Проблемы правового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования новой геополитической ситуации к числу приоритетных задач, продиктованных в качестве социального заказа российскому образованию обществом, относятся задачи гражданско - правового воспитания учащихся школ. Современное российское образование должно быть готовым к формированию в течение всего периода пребывания ребенка в школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное общество, обладая при этом, высоким уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально - активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко сформулированные понятия о своих правах и обязанностях, правильно соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия жестокости, агрессии и насилия над личностью

Файлы: 1 файл

проблемы правового воспитания.docx

— 39.95 Кб (Скачать файл)

В условиях формирования новой  геополитической ситуации к числу  приоритетных задач, продиктованных в  качестве социального заказа российскому  образованию обществом, относятся  задачи гражданско - правового воспитания учащихся школ. Современное российское образование должно быть готовым  к формированию в течение всего  периода пребывания ребенка в  школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное  общество, обладая при этом, высоким  уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально - активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко  сформулированные понятия о своих  правах и обязанностях, правильно  соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым  к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия  жестокости, агрессии и насилия над  личностью.

Термином «гражданин»  чаще всего определяют человека, знающего и уважающего свои права и права  других людей. В этом и юристы, и  обществоведы усматривают основу прогрессивного развития любой страны. В связи  с этим, школьное правовое воспитание должно приобрести системный характер и быть включенным в учебно –  поурочную часть школьного образовательного процесса. Хотелось бы отметить, что  сегодня в обществе не вызывает сомнения установление прямой зависимости между  правовым воспитанием школьников и  негативными явлениями, возникающими в молодежной среде. В настоящее время в условиях введения образовательных стандартов решение задач правового воспитания учащихся может быть успешно реализовано в рамках школьного курса «Обществознания». На уроках обществознания можно весьма эффективно и с большой долей успеха решать вопросы правового воспитания учащихся при этом, не выходя за рамки школьного стандарта, главными определяющими результатами которого являются три взаимодополняющие составляющие – «знать, понимать, уметь». Важно содействовать формированию у учащихся целостной системы гражданско-правового воспитания, что в конечном итоге должно способствовать созданию правовой вертикали, ориентированной как на правовое воспитание учащихся, так и на высокий уровень социализации и профилактики правонарушений.

2.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Абрамов В.И., д. ю. н., профессор  кафедры теории права  и государственно-правовых дисциплин

Пензенский  государственный  педагогический университет  им. В.Г. Белинского

В преамбуле  Закона РФ "Об образовании" говорится: "Под  образованием в настоящем  Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства...". Следовательно, правовое образование - это целенаправленный процесс правового  воспитания и обучения.

Целью правового образования  является формирование правовой культуры школьников.

Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны; ориентированное на социальную ценность права и строгого правопорядка отношение граждан к Закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка; социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстро меняющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы" (1).

В целом  солидаризируясь  с высказанным  мнением, мы считаем, что правовая культура личности есть цель и результат ее правового образования  и представляет собой  комплексное явление, включающее правомерное  поведение, базирующееся на развитом правосознании.

При этом правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания; сформированные правовые эмоции (позитивное оценочное отношение  к правовым предписаниям, уважение к закону, чувство законности); сформированные правовые убеждения (социально-правовую установку); правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения (мотив  правомерного поведения).

А правомерное  поведение состоит  из выработанных устойчивых умений и навыков  использования правовых средств в юридически значимых ситуациях, иной практической деятельности; привычки правомерного поведения; высокой  социально-правовой активности.

Естественно, что решение задачи становления, правовой культуры граждан  России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную  систему правового  образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных  до XI классов.

"Каких-либо  точных данных, характеризующих  уровень школьного  правового образования  в России в целом, - констатирует В.  Мазаев, директор  Российского фонда  правовых реформ, - не существует. В некоторых регионах игнорируют право как школьную дисциплину вообще, в других (таких, как Мурманск, Московская область, Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск и т.д.) его изучают довольно активно. В той или иной форме и объеме его преподают в более 50 % российских полнокомплектных школ" (2).

Как показывают социологические  исследования осведомленности  школьников по отдельным  отраслям права, наиболее "знакомыми" им оказываются конституционное  право и права  человека, а также  уголовное право, наряду с весьма низким уровнем представлений  о правовом регулировании  имущественных отношений. В целом исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание  важности юридического аспекта хозяйственных  отношений в современном  российском обществе (3).

В апреле 2000 г. Фондом совместно  с Главным государственно-правовым управлением Администрации  Президента, Минобразованием и Минюстом РФ была проведена Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях". В ее работе приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, так или иначе связанных с указанной проблематикой. Всеми участниками отмечены важность роли права в социализации подростков и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах. На ней попытались с учетом имеющегося опыта выработать концептуальные подходы к структуре и содержанию правового образования в школе, обсудили меры организационного характера, которые необходимо принять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Конференцией принята резолюция, в которой ее участники обращаются с просьбой к государственным органам власти и управления всех уровней, общественным организациям с призывом уделить вопросам правового образования в школе самое пристальное внимание, и рекомендуют предпринять в этих целях определенные действия.

В наше время знание права  приобретает все  более ощутимую жизненную  значимость. Россияне приходят к пониманию  того, что кроме  права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые  помогут им не пропасть в нынешней непростой  жизни.

Как считает  Н.И. Элиасберг, в результате изучения основ права в средней школе ученик должен:

1. Усвоить  систему знаний  о правах человека, правах и обязанностях  гражданина России, порядке их реализации, возможностях и  методах защиты  прав личности.

