Проблемы развития у дошкольникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Файлы: 1 файл

original.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Критерии оценок:

0 баллов - хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);

1 балл- метод «проб  и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

2 балла- целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;

3 балла- выполнение  в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца.

Для систематизации данных обследования детей по данной методике исследования  нами были выделены 3 уровня пространственно-временных представлений, которые определяются суммарными показателями баллов по вышеизложенным  критериям:

    • I уровень - низкий (от 0 до 1балла);
    • II уровень – средний (2-3 балла);
    • III уровень – высокий (5-4 баллов).

Сводные данные по уровням пространственно-временных  представлений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные по методике обследования (в баллах)

Уровни/методики

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Методика обследования сенсорного развития Ю.А. Афонькиной и  Г.А. Урунтаевой [29]

8-6

3-4

0-2

Методика исследования сформированности пространственных представлений  М.М.  Семаго [14]

5-4

2-3

0-1

Итого

13-10

5-7

3


 

    1. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента

 

Рассмотрим последовательно  результаты выполнения предложенных заданий  испытуемых.

  1. Методика обследования сенсорного развития Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой [29] (см.  таблицу 2 и протоколы в приложении 1)

Рис. 1. Результаты обследования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Как видно из представленного  рисунка, для детей дошкольного  возраста свойственен средний уровень развития пространственно-временных представлений, что соответствует 60% испытуемых.

Характерны следующие  ошибки: эти дети нуждались в помощи взрослого и выполняли задания  правильно, при наличии наводящих  вопросов, таких как: «Утром ты приходишь в садик, что ты там делаешь? В какое время ты обедаешь? Когда ты приходишь домой, что ты делаешь?» и т.д. Испытуемые часто путали время суток. В большинстве случаев правильно отвечали на вопросы первой серии. С картинками оказалось все сложнее.  60 % испытуемых путали утро и день,  вечер и ночь, т.к. считали, что действия одинаковые  утром и днем, вечером и ночью.  Определение временного промежутка вызвало затруднения, т.к. дети спешили с ответами, не понимая временную характеристику - текучесть.

Дадим характеристику выявленным уровням (см. протоколы в приложении 2):

Высокий уровень: На данном уровне помощь взрослого была  не нужна. Ребенок самостоятельно определил  части суток, установил их последовательность. Во второй части исследования самостоятельно определил длительность временного промежутка. Справились с заданием 30% от всей группы, что соответствует высокому уровню развития пространственно-временных представлений. Дети сразу понимали смысл задания. Смогли ориентироваться по временному промежутку. Их действия  по времени оказались ближе к правильным данным.

Средний уровень характеризуется  следующими показателями: ребенок  с помощью взрослого и его  наводящих вопросов,  установил  части суток и определил их последовательность. Также потребовалась помощь взрослого и во второй части проведения исследования. Последнее задание вызвало наибольшие затруднения.

Низкий уровень проявлен в следующем: ребенок не справился с заданием. На предложение взрослого помочь, отказывался от помощи. Не справились с заданием 10% испытуемых.

  1. Методика исследований сформированности пространственных представлений М.М. Семаго [14].

Рис. 2.  Результаты обследования сформированности пространственных представлений М.М. Семаго

Из полученных данных, можно сделать вывод о том, что высокому уровню соответствует 20% испытуемых, среднему - 60% и низкому 20% от всей группы.

Качественный анализ результатов (протоколы методик исследования пространственно-временных представлений см. Приложение 1,2).

 Данные задания оказались сложными для детей дошкольного возраста. В первой части методики понадобилась помощь взрослого большинству детей (60%). Не справились с заданиями только 20% от общей группы. В основном использовались в предлоги: около, рядом. Допускались ошибки при употреблении предлогов на, за, под.

Второе задание вызвало  интерес у детей. Но когда, у испытуемых не получалось выполнить задание, они  переходили на другую деятельность. Только немногие (20%) смогли методом проб и ошибок собрать картинку с помощью взрослого.

Дадим краткую характеристику выделенным уровням.

Высокий уровень: задание выполнено в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца. Данный уровень выявлен у 20% испытуемых.

Средний уровень:  ребенок применял метод «проб и ошибок» - действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок получался результат. Но следует отметить, что у таких детей не пропадало желание доделать задание до конца. Иногда требовалась помощь взрослого. Данный уровень выявлен у 60%  испытуемых.

Низкий уровень проявлен в следующем: у детей зафиксировалась хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность (без учета результативности своих собственных попыток). Отказ от помощь взрослого. Данный уровень выявлен у 20%  испытуемых.

