Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей до 3,5 – 4 лет: вызванные адаптацией стрессовые ситуации надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом к условиям существования в группе.
О трудностях адаптационного периода говорили отечественные и зарубежные исследователи (Н.М. Аскарина, Р.В. Токова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.) «Можно с большой долей вероятности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада…………………………………………………………………………….5
Значение адаптации для здоровья ребенка…………………………...5
Механизм развития адаптационного синдрома………………………8
Факторы, влияющие на адаптацию…………………………………..12

Глава II. Комплексный подход к решению проблемы адаптации……………………………………………………………………16
Создание эмоционально благоприятной атмосферы……………….16
Работа с родителями и воспитателями ……………………………...17
Игры в адаптационный период………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………...22
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

адаптация контрольная работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

АГЕНСТВО   ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ВЛАДИМИРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Факультет педагогики и методики начального образования

 

Кафедра  дошкольного образования

 

 

 

Контрольная работа

 

 

«Проблемы адаптации  детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент II курса ОЗО ДО

2 группа

Кустова Евгения Фаритовна

Проверил: Морозова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

Владимир, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Проблема  адаптации ребенка к условиям детского сада…………………………………………………………………………….5

    1. Значение адаптации для здоровья ребенка…………………………...5
    2. Механизм развития адаптационного синдрома………………………8
    3. Факторы, влияющие на адаптацию…………………………………..12

 

Глава II.   Комплексный подход к решению проблемы адаптации……………………………………………………………………16

    1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы……………….16
    2. Работа с родителями и воспитателями ……………………………...17
    3. Игры в адаптационный период………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………...22

Литература……………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

          Адаптационный   период – серьезное испытание для малышей до 3,5 – 4 лет: вызванные адаптацией стрессовые ситуации надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Адаптация – от латинского «приспособляю» -  это сложный процесс приспособления  организма, который  происходит на разных  уровнях: физиологическом, социальном, психологическом к условиям существования в группе.

         О трудностях адаптационного периода говорили отечественные  и зарубежные исследователи (Н.М. Аскарина, Р.В. Токова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.)  «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно    даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова (1999).

        При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него  источниками стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении,  эмоциональном состоянии, физиологических процессах.  Многолетние исследования показали: положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и соблюдение определенных условий.

        Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что данная проблема очень актуальна для всех педагогов дошкольных учреждений, так как многие воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Поэтому необходимо усилить работу с персоналом в этом направлении: систематически освещать  новые подходы к раскрытию таких тем, как роль взрослого в общении с ребенком, этапы развития общения взрослого с ребенком, практическое применение этих знаний  в условиях адаптации.

        Объектом изучения - процесс адаптации ребенка раннего возраста  в детском дошкольном учреждении.

         Цель работы: на основе анализа литературы определить  содержание проблемы адаптации  детей раннего  возраста к дошкольному учреждению и предложить пути решения данной проблемы.

         Для достижения поставленной цели  определены следующие задачи: 

    • анализ литературы по вопросу адаптации детей раннего возраста  к дошкольному учреждению;
    • определить теоретическую основу  понимания  адаптации  в данной контрольной работе;
    • определить условия успешной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Проблема  адаптации ребенка к условиям детского сада.

 

  1. Значение адаптации для здоровья ребенка.

 

Поступление в детское учреждение представляет для ребенка  значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми.  Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой  обстановки, привычных условий и ритма жизни.  Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление  детского организма к новым условиям. С приходом в детский сад  изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был центром внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди  других детей. В связи с этим ребенку необходимо  психологически перестроится, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит  к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.   Конечно, все это отражается на здоровье ребенка. Педагогические работники должны знать клинику адаптации, которая может быть разной по степени тяжести и факторы адаптации, чтобы облегчить данный период  ребенка в детском саду.

Самый оптимальный возраст  для адаптации в дошкольном учреждении – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Так определено научными исследователями.

      Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс  воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных взаимодействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание    отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание.  Это состояние было описано в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли тогда адаптацию. [9, с.29-35]

Ребенок в период адаптации  – живая модель стрессового состояния. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стресс, по утверждению медицины, - главный  фактор на пути атеросклероза. Уже в  десятилетнем возрасте фиксируются значительные изменения сосудистой стенки – это все последствия  стрессовых состояний.

