Проблемы людей пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем людей пожилого возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать проблемы пожилых людей

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
Проблемы людей пожилого возраста………………………………………..5
1.1 Пожилые люди как социальная общность……………………………....5
1.2 Анализ проблем людей пожилого возраста……………………………10
2 Государственная политика по поддержке пожилых людей……………….18
2.1 Правовая основа защиты пожилых граждан…………………………...18
2.2 Учреждения социального обслуживания граждан
пожилого возраста……………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

67 - м - курсовая работа - проблемы людей пожилого возраста.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

С вступлением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда федеральных законов («О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») существенно обогатилось социальное законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста20.  Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста». За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях здравоохранения; на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях.

Важное значение для  социальной поддержки людей старшего возраста имеет пенсионное законодательство. Для многих основным источником существования пожилых людей является пенсия по старости, получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».21

Одним из основных направлений  государства в области поддержки  пожилых людей является социальное обслуживание граждан пожилого возраста, так как растет спрос на социальные услуги в большей степени специализированного  характера. В России около 5 млн. одиноких и одиноко проживающих граждан старших возрастов нуждаются в различной помощи 1, 5 млн. – из их числа – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Около 300 тыс. человек необходимы социально-медицинские услуги на дому. Организация социального обслуживания пожилых людей рассматривается как вклад в социальное развитие и часть осуществляемого в России комплекса правовых, экономических, социальных мер по социальной защите пожилых.22

Федеральные законы «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи»,  «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», устанавливают  определенный объем гарантий.

Большое значение в системе  правового регулирования защиты прав и интересов пожилых людей  имеет законодательство по социальной защите ветеранов.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципов адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности23.

Закон Приморского «О социальном обслуживании населения в Приморском крае», устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Приморском крае.

  «О государственной социальной  помощи в Приморском крае», устанавливает правовые гарантии оказания государственной социальной помощи в Приморском крае за счет средств краевого бюджета.

Так же действует  закон « О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», и ряд других указов и постановлений губернатора и администрации Приморского края.

Таким образом, нормативно-правовую основу по социальной защите поддержке пожилых людей составляют  законодательные акты, направленные на разрешение первоочередных проблем пожилых людей

Важное место в оказании помощи одиноким престарелым гражданам, нуждающимся в государственной поддержке, отводится системе социального обслуживания населения, которое осуществляется через систему социальных служб24.

 

2.2 Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста

За последние годы социальное обслуживание пожилых людей в России сложилось в целостную систему, включающую различные учреждения, службы, предоставляющие социальную помощь нуждающимся гражданам на федеральном и региональном уровнях. Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены основные формы социального обслуживания пожилых людей: социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного и ночного пребывания учреждений социального обслуживания, стационарное социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь.

 На каждой территории  должны функционировать такие   типы учреждений социального  обслуживания как комплексный  центр социального обслуживания  населения, центры   психолого  -  педагогической   помощи  населению, дома  ночного пребывания, центр или отделения социальной помощи на дому, кризисные центры, специальные дома для престарелых, дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, геронтологические центры.

В государственной системе социального обслуживания пожилых и инвалидов в 2003 году действовало более 3 тыс. самостоятельных учреждений, в которых ежегодно получали социальные услуги 15 млн. пожилых граждан (46,5 % от их общего числа), причем менее 5 % нуждающихся в социальном обслуживании (около 250 тыс. человек) получали услуги в стационарных учреждениях, остальные – на дому25.

На начало 2006 г. в системе социальной защиты населения Российской Федерации  действовали 1723 стационарных учреждения социального обслуживания лиц старших возрастов. В таблице представлены данные органов социальной защиты населения субъектов РР, и распределены по федеральным округам26.

Наибольшая  очередность зафиксирована  в  Южном  федеральном округе – 4870, Приволжском – 4206, Сибирском – 5656 человек.

Если же говорить о  субъектах Российской Федерации, то это Новосибирская область, Красноярский край, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Иркутская область, Мурманская область, Хабаровский край, Камчатская область.

