Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей до 3,5 – 4 лет: вызванные адаптацией стрессовые ситуации надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом к условиям существования в группе.
О трудностях адаптационного периода говорили отечественные и зарубежные исследователи (Н.М. Аскарина, Р.В. Токова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.) «Можно с большой долей вероятности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада…………………………………………………………………………….5
Значение адаптации для здоровья ребенка…………………………...5
Механизм развития адаптационного синдрома………………………8
Факторы, влияющие на адаптацию…………………………………..12

Глава II. Комплексный подход к решению проблемы адаптации……………………………………………………………………16
Создание эмоционально благоприятной атмосферы……………….16
Работа с родителями и воспитателями ……………………………...17
Игры в адаптационный период………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………...22
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

адаптация контрольная работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

В процессе подготовительного  этапа необходимо особое внимание   уделять   рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные  блюда, творожные запеканки, рыбные блюда и т.д. Тогда в детском  саду ребенок  не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным. Для хорошего самочувствия  малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывание спать. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели только докармливают их по необходимости. Педагоги не смогут уделить должного внимания новеньким, которые привыкли есть через соску, сидя на руках у взрослого, и т.д. То же будет происходить и при укладывании спать. Воспитатель следить за тем, чтобы дети спокойно засыпали. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при  засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках) отвлекают воспитателя,  при этом страдают и дети.  Ломка  устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к  негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

           Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

2 этап –  основной.

Главная задача данного  этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет  его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же сможет отвлечь его, предложив любимую игрушку или назвав ласково по имени. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку  обрести спокойствие, не отчаиваться  в незнакомых для него условиях.  На первых порах ребенок вместе с мамой наблюдает за детьми и воспитателем в группе, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он будет держаться настороженно, прижиматься к маме. Не следует его тормошить и торопить. Пусть привыкает. Первые визиты в детский сад длятся не более часа. Мама  помогает ребенку освоиться, поддерживает его интерес к  окружающему. На фоне положительного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Поэтому мама может на некоторое время выйти из группы, а если ребенок спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения в том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.

3 этап –  заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2 -  3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе  привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь сон. [6, с.112-113]

Адаптационный период считается  законченным, если:

  • ребенок с аппетитом ест;
  • быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • играет.

Длительность адаптации  зависит от уровня развития ребенка:

  • если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным, самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10 – 12 дней;
  • если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц или более.

 

       Таким образом, механизм развития адаптационного периода можно разделить на 3 этапа, каждый из которых ставит перед собой определенную задачу, способствующую  привыканию ребенка к новым для него условиям и положительную установку на восприятие детского сада.

 

  • 3. Факторы адаптации.
  • Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?  Одни дети приходят в группу  уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться  и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше  наблюдают  за воспитателем и выполняют предложенные  им действия.  Третьи проявляют по отношению к воспитателю  негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

    Причины могут быть самыми разными:

    • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
    • наличие отрицательных  привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
    • неумение занять себя игрушкой;
    • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;
    • умение общаться  со взрослыми и детьми;
    • возраст, уровень развития  и состояние здоровья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     У ребенка отсутствует опыт общения со взрослыми и детьми в большинстве случаев. Особенно страдают  при вхождении в группу те дети, опыт общения которых сужен до минимума (мама – ребенок, бабушка – ребенок). Знакомство с  новыми людьми, установление  с ними контакта  весьма затруднительно для таких детей.   Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются      у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

    Когда у ребенка  опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения  с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

     В процессе общения  ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной  обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми  и детьми. А, главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире  у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и, наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

     Общение ребенка  связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как  само  собой разумеющийся процесс. Поэтому  взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно  редко учат умению общаться. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – важная задача при подготовке его к поступлению в детский сад.

    Совершенно ясно, что  здоровый, хорошо развитый ребенок  легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации.

    Труднее всего переносят  разлуку близкими взрослыми и  изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем  возрасте (после полутора лет) эта  временная разлука с матерью  постепенно теряет свое стрессовое влияние.[7, с.109-115]

       Особое значение в период привыкания  ребенка к условиям общественного воспитания имеют и  такие факторы,  как  привычка  к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. На это следует  обращать внимание в семье. К концу первого года жизни  у ребенка  необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из кружки

     Биологические и социальные факторы адаптации. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

    Неблагоприятные влияния  социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том,  что родители не обеспечивают организацию  ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др.  Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствует возрасту.

    Таким образом,  к факторам, от которых зависит течение адаптационного периода и которые должны знать педагоги дошкольных учреждений можно отнести:

    1. Возраст.
    2. Состояние здоровья.
    3. Уровень развития.
    4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
    5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
    6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
    7. Биологические и социальные факторы.

     

     

     Подводя итоги первой главы,  на основе анализа литературы, изученной по  вопросу адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения,  в данной контрольной работе  сформировали теоретическая основу понимания проблемы адаптации детей раннего возраста  к детскому саду. А именно,  приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка  организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

    Адаптивные возможности  ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию  и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

     

     

     

     

     

     

    Глава II. Комплексный подход к решению проблемы адаптации

     

    1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы.

     

             Необходимо сформировать у ребенка  положительную установку, желание  идти в  детский сад. Это  зависит, прежде всего, от умений  и усилий воспитателей создать  атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку    было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.

            Мебель лучше разместить таким  образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.

            Желательно разместить в группе  живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

             В группе  необходим спортивный  уголок, который  удовлетворял  бы потребность детей 2 – 3 лет   в движении. Уголок необходимо  оформить так, чтобы у ребенка  появилось желание заниматься в нем.

            Малыши еще не владеют речью  настолько, чтобы выразить четко  свои чувства и эмоции. Невыраженные  эмоции (особенно негативные) накапливаются  и, в конце концов, прорываются  слезами, которые со стороны  выглядят непонятными, потому  что никаких внешних причин для такого  проявления эмоций нет.

          Психологи  и физиологи установил, что  изобразительная деятельность для  ребенка не столько художественно-эстетическое  действо, сколько возможность  выплеснуть на бумагу свои  чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.

            Как показывают наблюдения, по  мере привыкания к новым условиям  у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2 - 3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно  в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеса, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

            Необходимо всячески удовлетворять  чрезвычайно острую в период  адаптации потребность детей  в эмоциональном контакте со  взрослым. Ласковое обращение   с ребенком, периодическое пребывание  малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

            Маленькие дети очень привязаны  к маме. Ребенку хочется, чтобы  мама все время была рядом.  Поэтому очень хорошо иметь  в группе «семейный» альбом  с фотографиями всех    детей  группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. 

    Информация о работе Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и пути их решения