Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:48, курсовая работа
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Рассмотрим раздел работы в программе «воспитание и обучение в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, 2005) [9] по формированию пространственно-временных представлений у детей старшей группы. На данном этапе работы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь - сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Старшие дошкольники
различают и называют части суток,
ориентируясь на восход и заход солнца.
В процессе наблюдений за природными
явлениями они усваивают
Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).
В работах Т.Д. Рихтерман [27] прослеживается следующая методика работы. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник - первый день по прошествии недели, вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый, суббота - конец недели, воскресенье - выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др.
Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Так, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Занятие по математике всегда будет во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели. Эта работа осуществляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»
Кроме того, в старшей группе продолжается работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.
С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.
В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Таким образом, говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить по меньшей мере три различных аспекта этих представлений:
Рассмотрим работу
по формированию
Многие авторы, занимающиеся, проблемой формирования пространственных представлений у детей, большое внимание уделяют физминуткам, которые способствуют развитию чувства темпа и ритма, координируют слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в направлениях схемы собственного тела.
Немало важную помощь в развитии пространственных представлений окажут игры с мозаикой, с разрезными картинками, пазлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.
Г.Н. Глушковой [12] были предложены игры и упражнения по развитию навыков ориентировки в пространстве. Ей было составлено перспективное планирование по содержанию этой работы, где отражено постепенное усложнение материала с учетом возраста детей. Представления о пространственных признаках предметов она начинает в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера учатся их выделять, оперировать двумя, тремя свойствами одновременно, учатся их зашифровывать условными обозначениями. Этим же автором была разработана система игр с блоками Дьенеша для детей от двух до семи лет. Многие игры и упражнения проводятся с целью научения детей определять местоположение предметов в пространстве. В начале любого занятия она предлагает проводить «зрительную разминку» перед детьми в ряд выставляются, разные игрушки их местоположение меняется. Ребенок должен вспомнив главный ориентир – правую руку сказать, что слева, справа, между. Постепенно накапливая действенный опыт ориентировки «на себя», «от себя», ребенок учится определять правую и левую сторону у друга, у Незнайки, у куклы, мысленно перенося схему своего тела на другой объект.
Таким образом, проведенный анализ основных направлений и содержания работ по формированию пространственных и временных представлений выявил, что данная работа должна строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе.
Выводы по первой главе:
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, задачи, методика и организация исследования
Цель исследования: изучить особенности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что своевременная диагностика уровня временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста позволит на раннем этапе ликвидировать сложности в освоении этих сенсорных эталонов.
С целью проверки данной гипотезы выдвигаются задачи:
Апробация содержания и методов экспериментального исследования проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 89. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 1).
В работе для
определения особенностей
Подготовка исследования. Подобрать 2 набора картинок: первый - 4 картинки размером 11,5 на 8 см с изображением деятельности ребенка в разное время суток; второй - 4 картинки размером 11,5 на 8 см с изображением явлений природы, характерных для каждого времени суток.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-7 лет (см. Приложение 1).
Критерии оценок:
Подготовка исследования. Листы бумаги. Расчерченные на полоске, ножницы, 100 палочек, коробку, любые узоры на бумаге в клеточку, бумагу и карандаши, секундомер.
Проведение исследования (см. Приложение 1).
Критерий оценок: определение
длительности временного
Для систематизации данных обследования детей по данной методике исследования нами были выделены 3 уровня пространственно-временных представлений, которые определяются суммарными показателями баллов по вышеизложенным критериям:
2. Методика исследования
сформированности
Анализируемый показатель: владение ребенком предлогами и понятиями.
Критерии оценки:
Методика складывания разрезных картинок используется для исследования перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).