Проблемы правового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования новой геополитической ситуации к числу приоритетных задач, продиктованных в качестве социального заказа российскому образованию обществом, относятся задачи гражданско - правового воспитания учащихся школ. Современное российское образование должно быть готовым к формированию в течение всего периода пребывания ребенка в школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное общество, обладая при этом, высоким уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально - активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко сформулированные понятия о своих правах и обязанностях, правильно соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия жестокости, агрессии и насилия над личностью

Файлы: 1 файл

проблемы правового воспитания.docx

— 39.95 Кб (Скачать файл)

В этом плане следует  выделить деятельность Санкт-Петербургского государственного университета педагогического  мастерства, который  подготовил серию  учебных книг для  учителей начальных  классов (автор - проф. Н.И. Элиасберг): Система правового образования в школе и воспитание гражданина в России. СПб, 1999; Права ребенка - это ваши права. СПб, 1997; Методические рекомендации для учителей, как преподавать курс "Основы правоведения". СПб., 1996.

В этом же направлении - подготовка учебных материалов для учителей школы - работают некоторые  юридические институты  системы МВД (Волгоград, Владимир и др.): Программа  для вузов по курсу "Права  человека". Волгоград, 1996; Методические рекомендации для учителей "Методические принципы организации  жизни школы в  духе Всеобщей декларации прав человека" (автор-составитель  Е.А. Осипова). Владимир, 1995.

Вполне  очевидно, что необходимо объединить усилия представителей юридической и  педагогической наук для написания  пособий и для  учителей и для  учащихся по правам человека и по правам ребенка.

Примечательно создание центров  и лабораторий, занимающихся проблемами подготовки педагогов в области  прав человека и обучения школьников и студентов  правам человека (Московская школа прав человека, кафедра прав человека Московского городского педагогического  университета, кафедра  ЮНЕСКО по правам человека и демократии МГИМО, лаборатория прав человека при Московском педагогическом университете, Центр педагогики прав человека, кафедра  прав человека Волгоградского юридического института  и др.).

Следует остановиться еще  на одной важной проблеме. Дело в том, что  правовое образование  школьников вообще, и обучение их правам человека и правам ребенка в частности, приходится осуществлять в условиях правового  нигилизма со стороны  значительного числа  учащихся.

Социологические исследования показывают, что для определенной, достаточно большой, группы подростков характерно негативное отношение  как к праву  вообще, так и к  некоторым конкретным правовым нормам: в  своих взглядах и  высказываниях они  оценивают их как "неправильные", не соответствующие  современным нормам поведения людей  в обществе, а потому, мол, невыполнимые.

Предмет правового нигилизма - отрицание прогрессивных  идей, норм, правовых идеалов и ценностей, подрыв правовых устоев общества. Правовой нигилизм - тормоз, сдерживающий фактор прогрессивного правового развития.

Правовой  нигилизм как социальное явление имеет  различные формы  проявления: от равнодушного, безразличного отношения  к роли и значению права через скептическое отношение к его  потенциальным возможностям до полного неверия  в право и явно негативного отношения к нему и нарушения. В результате в молодежной среде широко распространены такие явления, как наркомания, алкоголизм, преступность, проституция, самоубийства.

Наркотизм получил широкое  распространение  во многих странах  мира и считается  одним из самых  разрушительных социальных зол. Наша страна здесь  не является исключением. В первой половине 90-х  гг. 20 в. расширились  масштабы наркотизма в России. Изменились социальные нормы  в отношении потребления  наркотиков, что обусловило смягчение социальных санкций в отношении  наркоманов, отразившееся в законодательстве.

Серьезную тревогу в обществе вызывает резкий рост криминализации среди  несовершеннолетних, поскольку это  затрагивает как  судьбы этих подростков, так и перспективы  общественной безопасности. Статистика МВД говорит  о том, что за последние  пять лет преступность существенно возросла и помолодела. За последние годы на 32 % увеличилась преступность несовершеннолетних, причем умышленные убийства, групповой бандитизм  и разбой возросли до 61 %. Наркомания и  пьянство в понимании  нового поколения  уже являются нормой.

Особую  популярность среди  молодежи приобретают  экстремистские объединения, проповедующие культ  силы и неофашизм. По экспертным оценкам, лишь 2 % молодых людей  охвачены молодежными  объединениями, зарегистрированными  органами юстиции. В  то же время за пределами  регламентируемой законом  деятельности сформировались и действуют молодежные группы криминального  характера.

Реальностью российского общества с первой половины 90-х  гг. XX в. стало включение  России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающие все виды информации, оказывают  огромное воздействие  на правовую культуру молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы  поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие  осуществляется через  рекламу. Рекламная  деятельность российского  радио и телевидения  оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь.

Наибольшую  остроту приобрела  проблема подростковой и молодежной проституции. В ходе опроса старшеклассников выяснено, что проституция, по их мнению, вошла  в десятку самых  престижных профессий  современности. По данным выборочных исследований, проведенных среди  различных категорий  молодежи, каждый десятый  горожанин в возрасте до 25 лет считает  вполне приемлемой проституцию  как законную форму  получения денег, своего рода "бизнес".

Отмеченные  особенности оказывают  существенное влияние  на правовое образование  в школе. Но, тем  не менее, именно правовое образование является средством искоренения  правового нигилизма  и формирования правовой культуры подрастающего  поколения.

"При  этом ясно, - считает  Н.И. Матузов, - что правовой нигилизм невозможно ликвидировать полностью и немедленно, так сказать, "декретом сверху", как нельзя, к примеру, искоренить раз и навсегда преступность. Речь должна идти о существенном снижении уровня правового нигилизма, преодолении его наиболее грубых и распространенных форм, устранении причин, порождающих данное явление. Для этого должны вырабатываться соответствующие программы, концепции, задачи. Это трудный и длительный процесс" (10).

(1) Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе. 1996. N 4. С. 66.

(2) Мазаев  В. Юридическое  образование в  школе // Российская  юстиция. 2000. N 7. С. 6. (3) Там же. С. 6.

(4) Элиасберг Н.И. Указ. соч. С. 67-68.

(5) См.: Мазаев В. Указ. соч. С. 7.

(6) Там  же. С. 7.

(7) Азаров  А.Я. Права человека. Новое знание. М., 1995. С. 15.

(8) См.: Там же. С. 15-18.

(9) См.: Вестник образования  России. 2003. N 17. С. 28.

(10) Матузов Н.И. Правовой нигилизм в свете российского менталитета // Зарубежный опыт и отечественные традиции в российском праве. Всероссийский методологический семинар. СПб., 2004. С. 109.


Информация о работе Проблемы правового воспитания