2. Иметь  представление о  месте гражданина  России в существующей  системе экономических  и политических  отношений, регулируемых  правом, об условиях  и порядке участия  в качестве субъектов  правоотношений в  экономической и  политической жизни  страны.

3. Владеть знаниями об охране правопорядка государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, о видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка.

4. Иметь  представление о  действиях и поступках,  составляющих угрозу  безопасности личности, знать правила,  соблюдение которых  способствует охране  личной безопасности  человека от преступных  посягательств.

5. Усвоить  совокупность конкретных  правил поведения  в семье, в доме, в школе, на  улице, в учреждениях  культуры, на зрелищных  мероприятиях, в местах  отдыха, ориентированных  на уважение к  правам и свободам  других граждан.

6. Овладеть  юридическими терминами  и понятиями в  объеме, необходимом  для изучения основ  права.

7. Знать  содержание некоторых,  наиболее важных  законодательных  актов (или фрагментов  из них), определяющих  принципы права,  систему прав и  обязанностей граждан  России, регулирующих  отношения между  государством и  личностью.

8.Иметь  представления о  наиболее значимых  явлениях истории  становления и  развития права  (зарубежного и  отечественного), способствующие  усвоению ценности  права как явления  культуры.

9. Уметь  правильно пользоваться  юридической терминологией,  читать фрагменты  юридических документов  и объяснять их  смысл.

10. Уметь  применять правовые  знания: проектировать  правомерные способы  действий в различных  жизненных ситуациях,  давать правовую  оценку поступков  людей, собственных  действий, явлений  жизни.

11. Уметь  осуществлять свои  права на практике: руководствоваться  в различных сферах  жизни существующими  юридическими нормами.

12. Уметь  правильно составлять  некоторые официальные  бумаги, не требующие  специального юридического  образования (заявление,  доверенность, текст трудового соглашения и т.п.).

13. Иметь  четкие ценностные  ориентиры гуманистической  направленности (в  системе ценностных  приоритетов, таких,  как жизнь и  здоровье человека, права человека, его  свобода, честь,  достоинство и  др.).

14.Осознавать  социальную ценность  права как средства  защиты личности  и общества.

15. Иметь  четкую установку  на законопослушание, негативно относиться  к нарушению правопорядка (4).

В осуществлении  правового образования  школьников выделяются три этапа, соответствующие  сложившейся структуре  школы: первый этап - I-IV классы; второй этап - V-IX классы; третий этап - X-XI классы.

Содержание  правового образования  на каждом из этапов определяется с учетом психологических  особенностей школьников данного возраста, социальных ролей, которые  они выполняют, правового  положения данной возрастной группы, тех коренных изменений, которые происходят в России, освобождающейся  от наследия тоталитаризма  и вступающей на путь демократического развития. В этих условиях коренным образом меняется характер отношений  между государством и личностью, положение  гражданина России. Он получил реальные демократические свободы, возможности проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время значительно возросла его ответственность за свою судьбу, условия своей жизни.

Отбор содержания правового  образования применительно  к каждому этапу  должен быть ориентирован на сочетание урочной  и внеурочной форм работы.

До 1990-х  гг. в нашей стране существовала мощная, признанная во всем мире школа авторов, создававших учебники по естественно-математическим предметам. А вот  гуманитарное образование  зачастую подменялось  общественно-политическим. Эта тенденция находила свое отражение не только в учебниках истории и обществоведения, но и в учебниках литературы, иностранных языков и других дисциплин, в целом обедняя качество образования.

С изменением политических и экономических  реалий остро встал  вопрос о написании  учебника, который  бы заменил снятые в 1992 г. "Основы государства  и права". В том  же году Минобразования и Минюст РФ запланировали  проведение конкурса на создание такого учебника, но ни одного авторского предложения  не поступило. Лишь позже  стали появляться пособия и учебники, многообразие которых  отражает плюрализм  позиций тех, кто так или иначе озабочен формированием правовой культуры молодежи.

В настоящее  время право как  предмет изучения существует в школьных учебных курсах в  двух формах - интегративной  и модульной. В  интегративных курсах праву уделяется  столько же внимания, сколько и другим компонентам обществознания, заявленным в программе, а объем правового  материала относительно невелик. Основное внимание в нем обычно уделяется  теме прав человека, Конституции РФ и  некоторым аспектам общей теории права. Существует и достаточно популярна другая точка зрения: правовое образование

- часть  гражданского (наряду с политологическим, этическим, экологическим и т.д.). В отличие от них модульные учебные курсы полностью посвящены правовым знаниям.

На сегодняшний  день создано немало учебников и учебных  пособий.

Правовое  образование в  начальной школе  ведется по учебникам: "Азбука прав человека" (под  ред. Т.М. Каракаш), "Всеобщая декларация прав человека для детей и  взрослых" (А. Усачев), "Ваши права" (Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева), "Изучаем права человека. Рабочая тетрадь" (В.В. Антонов), "Права на каждый день" (Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева), "Права на всякий случай" (Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева), "Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека (З.К. Шнекендорф). Эти курсы знакомят учащихся с правами человека на основе Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В средних  классах, наряду с  действующими курсами

- "Право  и политика" (А.Ф.  Никитин, Н.Г. Суворова), "Человек  (9 класс)" (П.С. Гуревич), появился интегрированный  курс "Граждановедение (5-9 классы)" (Я.В. Соколов и др.). Эти курсы позволяют сформировать у учащихся достаточно полные представления о мире, обществе, государстве, праве, социальных связях и отношениях.

Информация о работе Проблемы правового воспитания