитие познавательных и творческих способностей учащихся на уроках ПО, развитие нового отношения учащихся к выбранной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная  часть

 

 Раздел I

 

1.1. Проблемное  обучение (проблемные ситуации) на  уроках

 

Сегодня наиболее перспективным  и соответствующим социально-экономическим, а также и педагогическим условием является проблемное обучение.

Его трактуют и как  принцип обучения, и как новый  тип учебного процесса, и как метод  обучения, и как новую дидактическую  систему.

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

2) достигнуть высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут  быть реализованы с большим успехом  именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Особенность проблемного  обучения заключается в том, что  оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи  процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

Сущность проблемного  обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

В основе ее создания лежат  следующие положения:

- процесс мышления  имеет своим источником проблемную  ситуацию;

- проблемное мышление  осуществляется, прежде всего, как  процесс решения проблемы;

- условиями развития  мышления является приобретение  новых знаний путем решения проблемы;

- закономерности мышления  и закономерности усвоения новых  знаний в значительной степени  совпадают.

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Люди со слабо развитой потребностью в поиске живут менее  напряженной жизнью, их поисковая  активность выражается только конкретными вешними ситуациями, когда не удается на основе хорошо отработанных форм поведения удовлетворить другие потребности, как биологические, - например, потребность в безопасности и в хлебе насущном, так и социальные, - например, потребность в престиже. Если же все основные желания удовлетворены, можно как будто жить расслаблено и спокойно, ни к чему особенно не стремясь и, следовательно, не подвергаясь риску поражения и ущемления. Отказ от поиска, если поиск не является внутренней насущной потребностью, дается безболезненно и спокойно. Однако это благополучие мнимое и условное. Оно возможно только в идеальных условиях полного комфорта. Наш динамичный мир такие условия никому не предоставляет - и это вполне закономерно, ибо накопление в обществе лиц с низкой поисковой активностью неминуемо привело бы к общественному регрессу. А в мире, где постоянно возникает необходимость в поиске хотя бы для удовлетворения первичных потребностей, отсутствие стремления к поиску как таковому делает существование мучительным, ибо постоянно приходится совершать усилие над собой. Поиск, не принося переживания естественности и удовлетворения, становится неприятной необходимостью для людей с низкой потребностью в поиске и, разумеется, гораздо хуже удается им, чем у людей с высокой потребностью в нем. К тому же человек с низкой активностью хуже подготовлен к столкновениям с жизненными трудностями и быстрее отказывается от поиска выхода из сложных ситуаций. И хотя этот отказ субъективно переживается им не так тяжело, но объективно сопротивляемость организма все равно снижается. В одной из стран была прослежена на протяжении ряда лет судьба людей, в характере и поведении которых преобладало чувство апатии, безразличия к жизни, людей с низкой активностью. Оказалось, что они в среднем умирают в более раннем возрасте, чем люди исходно активные. И погибают они от причин, которые не являются фатальными для других.

Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к  тому, что индивид оказывается  беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. Так что низкая потребность в поиске не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.

Проблемная ситуация характеризует определенное состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.

Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента:

- необходимость выполнения  такого действия, при котором  возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

- неизвестное, которое  должно быть раскрыто в возникшей  проблемной ситуации;

- возможности учащихся  в выполнении поставленного задания,  в анализе условий и открытии  неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

Типы проблемных ситуаций наиболее часто возникающих в  учебном процессе:

1. Проблемная ситуация  создается тогда, когда обнаруживается  несоответствие между имеющимися  уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2. Проблемные ситуации  возникают при необходимости  многообразного выбора из систем  имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации  возникают перед учащимися тогда,  когда они сталкиваются с новыми  практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

4. Проблемная ситуация  возникает в том случае, если  имеется противоречие между теоретически  возможным путем решения задачи  и практической неосуществимостью  или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

5. Проблемные ситуации  при решении технических задач  возникают тогда, когда между  схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

6. Проблемные ситуации  создаются и тем, что существует  объективно заложенное в принципиальных  схемах противоречие между статическим  характером самих изображений  и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

           Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

1. Перед учащимся должно  быть поставлено такое практическое  или теоретическое задание, при  выполнении которого он должен  открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

Информация о работе Проблемные ситуации на уроках ПО