Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:48, курсовая работа
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Критерии оценок:
0 баллов - хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);
1 балл- метод «проб и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;
2 балла- целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;
3 балла- выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца.
Для систематизации данных обследования детей по данной методике исследования нами были выделены 3 уровня пространственно-временных представлений, которые определяются суммарными показателями баллов по вышеизложенным критериям:
Сводные данные
по уровням пространственно-
Таблица 1
Сводные данные по методике обследования (в баллах)
Уровни/методики |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Методика обследования сенсорного развития Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой [29] |
8-6 |
3-4 |
0-2 |
Методика исследования сформированности пространственных представлений М.М. Семаго [14] |
5-4 |
2-3 |
0-1 |
Итого |
13-10 |
5-7 |
3 |
Рассмотрим последовательно результаты выполнения предложенных заданий испытуемых.
Рис. 1. Результаты обследования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Как видно из представленного рисунка, для детей дошкольного возраста свойственен средний уровень развития пространственно-временных представлений, что соответствует 60% испытуемых.
Характерны следующие ошибки: эти дети нуждались в помощи взрослого и выполняли задания правильно, при наличии наводящих вопросов, таких как: «Утром ты приходишь в садик, что ты там делаешь? В какое время ты обедаешь? Когда ты приходишь домой, что ты делаешь?» и т.д. Испытуемые часто путали время суток. В большинстве случаев правильно отвечали на вопросы первой серии. С картинками оказалось все сложнее. 60 % испытуемых путали утро и день, вечер и ночь, т.к. считали, что действия одинаковые утром и днем, вечером и ночью. Определение временного промежутка вызвало затруднения, т.к. дети спешили с ответами, не понимая временную характеристику - текучесть.
Дадим характеристику выявленным уровням (см. протоколы в приложении 2):
Высокий уровень: На данном уровне помощь взрослого была не нужна. Ребенок самостоятельно определил части суток, установил их последовательность. Во второй части исследования самостоятельно определил длительность временного промежутка. Справились с заданием 30% от всей группы, что соответствует высокому уровню развития пространственно-временных представлений. Дети сразу понимали смысл задания. Смогли ориентироваться по временному промежутку. Их действия по времени оказались ближе к правильным данным.
Средний уровень характеризуется следующими показателями: ребенок с помощью взрослого и его наводящих вопросов, установил части суток и определил их последовательность. Также потребовалась помощь взрослого и во второй части проведения исследования. Последнее задание вызвало наибольшие затруднения.
Низкий уровень проявлен в следующем: ребенок не справился с заданием. На предложение взрослого помочь, отказывался от помощи. Не справились с заданием 10% испытуемых.
Рис. 2. Результаты обследования сформированности пространственных представлений М.М. Семаго
Из полученных данных, можно сделать вывод о том, что высокому уровню соответствует 20% испытуемых, среднему - 60% и низкому 20% от всей группы.
Качественный анализ результатов (протоколы методик исследования пространственно-временных представлений см. Приложение 1,2).
Данные задания оказались сложными для детей дошкольного возраста. В первой части методики понадобилась помощь взрослого большинству детей (60%). Не справились с заданиями только 20% от общей группы. В основном использовались в предлоги: около, рядом. Допускались ошибки при употреблении предлогов на, за, под.
Второе задание вызвало интерес у детей. Но когда, у испытуемых не получалось выполнить задание, они переходили на другую деятельность. Только немногие (20%) смогли методом проб и ошибок собрать картинку с помощью взрослого.
Дадим краткую характеристику выделенным уровням.
Высокий уровень: задание выполнено в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца. Данный уровень выявлен у 20% испытуемых.
Средний уровень: ребенок применял метод «проб и ошибок» - действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок получался результат. Но следует отметить, что у таких детей не пропадало желание доделать задание до конца. Иногда требовалась помощь взрослого. Данный уровень выявлен у 60% испытуемых.
Низкий уровень проявлен
в следующем: у детей зафиксировалась хаотич
Изучив количественные
и качественные показатели
Рис. 3. Результаты проведения констатирующего эксперимента
Итак, результаты проведенных
методик показали, что большее
количество детей старшего дошкольного
возраста обладают средним уровнем
пространственно-временных
Как отмечал П.Ф. Лесгафт [19], каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.
Именно поэтому был
разработан ряд рекомендаций по развитию
пространственно-временных
Задания и упражнения
Наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые родителем, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание требует мысленной пространственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.
Речевой вариант. В этом случае работают над простой ориентировкой: поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают занятие [21].
- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;
- прочитайте ряд в
обратном порядке (справа
- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;
- показать соседа слева;
- показать соседа справа;
- вернуть число на место (1 3 2 и т.д.) [22].
На данном этапе развивается
зрительное восприятие пространственного
расположения предметов и их компонентов.
Задания и упражнения.
Развитие и уточнение временных представлений [23].
При работе над развитием
временных представлений
Задания и упражнения. Неделя.
Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет … Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…
Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали… дня. Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в… Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в…Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?
Если к вчерашнему дню прибавить еще четыре, то наступили бы выходные, а если от завтрашнего отнять два дня, то выходные еще бы не кончились.
Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета. Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и проглянет желтый или красный куст и т.д. (см. Приложение 3) [26].
2. Формирование и уточнение
понятий о периодах