 

Т а б л и ц а 1 – Количество стационарных учреждения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в разрезе федеральных округов

 

Федеральные округа

Количество  стационарных учреждения социального  обслуживания

Центральный

408

Северо-западный 

187

Южный

247

Приволжский

424

Уральский

139

Сибирский

238

Дальневосточный

80

Итого по федеральныым округам

1723


 

С учетом демографической  ситуации, структуры населения и  структуры заболеваемости во многих регионах появляются новые виды учреждений стационарного социального обслуживания: дома-интернаты (отделения) милосердия (их в настоящее время 122), дома-интернаты малой вместимости, геронтологические и геронтопсихиатрические центры (их 32), а также открытие названных отделений на базе действующих интернатов.

Геронтологические центры действуют в Республике Марий  Эл, Республике Татарстан, Краснодарском, Ставропольском краях, Воронежской, Новосибирской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, г. Москве, Агинском Бурятском, Ханты-Мансийском автономных округах; геронтологические отделения — в Новосибирской, Пермской, Ярославской областях. Отдельные геронтологические центры имеют в своей структуре специализированные отделения.

С целью расширения и  оптимизации сети стационарных учреждений, «ухода» от практики традиционных многоместных домов-интернатов органами социальной защиты населения Республики Мордовия, Чувашской Республики и Республики Татарстан, Ставропольского края, Ростовской области открываются дома-интернаты для престарелых и инвалидов малой вместимости в сельской местности, позволяющие приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной обстановки. Интересным представляется в этом направлении опыт работы Чувашской Республики. В 2003 г. указанный опыт был признан Правительством Российской Федерации положительным и рекомендован к распространению. Это развитие сельских населенных пунктов, в которых предусматривается строительство межхозяйственных домов для ветеранов. Большинство проживающих – две трети - женщины. Средний возраст - 73 года. Как  правило, это одинокие люди, хотя каждый четвертый мужчина и каждая шестая женщина формально состоят в браке; 84% Основными причинами проживания в домах для ветеранов  пожилые люди называют состояние здоровья, отсутствие ухода и одиночество. Размещение таких домов в родных им местах решает важную психологическую проблему -  не нарушается привычный уклад жизни и связь с односельчанами27.

  Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста являются основным звеном в системе социального обслуживания пожилых людей.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации,   в свою очередь, наделены полномочиями, создавать на своих территориях в соответствие со стандартами необходимые им учреждения любых типов, которые бы содействовали преодолению  социальных проблем.

В Приморском крае, на сегодняшний  день,  13 домов-интернатов для престарелых и инвалидов; 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; 1 Приморский центр социального обслуживания населения, который включает   9 филиалов и Владивостокский городской округ. В структуре филиалов и во Владивостокском городском округе функционирует 49 отделений социального обслуживания на дому, в том числе 37 отделений социального обслуживания на дому, 12 отделений социально-медицинского обслуживания на дому, 40специалистов по социальной работе оказывают срочную помощь28.

Деятельность по оказанию срочной помощи строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.

Можно сделать вывод, что существует достаточно много законов, в которых провозглашены необходимые для пожилых людей  права, виды оказания помощи и поддержки, но на практике осуществляются лишь некоторые программы, а право на достойный уровень жизни не реализуется многими пожилыми людьми.

В разделе представлены социальные службы для пожилых людей  в России и Приморском крае, их дислокация по субъектам.

Каждый субъект Российской Федерации должен иметь определенный перечень учреждений, которые бы содействовали  социальным проблемам, в Приморском крае, к сожалению, сеть социальных служб для лиц пожилого возраста развита меньше, чем в других регионах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня в России пожилые  люди являются социально незащищённой категорией и сталкиваются со многими проблемами. Отстранение от участия в производстве становится для пожилых людей некой угрозой, реальной тем, что отбрасывает их на более низкую ступень материального обеспечения. Финансовые трудности ускоряют отход от активной жизни, играют главную роль в депривации пожилого человека, способствуют появлению  различным ограничениям, обусловленных депривированным социальным статусом. Он сказывается не только на материальном положении, но и на моральном, снижается способность к адаптации, появляются психологические проблемы,

проблемы со здоровьем, из-за  которых в свою очередь вытекают бытовые проблемы.