  Изучив количественные  и качественные показатели всех  методик, мы соотнесли полученные  данные и отразили их в таблице (см. Приложение 2)  и в виде рисунках.

 

 

Рис. 3. Результаты проведения констатирующего эксперимента

Итак, результаты проведенных  методик  показали, что большее  количество  детей   старшего дошкольного  возраста  обладают средним уровнем  пространственно-временных представлений. Поэтому необходимо проведение систематических занятий по развитию пространственно-временных представлений.  Таким образом, гипотеза, выдвинутая в нашей работе, подтвердилась.

 

    1. Методические рекомендации родителям

 

Как отмечал П.Ф. Лесгафт [19], каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

Именно поэтому был  разработан ряд рекомендаций по развитию пространственно-временных представлений у старших дошкольников.

Развитие  и уточнение пространственных представлений:

1. Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши) Параллельно можно уточнить те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

Задания и упражнения

  • Поднять правую руку, левую руку.
  • Показать, где у педагога правая, левая рука.
  • Назвать предметы, которые расположены справа, слева.

Наглядный вариант. Ребенку  предлагается воспроизвести движения, выполняемые родителем, сидящим  напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание требует мысленной пространственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.

Речевой вариант. В этом случае работают над простой ориентировкой: поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают занятие [21].

2. Ориентировка  в окружающем пространстве. При  этом учитывается, что ориентировка  в горизонтальных направлениях («сзади - спереди», «вперед - назад») страдает  больше, чем в вертикальных («вверху  - внизу», «сверху - снизу», «над - под»).

Задания и упражнения:

  • Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку.
  • На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
  • Сидя за столом, определить его правый и левый края.
  • Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  • Определить, след какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.
  • Назвать последовательность расположения цветов радуги. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).
  • Последовательность числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):

- назвать первое число  справа, слева. Какое из них  больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

- прочитайте ряд в  обратном порядке (справа налево). Определить, как изменяется величина  чисел в этом направлении (уменьшается);

- показать число 4. Есть ли у него соседи в  ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;

- показать соседа слева;

- показать соседа справа;

- вернуть число на  место (1 3 2 и т.д.) [22].

  1. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв (подготовительная группа)

На данном этапе развивается  зрительное восприятие пространственного  расположения предметов и их компонентов. 
Задания и упражнения.

  • Написать называемые геометрические фигуры (впоследствии - буквы) справа или слева от вертикальной линии.
  • Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.
  • Кто находится в центре рисунка? (Бабочка.)
  • Что находится в правом верхнем углу? (Туча.)
  • Что находится слева от бабочки? (Ромашка, птица.)
  • Где находится дом по отношению к бабочке? (Внизу слева.)
  • Где находится туча по отношению к бабочке, собаке, птице? (Наверху справа, над собакой, справа.)
  • Кто находится в правом нижнем углу? (Собака.)
  • Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо.
  • Дорисовать левую бровь и правый глаз. Дорисовать правое ухо и левый глаз

Развитие и уточнение  временных представлений [23].

При работе над развитием  временных представлений рассматриваются  следующие вопросы: сутки, неделя, времена  года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.

1. Уточнение  понятий об основных единицах  времени (части суток, времена  года, месяцы, год); наблюдение и определение  последовательности и закономерности  каких-либо действий и событий  («после», «перед», «сейчас», «потом»  и т.д.)

Задания и упражнения. Неделя.

  • Назвать пять дней недели без дат.(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  • Запомнить по порядку названия дней недели.  Записать их и сосчитать, сколько получилось. Ответить, о чем говорят названия: «вторник», «четверг», «пятница»; «среда», «понедельник»; «суббота», «воскресенье».
  • Закончить предложения.

Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет … Если сегодня  пятница, то вчера была… Если сегодня  вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…

  • Вставить в предложения пропущенные слова.

Золушка шила платье с  понедельника по среду. Значит, она  работала… дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали… дня. Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в… Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в…Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

  • Вычислить день недели.

Если к вчерашнему дню прибавить еще четыре, то наступили  бы выходные, а если от завтрашнего  отнять два дня, то выходные еще бы не кончились.

  • Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, диктуемых взрослым с намеренной перестановкой или пропуском.
  • Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета. Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и проглянет желтый или красный куст и т.д. (см. Приложение 3) [26].

2. Формирование и уточнение  понятий о периодах человеческого  возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о  взаимоотношениях и ролях в  семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка,  дедушка и т.д.) [30].

Информация о работе Проблемы развития у дошкольникова