Проблемы воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение проблем семейного воспитания единственного ребенка в семье.
Задачи исследования:
1. Изучение роли семейного воспитания в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Теоретический анализ проблем воспитания единственного ребенка в семье.
3. Диагностика особенностей семейного воспитания и личностных свойств детей старшего дошкольного возраста.
4. Статистическая обработка результатов исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
1.1. Влияние общения со взрослым на психическое развитие ребенка
1.2. Стили семейного воспитания и возможные варианты развития личности ребенка
1.3. Подходы к изучению проблем воспитания
единственного ребенка в семье
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2.1. Описание выборки и методик исследования
2.2. Описание результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Проблемы воспитания единственного ребенка в семье.docx

— 18.42 Кб (Скачать файл)

Проблемы воспитания единственного  ребенка в семье

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1.1. Влияние общения со взрослым на психическое развитие ребенка

1.2. Стили семейного воспитания и  возможные варианты развития  личности ребенка

1.3. Подходы к изучению проблем  воспитания

единственного ребенка в семье

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

2.1. Описание выборки и методик  исследования

2.2. Описание результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность  проблемы.

Актуальность выбранной  темы подтверждает тезис о том, что  изучение процесса становления личности ребенка и его социализации является одной из важнейших научно - практических задач психологии и педагогики.

В работах Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина и других уделялось большое внимание изучению роли межличностного общения в развитии личности ребенка. Особую роль в развитии дошкольника играет межличностное общение со значимыми людьми – родителями. Общение с родителями, весь процесс воспитания в семье - готовит дошкольника к принятию социальных норм межличностного общения, способствует становлению высших психических функций.

Соответственно, случаи неблагоприятного развития взаимоотношений в семье  могут оказать существенное негативное влияние на дальнейшее личностное развитие дошкольника. Особенности и стиль  семейного воспитания могут быть прочно усвоены ребенком и стать  основой формирования его личностных и поведенческих особенностей.

Изучение влияния семьи  и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных  психологов и социальных педагогов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др.

Вместе с тем, проблемы воспитания единственного ребенка  в семье, хотя и имеют определенную теоретико-методологическую базу (работы А.Адлера, А.И. Захарова, Т.А. Думитрашку и др.), в настоящее время, в большей степени, отражены лишь в популярной литературе. Однако, специфика воспитания единственного ребенка в семье, как показывают результаты наблюдений, определенным образом отражается на личностных свойствах ребенка, что должно стать предметом отдельных исследований.

Объектом исследования являются проблемы семейного воспитания.

Предмет исследования: личностные особенности и проблемы воспитания единственного ребенка в семье.

Целью данной дипломной работы является изучение проблем семейного воспитания единственного ребенка в семье.

Задачи исследования:

1.                      Изучение роли семейного воспитания в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста.

2.                      Теоретический анализ проблем воспитания единственного ребенка в семье.

3.                      Диагностика особенностей семейного воспитания и личностных свойств детей старшего дошкольного возраста.

4.                      Статистическая обработка результатов исследования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии специфических проблем воспитания единственного ребенка в семье – таких, как: формирование эгоцентризма у детей, проявление чрезмерной опеки со стороны родителей.

В исследовании приняли участие 30 детей 6 – 7 лет (15 мальчиков, 15 девочек, отобранных случайным образом), посещающих подготовительную группу ДОУ. Все дети – единственные дети в семье.

Методики исследования:

1.     Опросник Варги-Столина

2.     Методика «Несуществующее животное»

3.     «Личностный дифференциал»

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы. В первой главе обосновываются теоретические  подходы к изучению проблем воспитания единственного ребенка в семье. Во второй главе проводится эмпирическая проверка гипотезы исследования.


Информация о работе Проблемы воспитания единственного ребенка в семье