Мировое сообщество все  больше склоняется к мысли, что пожилые люди вполне могут адаптироваться к смене своего социального статуса; главное - в том, чтобы государств  создавало им для  этого необходимые условия, ориентируясь на конкретные потребности конкретного пожилого человека. Основной путь решения этих проблем – социальное обслуживание пожилых людей, которое включает в себя различные  формы социальной помощи и поддержки, через систему социальных служб. В России сложилась эта система,  и она регулируется различными правовыми документами как федерального, так и регионального уровня. Но для полного решения проблем пожилых людей, необходимо расширения сети специализированных учреждений, пересмотра и расширение направлений их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Администрация Приморского края [Электронный ресурс] // Учреждения социального обслуживания населения Приморского края. – Режим доступа: http://www.primorsky.ru
  2. Афанасьева, А.И. Пожилые люди в России: подходы и технологии  / А.И.  Афанасьева // Социс. -  2003. -  №4. - С. 148-151.
  3. Глебова, А.Н. Заботу государства – пожилым / А.Н.  Глебова // Социальная работа. - 2008. -  №2. - С. 3-5.
  4. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 2009.
  5. Дементьева, Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова.  - М.: ЦИЭТИН, 1997. -135 с.
  6. Доброхлеб,  В.Г.  Ресурсный потенциал пожилого населения России / В.Г. Доброхлеб  // Социс. - 2008. - №8. -  С. 57-56.
  7. Забелина, Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации / Н.В. Забелина  // Отечественный журнал социальной работы,  2007. -  №2. С. 40-42.
  8. Зозуля, Т.В. Влияние социально-психологических факторов на психическое здоровье пожилых людей / Т.В. Зозуля // Психология зрелости и старения.  - 2004. -  №1. -  С. 44-45.
  9. Козлова, Т.З. О социальном положении пенсионеров / Т. З.   Козлова // Социс. -  2008. - №5. - С. 135 - 137.
  10. Манукян, Э.А. Некоторые вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста  / Э.А.  Манукян // Отечественный журнал социальной работы. - 2003.-  №2. -  С. 53.
  11. Миннигалиева,  М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей / М.Р. Миннигалиева // Отечественный журнал социальной работы. - 2004.-  №3. С. 14-16.
  12. Немцова, О.Ф. Пожилой человек  семье: проблемы и пути их решения  / Немцова О.Ф. // Социальное обслуживание. - 2008. - №2. - С. 26-27.
  13. Новикова, К. Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект / К. Н. Новикова // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - № 4. - С. 5-6.
  14. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 2009.
  15. Пожилой человек  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.meduhod.ru/elredy/
  16. Пучков, П.В. Вы чье, старичье? / П.В.  Пучков // Социс. -  2005. -  №10. С. 41-43.
  17. Слободчиков, В.И., Исаев,  Е.И. Основы психологической антропологии / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Психология развития человека,  М.: Школьная пресса,   2000. – 271 с.
  18. Смирнова, Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция  / Т.В.  Смирнова // Социс.-  2008. - №8. - С. 29-31.
  19. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. -  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с.
  20. Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе / Е.И. Холостова. - М.: Cоциально-технологический институт, 2000. - 320с.
  21. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания.  ГОСТ Р 52883-2007.  – Введ.  1.01.2009. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2007. - 11 с.
  22. Усков, М. П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов / М. П. Усков // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - №3. – С. 57-60.
  23. Шапиро, В.Д. Человек на пенсии  / В.Д. Шапиро. - М-ЭКСМО,  1998. -  231с.
  24. Щукина, Н.П. Роли институтов взаимопомощи социальной поддержки пожилых людей / Н.П.  Щукина // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - №1. -  С. 28-30.

Информация о работе Проблемы людей пожилого возраста