Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:53, контрольная работа
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей до 3,5 – 4 лет: вызванные адаптацией стрессовые ситуации надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом к условиям существования в группе.
О трудностях адаптационного периода говорили отечественные и зарубежные исследователи (Н.М. Аскарина, Р.В. Токова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.) «Можно с большой долей вероятности
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада…………………………………………………………………………….5
Значение адаптации для здоровья ребенка…………………………...5
Механизм развития адаптационного синдрома………………………8
Факторы, влияющие на адаптацию…………………………………..12
Глава II. Комплексный подход к решению проблемы адаптации……………………………………………………………………16
Создание эмоционально благоприятной атмосферы……………….16
Работа с родителями и воспитателями ……………………………...17
Игры в адаптационный период………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………...22
Литература……………………………
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра дошкольного образования
Контрольная работа
«Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения»
Выполнил:
студент II курса ОЗО ДО
2 группа
Кустова Евгения Фаритовна
Проверил: Морозова О.В.
Владимир, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Проблема адаптации ребенка
к условиям детского сада……………………………………………………………………
Глава II. Комплексный подход
к решению проблемы адаптации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей до 3,5 – 4 лет: вызванные адаптацией стрессовые ситуации надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом к условиям существования в группе.
О трудностях адаптационного периода говорили отечественные и зарубежные исследователи (Н.М. Аскарина, Р.В. Токова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.) «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова (1999).
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источниками стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Многолетние исследования показали: положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и соблюдение определенных условий.
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что данная проблема очень актуальна для всех педагогов дошкольных учреждений, так как многие воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Поэтому необходимо усилить работу с персоналом в этом направлении: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как роль взрослого в общении с ребенком, этапы развития общения взрослого с ребенком, практическое применение этих знаний в условиях адаптации.
Объектом изучения - процесс адаптации ребенка раннего возраста в детском дошкольном учреждении.
Цель работы: на основе анализа литературы определить содержание проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и предложить пути решения данной проблемы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Глава I. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада.
Поступление в детское учреждение представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был центром внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроится, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям. Конечно, все это отражается на здоровье ребенка. Педагогические работники должны знать клинику адаптации, которая может быть разной по степени тяжести и факторы адаптации, чтобы облегчить данный период ребенка в детском саду.
Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Так определено научными исследователями.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных взаимодействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание. Это состояние было описано в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли тогда адаптацию. [9, с.29-35]
Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стресс, по утверждению медицины, - главный фактор на пути атеросклероза. Уже в десятилетнем возрасте фиксируются значительные изменения сосудистой стенки – это все последствия стрессовых состояний.
1-я особенность: ребенок
в период адаптации находится
в состоянии срыва
2-я особенность: стрессовое
напряжение в период адаптации
связано с изменениями
3-я особенность: в
период адаптации иммунная
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации
поведение ребенка
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20 – 40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация
приводит к длительным и
Таким образом, именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях. Задача персонала в детском учреждении – облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно организовывать поведенческую активность ребенка, искать способы облегчения адаптации.
В подобной ситуации
Один из ведущих специалистов
по воспитанию детей раннего
возраста профессор Н.М.
Как же ребенок проявляет себя в период адаптации?
Ребенок в это время может отказаться даже от пищи, а компенсировать чувство голода дома. Аппетит значительно нарушается в первые пять дней. Нарушается и сон ребенка – он не спит не только в учреждении, но и дома в результате возбуждения нервной системы. Меняется эмоциональное состояние детей. У каждого ребенка рано или поздно проявляются отрицательные эмоции. Но в большинстве случаев в эмоциональной сфере бывает бурное начало, которое затем сменяется периодом затишья. Данный период следует тщательно контролировать. Ребенок вроде бы примирился с обстановкой, но это патологическое затишье, ненормальное состояние ребенка. В первый день у ребенка ярко проявляются ориентировочные реакции (что это? кто это?). И после трех дней пребывания в детском саду, когда малыш все узнает, он как бы застывает. У такого ребенка адаптация всегда протекает тяжело. В это время он боится пространства, предпочитает сидеть где-то в уголке. Начинается потеря воды в организме – ребенок чаще мочится, расстраивается стул. Малыш испытывает повышенное чувство жажды, но пить не просит, на лице заметно страдание. Кожа становится суховатой, у рта и носа наблюдается синюшность в виде треугольника, ноги холодные, он постоянно мерзнет. Это клиника адаптации, персонал группы должен знать такие проявления и подумать, как помочь ребенку. У такого ребенка может повыситься температура, из-за нарушения терморегуляции нарушаются показатели развития: падает вес, замедляется рост. Запаздывает нервно-психическое развитие, особенно речь (говорит только дома). Происходят спазмы сосудов. Клиника адаптации имеет место у каждого ребенка, но она может быть разной по степени тяжести.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.
1 этап – подготовительный.
Его следует начинать
за 1 – 2 месяца до приема ребенка в
детский сад. Задача этого этапа
– сформировать такие стереотипы
в поведении ребенка, которые
помогут ему безболезненно