Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:03, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем людей пожилого возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать проблемы пожилых людей
Введение…………………………………………………………………………...…3
Проблемы людей пожилого возраста………………………………………..5
1.1 Пожилые люди как социальная общность……………………………....5
1.2 Анализ проблем людей пожилого возраста……………………………10
2 Государственная политика по поддержке пожилых людей……………….18
2.1 Правовая основа защиты пожилых граждан…………………………...18
2.2 Учреждения социального обслуживания граждан
пожилого возраста……………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………26
С вступлением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда федеральных законов («О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») существенно обогатилось социальное законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста20. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста». За ними закрепляется право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях здравоохранения; на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях.
Важное значение для социальной поддержки людей старшего возраста имеет пенсионное законодательство. Для многих основным источником существования пожилых людей является пенсия по старости, получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».21
Одним из основных направлений
государства в области
Федеральные законы «Об
основах социального
Большое значение в системе правового регулирования защиты прав и интересов пожилых людей имеет законодательство по социальной защите ветеранов.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципов адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности23.
Закон Приморского «О социальном обслуживании населения в Приморском крае», устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Приморском крае.
«О государственной социальной
помощи в Приморском крае», уст
Так же действует закон « О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», и ряд других указов и постановлений губернатора и администрации Приморского края.
Таким образом, нормативно-правовую основу по социальной защите поддержке пожилых людей составляют законодательные акты, направленные на разрешение первоочередных проблем пожилых людей
Важное место в оказании помощи одиноким престарелым гражданам, нуждающимся в государственной поддержке, отводится системе социального обслуживания населения, которое осуществляется через систему социальных служб24.
2.2 Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста
За последние годы социальное обслуживание пожилых людей в России сложилось в целостную систему, включающую различные учреждения, службы, предоставляющие социальную помощь нуждающимся гражданам на федеральном и региональном уровнях. Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены основные формы социального обслуживания пожилых людей: социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного и ночного пребывания учреждений социального обслуживания, стационарное социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь.
На каждой территории
должны функционировать такие
типы учреждений социального
обслуживания как комплексный
центр социального
В государственной системе социального обслуживания пожилых и инвалидов в 2003 году действовало более 3 тыс. самостоятельных учреждений, в которых ежегодно получали социальные услуги 15 млн. пожилых граждан (46,5 % от их общего числа), причем менее 5 % нуждающихся в социальном обслуживании (около 250 тыс. человек) получали услуги в стационарных учреждениях, остальные – на дому25.
На начало 2006 г. в системе социальной защиты населения Российской Федерации действовали 1723 стационарных учреждения социального обслуживания лиц старших возрастов. В таблице представлены данные органов социальной защиты населения субъектов РР, и распределены по федеральным округам26.
Наибольшая очередность зафиксирована в Южном федеральном округе – 4870, Приволжском – 4206, Сибирском – 5656 человек.
Если же говорить о субъектах Российской Федерации, то это Новосибирская область, Красноярский край, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Иркутская область, Мурманская область, Хабаровский край, Камчатская область.
Т а б л и ц а 1 – Количество стационарных учреждения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в разрезе федеральных округов
Количество стационарных учреждения социального обслуживания | |
Центральный |
408 |
Северо-западный |
187 |
Южный |
247 |
Приволжский |
424 |
Уральский |
139 |
Сибирский |
238 |
Дальневосточный |
80 |
Итого по федеральныым округам |
1723 |
С учетом демографической ситуации, структуры населения и структуры заболеваемости во многих регионах появляются новые виды учреждений стационарного социального обслуживания: дома-интернаты (отделения) милосердия (их в настоящее время 122), дома-интернаты малой вместимости, геронтологические и геронтопсихиатрические центры (их 32), а также открытие названных отделений на базе действующих интернатов.
