Проблемы инновационной деятельности в профессиональном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 21:16, реферат

Описание работы

Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Содержание работы

1. Характеристика и анализ образования как общественного явления......................................................................................................................3
1.1. Раскройте сущность образования как социального феномена…………………………………………………………………………..3
1.2. Сравните цели и задачи образования в различные исторические периоды……………………………………………………………………………5
1.3. Сформулируйте цели и задачи образования в современный период…………………………………………………………………………….11
1.4. Проведите сравнительный анализ между обучением и образованием…………………………………………………………………….14
2. Прокомментируйте высказывание В.М. Бехтерева: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную деятельную личность в лучшем смысле этого слова». (Вопросы общественного воспитания). Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание…………………………...17
3. Проблемы инновационной деятельности в профессиональном образовании………………………………………………………………………20
Введение…………………………………………………………………..20
Глава 1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании………………………………………………………………………22
Глава 2. Критерии педагогических инноваций………………………...24
Глава 3. Инновационные технологии в профессиональном образовании………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная по ОПП оригинал.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Перманентное обновление техники и технологии производства повлекло за собой быструю инфляцию профессиональной подготовки, основанной на практическом опыте. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.

Выделение образования в специфическую отрасль духовного производства, следовательно, отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение. Оно было обусловлено возросшей сложностью процессов обучения и воспитания и в то же время ограниченной социальной возможностью реализовать его [2, с. 10-29].

 

 

 

 

1.3. Сформулируйте цели  и задачи образования в современный период

 

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Можно предположить, что совокупность «обломков» знаний, обрушивающихся на современного человека (от «святых мощей» до «нанокомпьтеров»), создает невероятную путаницу. И чем безысходнее положение запутавшегося, тем выше его самомнение, тем более основательными представляются его притязания на звание «образованного человека». Таким образом, практической целью современного образования оказывается дать инструменты для разгребания всего этого хлама (навоза в вперемешку с жемчужными зернами). «Причудливое и невероятное сочетание идей» (так говорил, если кто не помнит, Ф.Энгельс о России 1890-х годов), не только не закончилось, а продолжилось, усугубилось и захватило весь мир. Это, может быть, и временное (переходное) явление, но может быть,  — оно уже навсегда.

Формулирование «единственно верных» целей тут представляется пережитком догматического сознания. В условиях высокой и постоянно растущей степени неопределенности цель - не точка, но только направление. Описывать цели, конструировать воображаемые модели — полезно. Ставить конкретные задачи (вроде «возрождения духовности», понимаемое как возвращение к уже изжитому типу цивилизации) - уже едва ли полезно и, может быть, даже вредно.

Вот почему, в связи с заявленным в теме семинара вопросом о задачах образования мы ограничимся утверждением о том, что они могут и должны быть поставлены в связи с конкретным представлением о цели в каждом практическом случае свои. С точки зрения хозяйственной, экономической новое образование - не обрабатывающая отрасль, а добывающая, основанная на том, что человек (мозг, воля, способности) - становится главным ресурсом следующего периода жизни человечества. С точки зрения производственной, новое образование - не тиражирование готового, а сочинение нового.

Если «образование - жизнеуправление», то его цель - знания, умения и навыки в сфере расширения пределов возможностей (традиционно психологи пользуются термином «личностный рост»). Если «образование – осознанная адаптация», то его цель - самообразование. Если «образование – развитие в общении», то его цель включение в коммуникативную среду.

Можно сколько угодно расширять и риторически украшать тирады, но смысл кажется вполне ясным и достаточно тривиальным: цель нового образования — учить учиться. Новое образование — это образование для самообразования, позволяющего не только знать, но и узнавать, не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но слышать, не только думать, но и понимать, не только мочь, но и суметь.

В самом широком философском смысле под целью нового образования следует понимать реализацию того инстинкта познания, который выделил животное вида homo и сформировал его как животное общественное. Именно развитие этого инстинкта познания, как нам представляется, и есть цель нового образования, которое может обеспечить выход из современного кризиса цивилизации и завершить «предысторию человечества» (которая до сих пор была всего лишь этапом эволюционного становления человека как нового вида животного). Современный информационный взрыв, как мы осмеливаемся предположить, есть начало следующего этапа - уже настоящей истории, когда общественное животное homo вступает на путь социальной эволюции, становясь в полной мере человеком [4, с. 59].

