Воспитание ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические основы изучения неполной семьи
1.1. Материальное положение неполной семьи и его влияние на здоровье ребенка……………………………………………………………………….5-8
1. 2. Особенности процесса социализации в неполной семье……………8-23
1. 3. Воспитательные возможности неполной семьи……………………..23-35
Глава 2. Исследование положения неполных семей. Рекомендации в работе социального педагога………………………………………………………35
2.1.Аналитическая часть (результаты исследования)……………………35-38
Рекомендации социальному педагогу и заключение……………………38-44
Список использованной литературы………………………………………45-47

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Теоретические основы изучения неполной семьи

1.1. Материальное положение неполной семьи и его влияние на здоровье ребенка……………………………………………………………………….5-8

1. 2. Особенности процесса социализации в неполной семье……………8-23

1. 3. Воспитательные возможности неполной семьи……………………..23-35

Глава 2. Исследование положения неполных семей. Рекомендации в работе социального педагога………………………………………………………35

2.1.Аналитическая часть (результаты исследования)……………………35-38

 Рекомендации социальному педагогу и заключение……………………38-44

Список использованной литературы………………………………………45-47

 

Введение

 

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. В последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

В связи с этим невольно возникает вопрос: что же представляет собой современная российская семья? Есть ли наглядная модель семьи, к которой можно и стоит стремиться? Вряд ли мы получим удовлетворяющий нас ответ от специалистов-семьеведов, потому что ни психологи, ни социологи пока не знают, что такое нормальная российская семья. Может быть, что в некоторой степени и оправданно: чтобы узнать, что такое семейное счастье, сначала необходимо познакомиться с его антиподом, чтобы иметь возможность если не избежать, то хотя бы уметь распознать и затем конструктивно нейтрализовать негативные факторы и причины, которые ведут к нарушению семейной атмосферы и семейного благополучия.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому, что формы его довольно многообразны.

Актуальность темы объясняется  ростом числа неполных семей в первую очередь за счет разводов. Проблемы неполных семей недостаточно разработаны в психолого-педагогической литературе.

Цель работы – показать влияние неполной семьи на развитие личности ребенка.

Задачи, поставленные в  работе:

1. охарактеризовать влияние материального положения неполной семьи на здоровье ребенка;

2. показать особенности процесса  социализации в неполной семье;

3. раскрыть воспитательные возможности  неполной семьи;

4. провести исследование, посвященное  положению детей в неполной семье.

Объект исследования – неполные семьи.

Предмет исследования – положение  ребенка в неполной семье.

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения неполной семьи

 

1.1.Материальное положение неполной семьи и его влияние на здоровье ребенка

 

Здоровье ребенка отражает целостную систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, и во многом зависит от качества природной среды, условий воспитания, типа, структуры семьи и семейных отношений, материальной обеспеченности, быта, здравоохранения и других факторов.

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение  в нашем обществе неполных семей. Неполная семья- это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок .

Причины увеличения числа семей  с одним родителем

Рост неполных семей  непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

- распространение добрачных связей;

- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

- утрата семьей своей  производственной функции;

- неподготовленность  молодежи к браку;

- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

- алкоголизм и наркомания.

Источники формирования неполных семей:

Выделяют несколько  источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с  распадом семьи вследствие развода супругов. Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений  полов, распространением добрачных  связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

В настоящее время  спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

Проблемы неполных семей.

Семья выполняет следующие  функции:

- воспитательная функция;

- экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

- эмоциональная функция – удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

- функция духовного общения – совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);

- функция первичного социального контроля- обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др.

Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье  перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально – экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев  особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина – мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода  за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически  не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

1. 2. Особенности процесса социализации в неполной семье

 

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

He все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который уже не приносит удовлетворения обоим партнерам. Часто выход в такой ситуации один — развод. Последствия разводов — это прежде всего рост числа неполных семей и обострение проблемы одиноких людей.1

В. А. Сысенко, автор исследований по проблемам устойчивости семьи  и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий разводов сделал следующие выводы:

а) большая часть разведенных  мужчин и женщин не имеют возможности (желания) вступить в повторный брак, а значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в повторный брак;

б) возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения;

в) вследствие разводов увеличивается  численность неполных семей, в которых  ребенок воспитывается одним  из родителей;

г) рост безотцовщины при  живом отце увеличивает вероятность  отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость;

д) развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические  расстройства как у родителей, так  и у детей;

е) одиночество становится сложнейшей социально-психологической  проблемой для миллионов людей.

Нельзя не затронуть  и еще одну печальную сторону разводов: они превращают многих детей в полусирот. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, как считают психологи, — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5—7-летние дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

Последствия развода  родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

В семьях после развода  создается специфическая система  отношений между матерью и  ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой иногда альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Существуют ограниченные научные данные, которые подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать лияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, у которых родители разошлись, когда те были совсем маленькими, особенно выражена тенденция заводить внебрачных детей. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода родителей," более подвержены нестабильности в собственном браке.

Информация о работе Воспитание ребенка в неполной семье