1-я особенность: ребенок  в период адаптации находится  в состоянии срыва динамического  стереотипа (стереотип – система  выработанных условных рефлексов). В период адаптации эта система меняется. А ведь на выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно вырабатывать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.

2-я особенность: стрессовое  напряжение в период адаптации  связано с изменениями гормональной  системы организма. На кору  головного мозга действуют отрицательные  эмоции, и организм на это реагирует системой защиты – изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по- разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает. И по этому состоянию людей разделяют на «хищников» и «кроликов». Стресс, безусловно, вреден, но и он необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в детском учреждении – облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно, воздействовать на  «хищников» и «кроликов», искать способы облегчения адаптации.

3-я особенность: в  период адаптации иммунная система  организма, его защитные силы  ослабевают. И чаще всего, пребывая  в детском учреждении, на пятые-седьмые  сутки ребенок заболевает. [6, с.113]

Врачи и психологи  различают  три степени адаптации  ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

 При легкой адаптации  поведение ребенка нормализуется  в течение месяца. Аппетит достигает  обычного уровня уже к концу  первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

 Во время адаптации  средней тяжести сон и аппетит  восстанавливаются через 20 –  40 дней, в течение месяца настроение  может быть неустойчивым. Эмоциональное  состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

 Тяжелая адаптация  приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).  [7, с.109-115]

 

Таким образом, именно в том, как  организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях. Задача персонала в детском учреждении – облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно организовывать поведенческую активность ребенка, искать способы облегчения адаптации.

 

  1. Механизм развития адаптационного синдрома.

 

           В подобной ситуации оказываются  дети, впервые переступившие порог  детского сада. Из привычного  мира семьи они попадают в  совершенно новые условия многоликой  детской среды. Поэтому вполне  понятно, почему малыши  с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, через 3 – 4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае не надо винить воспитателей и детский сад. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов  убедительно доказали что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

         Один из ведущих специалистов  по воспитанию детей раннего  возраста профессор Н.М. Аскарина, касаясь данной темы,  всегда  приводила один и тот же  пример. Садовник, собираясь пересаживать  дерево, готовить участок, бережно  окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется. [5, с.18-23]

Как же ребенок проявляет  себя в период адаптации?

  1. Изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние.
  2. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность.

Ребенок в это время  может отказаться даже от пищи, а  компенсировать чувство голода дома. Аппетит значительно нарушается в первые пять дней. Нарушается и  сон ребенка – он не спит не только в учреждении, но и дома в результате возбуждения нервной системы. Меняется эмоциональное состояние детей. У каждого ребенка рано или поздно проявляются отрицательные эмоции. Но в большинстве случаев в эмоциональной сфере бывает бурное начало, которое затем сменяется периодом затишья. Данный период следует тщательно контролировать. Ребенок вроде бы примирился с обстановкой, но это патологическое затишье, ненормальное состояние ребенка.  В первый день у ребенка ярко проявляются ориентировочные реакции (что это? кто это?). И после трех дней пребывания в детском саду, когда малыш все узнает, он как бы застывает.  У такого ребенка адаптация всегда протекает тяжело. В это время он боится пространства, предпочитает сидеть где-то в уголке. Начинается потеря воды в организме – ребенок чаще мочится, расстраивается стул. Малыш испытывает повышенное чувство жажды, но пить не просит, на лице заметно страдание. Кожа становится суховатой, у рта и носа  наблюдается синюшность в виде треугольника, ноги холодные, он постоянно мерзнет. Это клиника адаптации, персонал группы должен знать такие проявления и подумать, как помочь ребенку. У такого ребенка может повыситься температура, из-за нарушения терморегуляции нарушаются показатели развития: падает вес, замедляется рост. Запаздывает нервно-психическое развитие, особенно речь (говорит только дома). Происходят спазмы сосудов. Клиника адаптации имеет место у каждого ребенка, но она может быть разной по степени тяжести.

          Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.

1 этап –  подготовительный.

Его следует начинать за 1 – 2 месяца до приема ребенка в  детский сад. Задача этого этапа  – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка,  которые  помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него  условиям.

Информация о работе Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения