Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
В условиях формирования новой геополитической ситуации к числу приоритетных задач, продиктованных в качестве социального заказа российскому образованию обществом, относятся задачи гражданско - правового воспитания учащихся школ. Современное российское образование должно быть готовым к формированию в течение всего периода пребывания ребенка в школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное общество, обладая при этом, высоким уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально - активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко сформулированные понятия о своих правах и обязанностях, правильно соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия жестокости, агрессии и насилия над личностью
В этом плане следует выделить деятельность Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, который подготовил серию учебных книг для учителей начальных классов (автор - проф. Н.И. Элиасберг): Система правового образования в школе и воспитание гражданина в России. СПб, 1999; Права ребенка - это ваши права. СПб, 1997; Методические рекомендации для учителей, как преподавать курс "Основы правоведения". СПб., 1996.
В этом же направлении - подготовка учебных материалов для учителей школы - работают некоторые юридические институты системы МВД (Волгоград, Владимир и др.): Программа для вузов по курсу "Права человека". Волгоград, 1996; Методические рекомендации для учителей "Методические принципы организации жизни школы в духе Всеобщей декларации прав человека" (автор-составитель Е.А. Осипова). Владимир, 1995.
Вполне очевидно, что необходимо объединить усилия представителей юридической и педагогической наук для написания пособий и для учителей и для учащихся по правам человека и по правам ребенка.
Примечательно создание центров и лабораторий, занимающихся проблемами подготовки педагогов в области прав человека и обучения школьников и студентов правам человека (Московская школа прав человека, кафедра прав человека Московского городского педагогического университета, кафедра ЮНЕСКО по правам человека и демократии МГИМО, лаборатория прав человека при Московском педагогическом университете, Центр педагогики прав человека, кафедра прав человека Волгоградского юридического института и др.).
Следует остановиться еще на одной важной проблеме. Дело в том, что правовое образование школьников вообще, и обучение их правам человека и правам ребенка в частности, приходится осуществлять в условиях правового нигилизма со стороны значительного числа учащихся.
Социологические исследования показывают, что для определенной, достаточно большой, группы подростков характерно негативное отношение как к праву вообще, так и к некоторым конкретным правовым нормам: в своих взглядах и высказываниях они оценивают их как "неправильные", не соответствующие современным нормам поведения людей в обществе, а потому, мол, невыполнимые.
Предмет правового нигилизма - отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей, подрыв правовых устоев общества. Правовой нигилизм - тормоз, сдерживающий фактор прогрессивного правового развития.
Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему и нарушения. В результате в молодежной среде широко распространены такие явления, как наркомания, алкоголизм, преступность, проституция, самоубийства.
Наркотизм получил широкое распространение во многих странах мира и считается одним из самых разрушительных социальных зол. Наша страна здесь не является исключением. В первой половине 90-х гг. 20 в. расширились масштабы наркотизма в России. Изменились социальные нормы в отношении потребления наркотиков, что обусловило смягчение социальных санкций в отношении наркоманов, отразившееся в законодательстве.
Серьезную тревогу в обществе вызывает резкий рост криминализации среди несовершеннолетних, поскольку это затрагивает как судьбы этих подростков, так и перспективы общественной безопасности. Статистика МВД говорит о том, что за последние пять лет преступность существенно возросла и помолодела. За последние годы на 32 % увеличилась преступность несовершеннолетних, причем умышленные убийства, групповой бандитизм и разбой возросли до 61 %. Наркомания и пьянство в понимании нового поколения уже являются нормой.
Особую популярность среди молодежи приобретают экстремистские объединения, проповедующие культ силы и неофашизм. По экспертным оценкам, лишь 2 % молодых людей охвачены молодежными объединениями, зарегистрированными органами юстиции. В то же время за пределами регламентируемой законом деятельности сформировались и действуют молодежные группы криминального характера.
Реальностью российского общества с первой половины 90-х гг. XX в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающие все виды информации, оказывают огромное воздействие на правовую культуру молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу. Рекламная деятельность российского радио и телевидения оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь.
Наибольшую остроту приобрела проблема подростковой и молодежной проституции. В ходе опроса старшеклассников выяснено, что проституция, по их мнению, вошла в десятку самых престижных профессий современности. По данным выборочных исследований, проведенных среди различных категорий молодежи, каждый десятый горожанин в возрасте до 25 лет считает вполне приемлемой проституцию как законную форму получения денег, своего рода "бизнес".
Отмеченные особенности оказывают существенное влияние на правовое образование в школе. Но, тем не менее, именно правовое образование является средством искоренения правового нигилизма и формирования правовой культуры подрастающего поколения.
"При этом ясно, - считает Н.И. Матузов, - что правовой нигилизм невозможно ликвидировать полностью и немедленно, так сказать, "декретом сверху", как нельзя, к примеру, искоренить раз и навсегда преступность. Речь должна идти о существенном снижении уровня правового нигилизма, преодолении его наиболее грубых и распространенных форм, устранении причин, порождающих данное явление. Для этого должны вырабатываться соответствующие программы, концепции, задачи. Это трудный и длительный процесс" (10).
(1) Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе. 1996. N 4. С. 66.
(2) Мазаев В. Юридическое образование в школе // Российская юстиция. 2000. N 7. С. 6. (3) Там же. С. 6.
(4) Элиасберг Н.И. Указ. соч. С. 67-68.
(5) См.: Мазаев В. Указ. соч. С. 7.
(6) Там же. С. 7.
(7) Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995. С. 15.
(8) См.: Там же. С. 15-18.
(9) См.: Вестник образования России. 2003. N 17. С. 28.
(10) Матузов Н.И. Правовой нигилизм в свете российского менталитета // Зарубежный опыт и отечественные традиции в российском праве. Всероссийский методологический семинар. СПб., 2004. С. 109.