Проблемы развития у дошкольникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Файлы: 1 файл

original.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим раздел работы в программе «воспитание и обучение в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, 2005) [9] по формированию пространственно-временных представлений у детей старшей группы. На данном этапе работы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь - сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Старшие дошкольники  различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы, а также разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями  недели уже в старшей группе следует  объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

В работах Т.Д. Рихтерман [27] прослеживается следующая методика работы. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник - первый день по прошествии недели, вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый, суббота - конец недели, воскресенье - выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др.

Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»

Кроме того, в старшей  группе продолжается работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

В старшей группе воспитатель  формирует «чувство времени», понимание  значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Таким образом, говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить по меньшей мере три различных аспекта этих представлений:

  • адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);
  • понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера/сегодня/завтра» до более сложных «прошлое/настоящее/будущее» и т.д.);
  • понимание последовательности событий/действий/явлений.

 Рассмотрим работу  по формированию пространственных  представлений дошкольников. Проводимая работа Т.А.Павловой [23] направлена на уточнение представлений о схеме тела. Первоначально у детей вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право. На каждом занятии дети учатся находить в своем теле верхние и правые части. Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения.

Многие авторы, занимающиеся, проблемой формирования пространственных представлений у детей, большое  внимание уделяют физминуткам, которые  способствуют развитию чувства темпа  и ритма, координируют слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в направлениях схемы собственного тела.

Немало важную помощь в развитии пространственных представлений  окажут игры с мозаикой, с разрезными картинками, пазлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.

Г.Н. Глушковой [12] были предложены игры и упражнения по развитию навыков ориентировки в пространстве. Ей было составлено перспективное планирование по содержанию этой работы, где отражено постепенное усложнение материала с учетом возраста детей. Представления о пространственных признаках предметов она начинает в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера учатся их выделять, оперировать двумя, тремя свойствами одновременно, учатся их зашифровывать условными обозначениями. Этим же автором была разработана система игр с блоками Дьенеша для детей от двух до семи лет. Многие игры и упражнения проводятся с целью научения детей определять местоположение предметов в пространстве. В начале любого занятия она предлагает проводить «зрительную разминку» перед детьми в ряд выставляются, разные игрушки их местоположение меняется. Ребенок должен вспомнив главный ориентир – правую руку сказать, что слева, справа, между. Постепенно накапливая действенный опыт ориентировки «на себя», «от себя», ребенок учится определять правую и левую сторону у друга, у Незнайки, у куклы, мысленно перенося схему своего тела на другой объект.

Таким образом, проведенный  анализ основных направлений и содержания работ по формированию пространственных и временных представлений выявил, что данная работа должна строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе.

 

 

 

Выводы по первой главе:

  1.   У сенсорного развития дошкольника отмечают следующие особенности: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
  2. Дошкольный возраст - это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. В качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное - наглядно-образное - наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
  3. Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В свою очередь, от формирования навыков ориентирования в схеме собственного тела необходимо перейти к формированию представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Цель, задачи, методика и организация исследования

 

Цель исследования: изучить особенности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве гипотезы выступает  предположение о том, что  своевременная диагностика уровня временных и пространственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста позволит на раннем этапе ликвидировать сложности в освоении этих сенсорных эталонов.

С целью проверки данной гипотезы выдвигаются задачи:

  1. Подобрать методический инструментарий для выявления особенностей пространственно-временных представлений    у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Провести исследование.
  3. Проанализировать полученные в исследовании данные.
  4. Дать рекомендации по развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Апробация содержания и  методов экспериментального исследования проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 89. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 1).

   В работе для  определения особенностей развития  пространственно-временных представлений  у  детей старшего дошкольного  возраста были использованы методики, предложенные Ю.А. Афонькиной [29], М.М. Семаго [14], Г.А. Урунтаевой [29].

  1. Методика обследования сенсорного развития Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой [29] состояла из серии заданий:
  2. Часть. Изучение представлений о частях суток.

Подготовка исследования. Подобрать 2 набора картинок: первый - 4 картинки размером 11,5 на 8 см с изображением деятельности ребенка в разное время суток; второй - 4 картинки размером 11,5 на 8 см с изображением явлений природы, характерных для каждого времени суток.

Проведение исследования. Эксперимент  проводится индивидуально с детьми 3-7 лет (см. Приложение 1).

Критерии оценок:

  1. Определение частей суток:
  • Ребенок сам определил части суток- 2 балла;
  • Ребенок определил части суток с помощью взрослого - 1 балл;
  • Ребенок не справился с заданием - 0 баллов.
  1. Правильность установления последовательности частей суток:
  • Ребенок сам установил - 2 балла;
  • Ребенок установил с помощью взрослого - 1 балл;
  • Ребенок не смог установить последовательность частей суток- 0 баллов.
    1. Часть. Изучение восприятия длительности временного интервала.

Подготовка исследования. Листы бумаги. Расчерченные на полоске, ножницы, 100 палочек, коробку, любые  узоры на бумаге в клеточку, бумагу и карандаши, секундомер.

Проведение исследования (см. Приложение 1).

 Критерий оценок: определение  длительности временного промежутка.

    • Ребенок самостоятельно определил длительность временного промежутка - 2 балла;
    • Ребенок определил длительность временного промежутка с помощью взрослого - 1 балл.
    • Ребенок не смог определить длительность временного промежутка - 0 баллов.

Для систематизации данных обследования детей по данной методике исследования  нами были выделены 3 уровня пространственно-временных представлений, которые определяются суммарными показателями баллов по вышеизложенным  критериям:

  • I уровень - низкий (от 0 до 2 баллов);
  • II уровень – средний (3-4 балла);
  • III уровень – высокий (5-6 баллов).

2. Методика исследования  сформированности пространственных  представлений М.М.  Семаго [14] включала следующие задания:

  1. Часть. Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов.

Анализируемый показатель: владение ребенком предлогами и понятиями.

Критерии оценки:

    • Ребенок владеет предлогами и понятиями - 2 балла;
    • Ребенок употребляет предлоги и понятия в правильной форме только с помощью взрослого - 1 балл;
    • Ребенок не употребляет правильно предлоги и понятия - 0 баллов.
  1. Часть. Складывание разрезных картинок.

Методика складывания  разрезных картинок используется для  исследования перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).

Информация о работе Проблемы развития у дошкольникова