Таким образом, с точки зрения целеполагания феномен «современного образования» сводится к банальнейшей, но от того не теряющей точности формуле самодостаточности: целью образования является само образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Проведите сравнительный  анализ между обучением и образованием

 

Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру. Это цели, определенные в нормативных государственных документах, в нормативных и теоретических документах системы народного образования, сформулированные в учебных программах и, наконец, заданные в методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ. В прогрессивной педагогике прочно утвердилось положение о том, что к определению целей образования, его содержания и структуры нужно подходить с позиций современной концепции человека. Понятие «образование» было введено И. Г. Песталоцци (1746— 1826). Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т.е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени. Решение и постановка целей образования связаны с поиском альтернатив в различных социальных институтах. Этим поиском занимаются социологи, политики, психологи, педагоги, экономисты. Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Обеспечению решения задач образования призвана служить система обучения. Вместе с тем существует проблема соотношения между самими понятиями «образование» и «обучение». С точки зрения системного подхода образование, по мнению М.И. Махмутова, является метасистемой по отношению к системе обучения. В соответствии с этим содержание образования является более широким понятием по сравнению с содержанием обучения. Отсюда следует, что цели и содержание образования и обучения не совпадают. Так, если, например, цель образования — всестороннее и гармоническое развитие человека и подготовка молодого поколения к активной общественной жизни, то цель обучения уже конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения. Рассмотрим, как решает проблему соотношения целей образования и обучения известный польский дидакт В.Оконь. Исключительное значение общего образования, по мнению ученого, определяется тем, что оно должно способствовать установлению социальных связей между людьми, общественными классами и народами, быть основным фактором, открывающим путь в мир человеческой культуры. Автор выделяет два гармонично связанных между собой аспекта общего образования: предметный (объективный), который связан с познанием объективного мира и приобретением навыков, необходимых для его преобразования, и личностный (субъективный), связанный с познанием самого себя, формированием мотиваций, интересов, приобретением навыков, способствующих самоформированию. В соответствии с названными аспектами рассматриваются и цели обучения. Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели:

1) овладение учащимися основами  научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);

2) общая подготовка учащихся  к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;

3) формирование у учащихся научных  убеждений и основанного на  них целостного восприятия мира.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:

1) общее развитие мышления и  познавательных способностей;

2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;

3) привитие учащимся навыков  к самообразованию, необходимыми  условиями которого являются  овладение «техникой» самообразования  и привычка к работе над  собственным образованием.

Цель современного содержания образования - это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социально значимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности [3, с. 102].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прокомментируйте высказывание  В.М. Бехтерева: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную деятельную личность в лучшем смысле этого слова». (Вопросы общественного воспитания) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание

 

...Человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом  прирожденных или наследственных условий. Не подлежит, конечно, сомнению, что наследственная природа организма имеет огромное значение по отношению к эволюции человеческой личности, и нельзя допустить, чтобы задатки, получаемые от природы, или та совокупность анатомо-физиологических условий, которая известна под общим названием организации, не имели крайне важного и существенного значения по отношению к развитию нервно-психической сферы человека, но можно ли вследствие этого умалять значение воспитания в сложении человеческой личности... Если образование направлено к умножению человеческих познаний и, следовательно, к увеличению его эрудиции, то воспитание развивает ум человека, приучая его к синтезу и анализу, оно служит к облагораживанию душевных чувств и к созданию и укреплению его воли. Отсюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если ум его не отличается известной гибкостью, если чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он, наконец, окажется лишенным в известной мере и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получает в течение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле послужит только к тому, чтобы создать вредного члена нашего общества. Отсюда должно быть ясно, что как без образования не может обходиться человек, так он тем более не может и не должен обходиться без воспитания. Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность в лучшем смысле этого слова.

Оно лежит в значительной мере в основе того, что известно под названием нравственного облика человека, его характера и воли.

Если темперамент дается человеку от природы, то именно характер человека в отличие от темперамента, приобретаемого путем унаследования, а также направление его чувств и развитие ума являются главным образом результатом его приобретений путем воспитания в период сложения личности.

Я согласна с В.М. Бехтеревым, о том, что образование дает нам эрудированную личность. Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Эрудиция - глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области закрытой информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии личности, развитости ее духовных сил, памяти, мышления. Эрудиция является результатом кропотливой и настойчивой работы, систематической учебы, научного поиска, собственных раздумий над проблемами.

Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек - не обязательно эрудит. Возвращаясь к высказыванию В.М. Бехтерева, отмечу, что я также согласна с его точкой зрения о воспитании интеллигентного человека. Что такое интеллигентный человек? По-разному, сообразуясь со своим мировоззрением и жизненным опытом, отвечали на него мыслители, ученые, литераторы - то есть сами интеллигенты.

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: "интеллигентный (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры.

Только правильно понятое и правильно выполненное воспитание дает возможность не только прививать лучшие общественные идеалы, но и воплощать их в жизнь; только правильное воспитание дает возможность не на словах, а на деле уважать права личности в другом человеке, уважать требования его совести, уважать его право на обсуждение совместно с другими общих для всех вопросов. Словом, без соответственного воспитания невозможно и правильное развитие общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы инновационной деятельности в профессиональном образовании

 

Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что профессиональное образование в России переживает процесс системного реформирования, что вызвано как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние причины связаны с адаптацией к рыночным условиям функционирования развития, внешние причины – с интеграцией в мировое образовательное пространство.

Информация о работе Проблемы инновационной деятельности в профессиональном образовании