Проблемы правового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования новой геополитической ситуации к числу приоритетных задач, продиктованных в качестве социального заказа российскому образованию обществом, относятся задачи гражданско - правового воспитания учащихся школ. Современное российское образование должно быть готовым к формированию в течение всего периода пребывания ребенка в школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное общество, обладая при этом, высоким уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально - активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко сформулированные понятия о своих правах и обязанностях, правильно соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия жестокости, агрессии и насилия над личностью

Файлы: 1 файл

проблемы правового воспитания.docx

— 39.95 Кб (Скачать файл)

Правовое  образование в  старших классах  ведется уже на более высоком  теоретическом уровне. Кроме интегрированных  курсов "Азбука гражданина" (В.О. Мушинский), "Основы государства и права" (Т.В. Ка-шанина, А.В. Кашанин), "Человек и общество" (под ред. Л.Н. Боголюбова), действуют профильно ориентированные курсы: "Введение в политологию" (К.С. Гаджиев и др.), "Демократия: государство и общество" (Н.В. Давлетшина и др.), "Основы правоведения" (В.О. Мушинский), "Политика и право" (М.И. Шилобод и др.), позволяющие старшеклассникам подготовиться к продолжению гуманитарного образования.

Но процесс  формирования комплекса  учебников по обществоведению  и, прежде всего, по праву  находится на начальном  этапе. Издания проходят практическую проверку в школе, и работа над ними должна продолжаться. Этот процесс нельзя считать завершенным. Учебники должны дополнять  друг друга, закладывая фундамент курса, который смог бы обусловить реальные жизненные  ориентиры учащихся.

В последнее  время активно  обсуждается вопрос о форме трансляции обществоведческого (в  том числе правового) материала в основной и средней школе. Судя по опубликованному  проекту концепции  структуры и содержания образования в 12-летней школе, Минобразования и науки РФ отдает предпочтение интегративной  форме. Очевидно, что  выбор интегративного пути во многом вынужденный. На школу обрушился поток предложений самых разнообразных курсов, в основе которых лежат практически все общественно-гуманитарные науки: этика, правоведение, политология, философия, социология, экономика, экология, религиоведение, социальная психология и т.д. Как Министерству определиться со всем этим, где взять учебные часы для стольких курсов? Ведь учебный план не резиновый. "Всем сестрам по серьгам" дать не получается. В этих условиях, по-видимому, следует выделить приоритетные области знаний, овладение которыми на современном этапе наиболее отвечает потребностям граждан и общества. Право в этом списке занимает особое место среди других обществоведческих дисциплин и вполне может претендовать на статус самостоятельного учебного предмета.

Возможным вариантом является также сочетание  интегративных и  модульных курсов, в чем-то дополняющих  друг друга. В этом случае учитель имел бы возможность выбрать  то, что он считает  наилучшим с точки  зрения реальных возможностей региона, школы, уровня подготовленности класса, целей образования. Сегодня, с одним  классом, он изучал бы интегративный курс "Обществоведение", а завтра, с другим (или  с этим же, но продвинувшимся в учебных результатах), - более углубленно тот или иной модуль.

Проект  Российского фонда  правовых реформ "Правовое образование в  школе" действует  с июля 1997 г., на сегодняшний  день он охватывает более 40 субъектов  Федерации. Его цель - создание образовательной  программы по праву  для 7-11 классов и  обеспечение условий  для ее широкого внедрения  в российских школах. В рамках Проекта  подготовлен, апробирован  и выпущен учебно-методический комплекс "Основы правовых знаний", включающий учебники для 7, 8-9 и 10-11 классов, соответствующие  пособия для учителей и учеников, хрестоматии  и т.д., создан комплект учебных видеофильмов и аудио курс лекций, проведена переподготовка около 400 учителей, разработаны  соответствующие  методические пособия. Подобный комплексный  проект школьного  правового образования  осуществляется в  России впервые (5).

Принципиальное  положение концепции  этого проекта  состоит в том, что впервые право  входит в школу  не фрагментарно или  в форме рассказов, а как полноценный  общеобразовательный  предмет. Создаваемые  учебно-методические материалы ориентированы  на раскрытие общих  принципов права  и функционирования его институтов. Наряду с этим из всего  массива правовых знаний выделяется направление, связанное преимущественно с экономикой, конкретными ситуациями имущественных правоотношений.

В юриспруденции, как и в математике, очень важна конкретная форма представления  понятий. Право - это  во многом форма, зачастую затрудняющая процесс  понимания. Поэтому  основная задача при  написании учебных  пособий - найти баланс между правовой терминологией, правовой формой и  доступностью правового  содержания, соединить  педагогическую методику и юриспруденцию, ведь конечная цель учебного курса - не обучение юристов, а  воспитание граждан  и формирование потребности  в изучении права. Иными словами, сделана  попытка перенести  акцент с лекционных методов изложения  материала на живое  обсуждение тем. Разнообразие разработанных в  рамках Проекта учебно-методических пособий предоставляет  учителям широкие  возможности выбора методов и средств представления правовой информации, организации ее усвоения учениками.

Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к  формированию правосознания. Но чем раньше он сделан, тем больше шансов, что нормы  права станут в  нашем обществе основанием поведения, а не условием действия.

Проект, безусловно, не может  претендовать на то, чтобы переломить тенденции, предопределяемые целым рядом социально-экономических  факторов. Его цель - ввести учащихся общеобразовательных  школ в правовое пространство, сформировать мотивационную  готовность к изучению права. Школьники  должны прийти к пониманию  роли закона в обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования  правовой информации.

В рамках Проекта ведется  разработка деловых  игр по курсу "Основы правовых знаний" и методики их проведения, распространение  учебных пособий, сбор и анализ откликов учителей о них. Подготовка учителей школ к преподаванию правовых дисциплин  осуществляется на специально организованных семинарах, создается система  повышения их квалификации.

С учетом полученного опыта  учителя пилотных школ высказываются  в пользу введения курса правоведения в школьную программу  как практически  важного, формирующего ценностные и культурные установки, социальные навыки учащихся.

Об актуальности проблемы свидетельствует  и отношение к  ней региональных комитетов образования, многие из которых - поддерживают идею преподавания права в школе  и готовы включить его в качестве регионального компонента образовательного стандарта.

"Российский  фонд правовых  реформ в полной  мере понимает, что  предстоит большая  работа по внедрению  предмета "Основы  правовых знаний" в школьную программу.  Однако, учитывая  тенденции развития  современного общества, а также осуществляемую  в настоящее время  реформу школьного  образования, представляется, что "Право"  неизбежно должно  занять и рано  или поздно займет  достойное место  в школе", - считает  В. Мазаев (6).

Органичной  частью общего содержания правового образования  должно быть изучение прав человека и прав ребенка.

"В  России на современном  этапе ее исторического  движения, на фоне  низкой политической  и правовой культуры, - пишет А.Я. Азаров, - обучение демократическим  ценностям и правам  человека должно  охватывать все  население, все  социальные слои. Особого внимания  требует средняя  и высшая школа" (7).

Он считает, что в рамках задачи гуманизации всего процесса образования обучение правам человека в общеобразовательной школе должно иметь, исходя из опыта, три основных этапа, ступени: 1-4, 5-9, 10-11 классы (8).

Мы согласны с предложениями  А.Я. Азарова и  хотим добавить, что, действительно, пришло время поставить  преподавание прав человека и прав ребенка  так же широко, как  и преподавание других предметов. Но к изучению документов о правах человека и правах ребенка наши учителя  и большинство  сегодняшних выпускников  педагогических вузов, педколледжей и училищ не готовы. Они не знают самих документов и не владеют методикой их преподавания.

Дело  заключается в  том, что на сегодняшний  день учебная дисциплина "Права  человека", в соответствии с действующими ГОСом, не входит в круг обязательных для изучения даже в высших учебных юридических заведениях. Она изучается в них (если изучается) за счет регионального, вузовского компонента, а не федерального.

Обучать школьников правам человека и правам ребенка  должны не выпускники юридических факультетов, а выпускники педагогических вузов, колледжей  и училищ. Однако будущие учителя  права человека и  права ребенка  не изучают, следовательно, и не готовятся  к их изучению в  школе с учащимися  на уроках и во внеклассной  работе.

Министерство  образования и  науки РФ планировало  разработать во 2-м  квартале 2004 г. учебно-методический комплект по факультативному  курсу "Защита прав ребенка" (9), но не осуществило эту  идею. Зато Государственный  образовательный  стандарт высшего  профессионального  образования по педагогическим специальностям от 31 января 2005 г. в учебной  дисциплине "Педагогика" из цикла ОПД "Федеральный  компонент" в разделе "Нормативно-правовое обеспечение образования" ввел тему: "Права  ребенка и формы  его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации".

Для студентов  педагогических вузов  подготовлено и издано учебное пособие "Педагогика" под ред. П.И. Пидкасистого - единственный в России учебник педагогики для педвузов, который содержит специальную главу "Общечеловеческие ценности как основа формирования профессионализма студентов педвуза" (автор - проф. З.К. Шнекендорф). В ней дано содержание Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, отражение их идей в законодательных актах РФ и в создании нравственно-правовой защищенности ребенка в деятельности учителя школы, но 12 страниц учебного материала - это не выход из положения.

Отсутствие  четкой и ясной  концепции подготовки студентов педвузов - будущих учителей, учительских кадров к преподаванию прав человека и прав ребенка  и организации  жизнедеятельности  учащихся в соответствии с их идеями, молчаливая позиция Министерства образования и  науки по этому  вопросу не способствуют эффективному решению  этой проблемы.

Хотя  официальных рекомендаций Министерства образования  и науки о введении курсов "Права  человека" и "Права  ребенка" в учебные  планы педагогических институтов и университетов  до сих пор нет, ряд высших педагогических учебных заведений  по своей инициативе выделяют эту проблему в самостоятельный учебный курс (спецкурс, факультатив), либо включают ее в содержание изучаемых предметов на модульной основе.

Эти педагогические институты испытывают многие трудности: недостаток квалифицированных  кадров в области  правового образования (не все правоведы  могут читать лекции, вести семинары с  учетом специфики  педагогических вузов), нет соответствующих  учебников и учебных  пособий по правам человека и правам ребенка, справочников и иных пособий.

Например, Московский педагогический университет ввел самостоятельный  спецкурс "Конвенция  о правах ребенка". Программа курса (автор - проф. З.К. Шнекендорф) осуществляет диалектическое единство системы знаний о правах человека, правах ребенка с психолого-педагогической наукой. Программа синтезирует правовые и психолого-педагогические аспекты изучения Конвенции о правах ребенка. Другой существенной особенностью программы является ее четко выраженный характер и практическая направленность всего содержания. В процессе изучения курса студенты овладевают методикой проведения уроков и различных форм внеклассной работы по проблемам прав человека. Широко применяются вариативные игры, дискуссии, защита своего мнения, приемы упрощения текста документов в зависимости от возраста учащихся. Проблема прав человека находит свое отражение в тематике рефератов, курсовых и дипломных работ студентов.

Следует отметить, что кафедра  педагогики МПУ не только обосновала новую  концепцию в подготовке учительских кадров по образованию школьников в духе прав человека, но и подготовила  четыре учебных книги  для учителей, студентов  и других категорий  работников образовательных  учреждений и ряд  публикаций в педагогических журналах.

На этой же кафедре впервые  в практике учебного процесса высшей школы  были подготовлены З.К. Шнекендорфом учебные пособия для учителей: "Младшим школьникам о правах ребенка" (М., 1977) и "Изучение Конвенции о правах ребенка в школе" (М., 2001).

В 1992-1993 гг. в подготовку педагогических кадров включился и Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного  образования Московской области (ИПК и  ПРНО МО). Инициатором  перестройки правового  образования, переподготовки учителей выступила  кафедра культуры и гуманизации образования (кандидат философских наук, доцент А.Я. Азаров). ИПК и ПРНО МО разработал отдельные программы и рекомендации по преподаванию прав человека в школе: Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: Пособие для учителя. М., 1994; Азаров А.Я. Права человека. Новое знание: Учебно-метод. пособие. М., 1995; Болотина Т.В. Права человека в современной школе: Метод, пособие для учителя. М., 2003.

Одновременно  ИПК и ПРНО МО приступил  к проведению семинаров  по преподаванию прав человека для учителей Московской области. В 1994 г. А.Я. Азаров с  группой своих  единомышленников подготовил проект "Права  человека. Обучение в России".

Во второй половине 90-х гг. педагогические институты и университеты издают ряд методических пособий и рекомендаций (Шуя, Ярославль, Тобольск, Челябинск и др.) по проблемам преподавания прав человека: Ростовцева Е.В. Права человека. Права ребенка. Шуя, 1998; Котляр И.И. Права  человека: современные  представления и  механизмы защиты (в  помощь учителям школ). Брест, 1996; Котляр И.И. Права человека: Пособие  для студентов неюридических вузов. Минск, 1996; Права человека: Учебное пособие / Под ред. Ф.М. Рудинского, B.C. Ломова. Волгоград, 1994; Алексеев С.С. Введение в правоведение: Учеб. пос. для школьников (9-11 класс). М., 1996; Алексеева Л.М. История правозащитного движения: Пособие для школьников и преподавателей. М., 1996; Головатенко А.Ю. Права человека и статус личности: история и современность: Пособие для учителя. М., 1996; Никитин А.Ф. Права человека: Учеб. пос. для средних школ. М., 1993; Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка (программа и материалы спецкурса). М., 1996, Издания Фонда "Новые перспективы" (2000 - 2003 гг.) и др.

Информация о работе Проблемы правового воспитания