Геронтологические центры действуют в Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Краснодарском, Ставропольском краях, Воронежской, Новосибирской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, г. Москве, Агинском Бурятском, Ханты-Мансийском автономных округах; геронтологические отделения — в Новосибирской, Пермской, Ярославской областях. Отдельные геронтологические центры имеют в своей структуре специализированные отделения.
С целью расширения и оптимизации сети стационарных учреждений, «ухода» от практики традиционных многоместных домов-интернатов органами социальной защиты населения Республики Мордовия, Чувашской Республики и Республики Татарстан, Ставропольского края, Ростовской области открываются дома-интернаты для престарелых и инвалидов малой вместимости в сельской местности, позволяющие приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной обстановки. Интересным представляется в этом направлении опыт работы Чувашской Республики. В 2003 г. указанный опыт был признан Правительством Российской Федерации положительным и рекомендован к распространению. Это развитие сельских населенных пунктов, в которых предусматривается строительство межхозяйственных домов для ветеранов. Большинство проживающих – две трети - женщины. Средний возраст - 73 года. Как правило, это одинокие люди, хотя каждый четвертый мужчина и каждая шестая женщина формально состоят в браке; 84% Основными причинами проживания в домах для ветеранов пожилые люди называют состояние здоровья, отсутствие ухода и одиночество. Размещение таких домов в родных им местах решает важную психологическую проблему - не нарушается привычный уклад жизни и связь с односельчанами27.
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста являются основным звеном в системе социального обслуживания пожилых людей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в свою очередь, наделены полномочиями, создавать на своих территориях в соответствие со стандартами необходимые им учреждения любых типов, которые бы содействовали преодолению социальных проблем.
В Приморском крае, на сегодняшний день, 13 домов-интернатов для престарелых и инвалидов; 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; 1 Приморский центр социального обслуживания населения, который включает 9 филиалов и Владивостокский городской округ. В структуре филиалов и во Владивостокском городском округе функционирует 49 отделений социального обслуживания на дому, в том числе 37 отделений социального обслуживания на дому, 12 отделений социально-медицинского обслуживания на дому, 40специалистов по социальной работе оказывают срочную помощь28.
Деятельность по оказанию срочной помощи строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
Можно сделать вывод, что существует достаточно много законов, в которых провозглашены необходимые для пожилых людей права, виды оказания помощи и поддержки, но на практике осуществляются лишь некоторые программы, а право на достойный уровень жизни не реализуется многими пожилыми людьми.
В разделе представлены социальные службы для пожилых людей в России и Приморском крае, их дислокация по субъектам.
Каждый субъект Российской Федерации должен иметь определенный перечень учреждений, которые бы содействовали социальным проблемам, в Приморском крае, к сожалению, сеть социальных служб для лиц пожилого возраста развита меньше, чем в других регионах России.
Заключение
Сегодня в России пожилые люди являются социально незащищённой категорией и сталкиваются со многими проблемами. Отстранение от участия в производстве становится для пожилых людей некой угрозой, реальной тем, что отбрасывает их на более низкую ступень материального обеспечения. Финансовые трудности ускоряют отход от активной жизни, играют главную роль в депривации пожилого человека, способствуют появлению различным ограничениям, обусловленных депривированным социальным статусом. Он сказывается не только на материальном положении, но и на моральном, снижается способность к адаптации, появляются психологические проблемы,
проблемы со здоровьем, из-за которых в свою очередь вытекают бытовые проблемы.
Мировое сообщество все больше склоняется к мысли, что пожилые люди вполне могут адаптироваться к смене своего социального статуса; главное - в том, чтобы государств создавало им для этого необходимые условия, ориентируясь на конкретные потребности конкретного пожилого человека. Основной путь решения этих проблем – социальное обслуживание пожилых людей, которое включает в себя различные формы социальной помощи и поддержки, через систему социальных служб. В России сложилась эта система, и она регулируется различными правовыми документами как федерального, так и регионального уровня. Но для полного решения проблем пожилых людей, необходимо расширения сети специализированных учреждений, пересмотра и расширение направлений их деятельности.
Список литературы: