Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
В условиях формирования новой геополитической ситуации к числу приоритетных задач, продиктованных в качестве социального заказа российскому образованию обществом, относятся задачи гражданско - правового воспитания учащихся школ. Современное российское образование должно быть готовым к формированию в течение всего периода пребывания ребенка в школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное общество, обладая при этом, высоким уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально - активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко сформулированные понятия о своих правах и обязанностях, правильно соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия жестокости, агрессии и насилия над личностью
Правовое образование в старших классах ведется уже на более высоком теоретическом уровне. Кроме интегрированных курсов "Азбука гражданина" (В.О. Мушинский), "Основы государства и права" (Т.В. Ка-шанина, А.В. Кашанин), "Человек и общество" (под ред. Л.Н. Боголюбова), действуют профильно ориентированные курсы: "Введение в политологию" (К.С. Гаджиев и др.), "Демократия: государство и общество" (Н.В. Давлетшина и др.), "Основы правоведения" (В.О. Мушинский), "Политика и право" (М.И. Шилобод и др.), позволяющие старшеклассникам подготовиться к продолжению гуманитарного образования.
Но процесс формирования комплекса учебников по обществоведению и, прежде всего, по праву находится на начальном этапе. Издания проходят практическую проверку в школе, и работа над ними должна продолжаться. Этот процесс нельзя считать завершенным. Учебники должны дополнять друг друга, закладывая фундамент курса, который смог бы обусловить реальные жизненные ориентиры учащихся.
В последнее время активно обсуждается вопрос о форме трансляции обществоведческого (в том числе правового) материала в основной и средней школе. Судя по опубликованному проекту концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе, Минобразования и науки РФ отдает предпочтение интегративной форме. Очевидно, что выбор интегративного пути во многом вынужденный. На школу обрушился поток предложений самых разнообразных курсов, в основе которых лежат практически все общественно-гуманитарные науки: этика, правоведение, политология, философия, социология, экономика, экология, религиоведение, социальная психология и т.д. Как Министерству определиться со всем этим, где взять учебные часы для стольких курсов? Ведь учебный план не резиновый. "Всем сестрам по серьгам" дать не получается. В этих условиях, по-видимому, следует выделить приоритетные области знаний, овладение которыми на современном этапе наиболее отвечает потребностям граждан и общества. Право в этом списке занимает особое место среди других обществоведческих дисциплин и вполне может претендовать на статус самостоятельного учебного предмета.
Возможным вариантом является также сочетание интегративных и модульных курсов, в чем-то дополняющих друг друга. В этом случае учитель имел бы возможность выбрать то, что он считает наилучшим с точки зрения реальных возможностей региона, школы, уровня подготовленности класса, целей образования. Сегодня, с одним классом, он изучал бы интегративный курс "Обществоведение", а завтра, с другим (или с этим же, но продвинувшимся в учебных результатах), - более углубленно тот или иной модуль.
Проект Российского фонда правовых реформ "Правовое образование в школе" действует с июля 1997 г., на сегодняшний день он охватывает более 40 субъектов Федерации. Его цель - создание образовательной программы по праву для 7-11 классов и обеспечение условий для ее широкого внедрения в российских школах. В рамках Проекта подготовлен, апробирован и выпущен учебно-методический комплекс "Основы правовых знаний", включающий учебники для 7, 8-9 и 10-11 классов, соответствующие пособия для учителей и учеников, хрестоматии и т.д., создан комплект учебных видеофильмов и аудио курс лекций, проведена переподготовка около 400 учителей, разработаны соответствующие методические пособия. Подобный комплексный проект школьного правового образования осуществляется в России впервые (5).
Принципиальное положение концепции этого проекта состоит в том, что впервые право входит в школу не фрагментарно или в форме рассказов, а как полноценный общеобразовательный предмет. Создаваемые учебно-методические материалы ориентированы на раскрытие общих принципов права и функционирования его институтов. Наряду с этим из всего массива правовых знаний выделяется направление, связанное преимущественно с экономикой, конкретными ситуациями имущественных правоотношений.
В юриспруденции, как и в математике, очень важна конкретная форма представления понятий. Право - это во многом форма, зачастую затрудняющая процесс понимания. Поэтому основная задача при написании учебных пособий - найти баланс между правовой терминологией, правовой формой и доступностью правового содержания, соединить педагогическую методику и юриспруденцию, ведь конечная цель учебного курса - не обучение юристов, а воспитание граждан и формирование потребности в изучении права. Иными словами, сделана попытка перенести акцент с лекционных методов изложения материала на живое обсуждение тем. Разнообразие разработанных в рамках Проекта учебно-методических пособий предоставляет учителям широкие возможности выбора методов и средств представления правовой информации, организации ее усвоения учениками.
Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Но чем раньше он сделан, тем больше шансов, что нормы права станут в нашем обществе основанием поведения, а не условием действия.
Проект,
безусловно, не может
претендовать на то,
чтобы переломить
тенденции, предопределяемые
целым рядом социально-
В рамках Проекта ведется разработка деловых игр по курсу "Основы правовых знаний" и методики их проведения, распространение учебных пособий, сбор и анализ откликов учителей о них. Подготовка учителей школ к преподаванию правовых дисциплин осуществляется на специально организованных семинарах, создается система повышения их квалификации.
С учетом полученного опыта учителя пилотных школ высказываются в пользу введения курса правоведения в школьную программу как практически важного, формирующего ценностные и культурные установки, социальные навыки учащихся.
Об актуальности проблемы свидетельствует и отношение к ней региональных комитетов образования, многие из которых - поддерживают идею преподавания права в школе и готовы включить его в качестве регионального компонента образовательного стандарта.
"Российский фонд правовых реформ в полной мере понимает, что предстоит большая работа по внедрению предмета "Основы правовых знаний" в школьную программу. Однако, учитывая тенденции развития современного общества, а также осуществляемую в настоящее время реформу школьного образования, представляется, что "Право" неизбежно должно занять и рано или поздно займет достойное место в школе", - считает В. Мазаев (6).
Органичной частью общего содержания правового образования должно быть изучение прав человека и прав ребенка.
"В России на современном этапе ее исторического движения, на фоне низкой политической и правовой культуры, - пишет А.Я. Азаров, - обучение демократическим ценностям и правам человека должно охватывать все население, все социальные слои. Особого внимания требует средняя и высшая школа" (7).
Он считает, что в рамках задачи гуманизации всего процесса образования обучение правам человека в общеобразовательной школе должно иметь, исходя из опыта, три основных этапа, ступени: 1-4, 5-9, 10-11 классы (8).
Мы согласны с предложениями А.Я. Азарова и хотим добавить, что, действительно, пришло время поставить преподавание прав человека и прав ребенка так же широко, как и преподавание других предметов. Но к изучению документов о правах человека и правах ребенка наши учителя и большинство сегодняшних выпускников педагогических вузов, педколледжей и училищ не готовы. Они не знают самих документов и не владеют методикой их преподавания.
Дело заключается в том, что на сегодняшний день учебная дисциплина "Права человека", в соответствии с действующими ГОСом, не входит в круг обязательных для изучения даже в высших учебных юридических заведениях. Она изучается в них (если изучается) за счет регионального, вузовского компонента, а не федерального.
Обучать школьников правам человека и правам ребенка должны не выпускники юридических факультетов, а выпускники педагогических вузов, колледжей и училищ. Однако будущие учителя права человека и права ребенка не изучают, следовательно, и не готовятся к их изучению в школе с учащимися на уроках и во внеклассной работе.
Министерство образования и науки РФ планировало разработать во 2-м квартале 2004 г. учебно-методический комплект по факультативному курсу "Защита прав ребенка" (9), но не осуществило эту идею. Зато Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по педагогическим специальностям от 31 января 2005 г. в учебной дисциплине "Педагогика" из цикла ОПД "Федеральный компонент" в разделе "Нормативно-правовое обеспечение образования" ввел тему: "Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации".
Для студентов педагогических вузов подготовлено и издано учебное пособие "Педагогика" под ред. П.И. Пидкасистого - единственный в России учебник педагогики для педвузов, который содержит специальную главу "Общечеловеческие ценности как основа формирования профессионализма студентов педвуза" (автор - проф. З.К. Шнекендорф). В ней дано содержание Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, отражение их идей в законодательных актах РФ и в создании нравственно-правовой защищенности ребенка в деятельности учителя школы, но 12 страниц учебного материала - это не выход из положения.
Отсутствие четкой и ясной концепции подготовки студентов педвузов - будущих учителей, учительских кадров к преподаванию прав человека и прав ребенка и организации жизнедеятельности учащихся в соответствии с их идеями, молчаливая позиция Министерства образования и науки по этому вопросу не способствуют эффективному решению этой проблемы.
Хотя официальных рекомендаций Министерства образования и науки о введении курсов "Права человека" и "Права ребенка" в учебные планы педагогических институтов и университетов до сих пор нет, ряд высших педагогических учебных заведений по своей инициативе выделяют эту проблему в самостоятельный учебный курс (спецкурс, факультатив), либо включают ее в содержание изучаемых предметов на модульной основе.
Эти педагогические институты испытывают многие трудности: недостаток квалифицированных кадров в области правового образования (не все правоведы могут читать лекции, вести семинары с учетом специфики педагогических вузов), нет соответствующих учебников и учебных пособий по правам человека и правам ребенка, справочников и иных пособий.
Например, Московский педагогический университет ввел самостоятельный спецкурс "Конвенция о правах ребенка". Программа курса (автор - проф. З.К. Шнекендорф) осуществляет диалектическое единство системы знаний о правах человека, правах ребенка с психолого-педагогической наукой. Программа синтезирует правовые и психолого-педагогические аспекты изучения Конвенции о правах ребенка. Другой существенной особенностью программы является ее четко выраженный характер и практическая направленность всего содержания. В процессе изучения курса студенты овладевают методикой проведения уроков и различных форм внеклассной работы по проблемам прав человека. Широко применяются вариативные игры, дискуссии, защита своего мнения, приемы упрощения текста документов в зависимости от возраста учащихся. Проблема прав человека находит свое отражение в тематике рефератов, курсовых и дипломных работ студентов.
Следует отметить, что кафедра педагогики МПУ не только обосновала новую концепцию в подготовке учительских кадров по образованию школьников в духе прав человека, но и подготовила четыре учебных книги для учителей, студентов и других категорий работников образовательных учреждений и ряд публикаций в педагогических журналах.
На этой же кафедре впервые в практике учебного процесса высшей школы были подготовлены З.К. Шнекендорфом учебные пособия для учителей: "Младшим школьникам о правах ребенка" (М., 1977) и "Изучение Конвенции о правах ребенка в школе" (М., 2001).
В 1992-1993 гг. в подготовку педагогических кадров включился и Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО). Инициатором перестройки правового образования, переподготовки учителей выступила кафедра культуры и гуманизации образования (кандидат философских наук, доцент А.Я. Азаров). ИПК и ПРНО МО разработал отдельные программы и рекомендации по преподаванию прав человека в школе: Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: Пособие для учителя. М., 1994; Азаров А.Я. Права человека. Новое знание: Учебно-метод. пособие. М., 1995; Болотина Т.В. Права человека в современной школе: Метод, пособие для учителя. М., 2003.
Одновременно ИПК и ПРНО МО приступил к проведению семинаров по преподаванию прав человека для учителей Московской области. В 1994 г. А.Я. Азаров с группой своих единомышленников подготовил проект "Права человека. Обучение в России".
Во второй половине 90-х гг. педагогические институты и университеты издают ряд методических пособий и рекомендаций (Шуя, Ярославль, Тобольск, Челябинск и др.) по проблемам преподавания прав человека: Ростовцева Е.В. Права человека. Права ребенка. Шуя, 1998; Котляр И.И. Права человека: современные представления и механизмы защиты (в помощь учителям школ). Брест, 1996; Котляр И.И. Права человека: Пособие для студентов неюридических вузов. Минск, 1996; Права человека: Учебное пособие / Под ред. Ф.М. Рудинского, B.C. Ломова. Волгоград, 1994; Алексеев С.С. Введение в правоведение: Учеб. пос. для школьников (9-11 класс). М., 1996; Алексеева Л.М. История правозащитного движения: Пособие для школьников и преподавателей. М., 1996; Головатенко А.Ю. Права человека и статус личности: история и современность: Пособие для учителя. М., 1996; Никитин А.Ф. Права человека: Учеб. пос. для средних школ. М., 1993; Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка (программа и материалы спецкурса). М., 1996, Издания Фонда "Новые перспективы" (2000 - 2003 гг.) и др.