Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей до 3,5 – 4 лет: вызванные адаптацией стрессовые ситуации надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом к условиям существования в группе.
О трудностях адаптационного периода говорили отечественные и зарубежные исследователи (Н.М. Аскарина, Р.В. Токова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.) «Можно с большой долей вероятности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада…………………………………………………………………………….5
Значение адаптации для здоровья ребенка…………………………...5
Механизм развития адаптационного синдрома………………………8
Факторы, влияющие на адаптацию…………………………………..12

Глава II. Комплексный подход к решению проблемы адаптации……………………………………………………………………16
Создание эмоционально благоприятной атмосферы……………….16
Работа с родителями и воспитателями ……………………………...17
Игры в адаптационный период………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………...22
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

адаптация контрольная работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, создание эмоционально благоприятной атмосферы играет не мало важную роль в   решении проблем адаптации. Важна атмосфера уюта и комфорта, ласковое обращение с ребенком – все это придаст ему чувство защищенности и поможет быстрее адаптироваться.

 

  1. Работа с родителями и воспитателями.

        Работу с родителями желательно  начать еще до поступления  ребенка в детский сад.  Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детскому саду.

        Целесообразно рекомендовать родителям  в первые дни приводить ребенка только на прогулку – так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу  позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

          Задача воспитателя – успокоить,  прежде всего, взрослых: пригласить  осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

         В свою очередь, родители должны  внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Меры, облегчающие адаптацию для родителей: [8 с.40-42,9 с.29-35]

  1. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски, любит находиться на руках), так как  это осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша  в детский сад  не удалось отучить его от вредных привычек, необходимо предупредить об этом воспитателя.
  2. Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет покупать их вместе с  родителями. Одежда должна быть удобной и простой,  без лишних пуговиц и застежек Обувь должна быть на липучках или на пуговицах.
  3. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
  4. У ребенка должен сохраняться  свободный режим. Можно привести ребенка в детский сад  утром, на прогулку или перед обедом.
  5. Рекомендуется укороченный день.
  6. Вежливое и приветливое обращение родителей  к сотрудникам детского сада  расположит ребенка к общению с ними.

Для воспитателей: [8 с.40-42,9 с.29-35]

  1. Воспитатели просят разрешения побывать у ребенка дома, знакомятся  родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию: какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.д.; как называют ребенка дома; чем больше всего любит заниматься ребенок.
  2. Во время визита воспитателя домой  к ребенку родителям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском учреждении. Тогда ребенок придет в детский сад уже более подготовленный.
  3. Принимать в группу нужно по два ребенка в неделю и заполнить группу в течении 2 – 3  месяцев
  4. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период  адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей из группы в группу.
  5. Важным условием для  успешной адаптации  является питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд, и, главное,  их красивое оформление. Если у ребенка хороший аппетит, он весел, редко болеет.
  6. На период адаптации необходим щадящий режим: детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее.
  7. В группе следует стремиться создать условия, приближенные  к домашним. Особенно важно тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, отдельного полотенца, своей расчески, зеркала, а также мягкие ковры на полу, теплая вода в кране, уютные игровые уголки, тихое звучание музыки.
  8. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

 

Таким образом, работа с родителями, методическая работа с воспитателями; выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегчающие ему адаптацию к перемене в образе жизни.

  1. Игры в адаптационный период.

     Основная  задача игр в этот период  – формирование эмоционального  контакта, доверия детей к воспитателю.  Ребенок должен увидеть в воспитателе  доброго, всегда готового прийти  на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.  

Например:

  1. «Иди ко мне». Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
  2. «Пришел Петрушка». Воспитатель приносит игрушку Петрушку, рассматривает его с детьми.  Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
  3. «Выдувание мыльных пузырей» Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный  пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи). 

Таким образом,  игры в адаптационный период помогают снять  эмоциональное напряжение; способствуют формированию контакта и доверия к воспитателю; возникновению эмоционального общения с воспитателем.

 

Подводя итоги второй главы, определили  условия успешной адаптации и выяснили, что необходим комплексный подход  к решению проблем адаптации, а именно: 

1) создание эмоционально  благоприятной атмосферы   - уют  и комфорт,  ласковое обращение  с ребенком придаст ему чувство  защищенности и поможет быстрее  адаптироваться;

2) организация педагогической и методической работы с родителями и воспитателями, выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду облегчат ему адаптацию в детском дошкольном учреждении;

 

3) организация игровой деятельности поможет ускорить процесс адаптации.

 

Заключение.

 

Живя в семье, ребенок  привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко  изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время  создаются различные специализированнее классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального  подхода в воспитании по отношению к детям как готовым, так и не готовым к ДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических проблем у ребенка и школьной дезадаптации.

Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

    • Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

Главное на этом этапе  – это привыкание ребенка к  режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор  педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение  групп (прием 2–3 малышей в  неделю).

3. Неполное пребывание  ребенка в начальный период  адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания  ребенка в детском саду (свободное  время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль  за состоянием здоровья, эмоциональным  состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.

       Таким образом, во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться  к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью и т.п. Охранять нервную систему ребенка, окружить его любовью. Только при таких условиях можно будет увидеть улыбку малыша в период адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Айсина Р.,  Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. 2003. № 5.
  2. Айсина Р.,  Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. 2003. № 6.
  3. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание. 2006. № 10.
  4. Гербова В. В.,  Казакова Р.Г.,  Кононова И.М. .  Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие  для воспитателя дет. сада. / Под ред. Г.М. Ляминой. М.,1981.
  5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных  образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М., 2001.
  6. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка   детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г.Заводчикова. -  М., 2007.
  7. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ : Организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. – М., 2007.
  8. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2003. № 2.
  9. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное  воспитание. 2006. № 3.
  10. Юртайкин В.,  Жиянова П. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям // Дошкольное  воспитание. 2001. №1.

 

 

 




Информация о работе Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения