Проект "Музей детям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:47, аттестационная работа

Описание работы

Глобальные перемены в социокультурной ситуации в стране, связанные с переоценкой утверждаемых ранее общественных ценностей, обусловили особую актуальность проблемы формирования нового отношения к прошлому, к своему культурному наследию. Для осуществления и поддержании этой задачи создано множество социо-культурных институтов и учреждений. Музей в их ряду является одним из основных, ибо хранение, изучение, интерпретация и актуализация культурных ценностей, накопленных человечеством за время его развития, является главным его предназначением.
Музей в силу своих индвидуальных, характерных только для него возможностей, способен создавать особые условия для личностного освоения культурного наследия каждым членом общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….......
Глава I. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому как философская и психолого-педагогическая проблема. ………………………………………………………………..
1.1. Методологическое определение основных понятий музейной педагогики………………………………………………………..…….…
Педагогические возможности музея в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников……………………………………………………..…………..
Глава II Диагностическая и исследовательская деятельность младших школьников
Особенности и характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
Диагностика учащихся начальной школы на предмет знаний и представлений о музее и музейной деятельности. Анкетирование школьников на тему знаний о крае с исторической и культурной точки зрения..….
Результаты проведенных исследований…………………..……

Глава III. Педагогические пути и средства формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников на основе взаимодействия музейной педагогики и школы.
3.1. Существующие музейно-педагогические программы для младших школьников………………………………………………………………..
3.2. Концепция и структура экспериментальной программы "Музей и дети" для младших школьников и рекомендации к сайту, обновленному на основе программы…………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………….......

Глава I. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому как философская и психолого-педагогическая проблема. ………………………………………………………………..

1.1. Методологическое определение  основных понятий музейной педагогики………………………………………………………..…….…

    1. Педагогические возможности музея в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников……………………………………………………..…………..

Глава II Диагностическая и исследовательская деятельность младших школьников

    1. Особенности  и характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
    2. Диагностика учащихся начальной школы на предмет знаний и представлений о музее и музейной деятельности. Анкетирование школьников на тему знаний о крае с исторической и культурной точки зрения..….
    3. Результаты проведенных исследований…………………..……

 
Глава III. Педагогические пути и средства формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников на основе взаимодействия музейной педагогики и школы.

3.1. Существующие музейно-педагогические программы для младших школьников………………………………………………………………..

3.2. Концепция и структура экспериментальной программы "Музей и дети" для младших школьников и рекомендации к сайту, обновленному на основе программы…………………………………..

Заключение……………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………

Приложение……………………………………………………………

Введение.

Актуальность исследования.

Глобальные перемены в социокультурной ситуации в стране, связанные с переоценкой утверждаемых ранее общественных ценностей, обусловили особую актуальность проблемы формирования нового отношения к прошлому, к своему культурному наследию. Для осуществления и поддержании этой задачи создано множество социо-культурных институтов и учреждений. Музей в их ряду является одним из основных, ибо хранение, изучение, интерпретация и актуализация культурных ценностей, накопленных человечеством за время его развития, является главным его предназначением.

Музей в силу своих индвидуальных, характерных только для него возможностей, способен создавать особые условия для личностного освоения культурного наследия каждым членом общества.

В основе музейной деятельности традиционно лежит информационный процесс, направленный на передачу исторических знаний, тогда как целостное эмоционально-личностное переживание является высшей, специфической для музея формой познания.1 Создавшееся несоответствие между природой, предназначением музея и информационно-иллюстративной направленностью его деятельности в реальности приводит к резкому снижению музейного воздействия. В этом противоречии заключается одна из основных проблем, которую предстоит решить в данном дипломном проекте. Проблема имеет еще один важный аспект. Специфические возможности музея остаются невостребованными или раскрываются не в полной мере в силу неподготовленности музейного посетителя, неспособности его к эмоционально-ценностному восприятию и переживанию культурного наследия и прошлого, стоящего за ним. Отсюда особую актуальность приобретает работа с ребенком, у которого система ценностей находится в стадии становления. Необходимость обращения ребенка к историческому прошлому, к собственным историческим корням особо остро ощущается в настоящий период еще и потому, что именно сейчас рушатся привычные стереотипы и штампы в восприятии духовных ценностей, утрачиваются прежние ценностные ориентиры; перед ребенком встает проблема выбора, а также определения себя во времени и пространстве, самоощущении себя как личности.2

Разрешению данного противоречия может способствовать выявление сущности и специфики музейного освоения действительности, критическое осмысление накопленного музеями опыта по включению историко-культурного наследия в сферу личностного переживания или, другими словами, формированию ценностного отношения к прошлому.

Роль музея в формировании ценностного отношения к историческому прошлому как самостоятельная тема до последнего времени не подвергалась научному исследованию. Однако косвенно материал по этой проблеме содержится в обобщающих работах по истории музейного дела как в дореволюционный период, так и после революции 1917 года. Так, к ним относятся работы, опубликованные в серии "Очерков по истории музейного дела в СССР" (1957-1971 гг.), в двухтомнике "Музей и власть" (1991 г.), в сборниках НИИ культуры, Государственного Исторического музея, Центрального музея Революции СССР, посвященных вопросам "массовой научно-просветительной работе" музеев. Исследование "Музей и посетитель" (1976-1981 гг.) явилось попыткой анализа музейной аудитории и ее запросов по отношению к музею.

В данной работе использованы музееведческие исследования последних лет, которые рассматривают музей как специфическую форму выражения ценностного отношения к исторической действительности, своеобразному ценностному ориентиру. Такие как З.А.Бонами, М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукельский, Н.Г.Макарова, Н.А.Никишин, Т.П.Поляков, М.Ю.Юхневич и др.), практическую деятельность музея, в том числе образовательно-воспитательную, связывают с решением задачи включения культурного наследия в сферу эмоционального, эстетического переживания личности. Значительным шагом в решении этой проблемы явился поворот к ребенку.3

Для исследования проблемы использовались различные группы источников - опубликованные и неопубликованные.

С педагогической точки зрения, проблема формирования духовной культуры подрастающего поколения, роли искусства, эстетического воспитания, освещен в ряде работ известных отечественных ученых, в частности в публикациях С.Т.Дацкого, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачева, В.С.Кузина, Н.М. Ростовцева, Б.М.Неменского, Т.Я-Шпикаловой, Е.В.Шорохова и др.

Однако, к сожалению, в педагогической науке проблемы формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов практически не исследовалась, так же как слабо раскрыт принцип воздействия музеев на формирование различных качеств личности школьников, воспитания у них тех или иных отношений, способностей.

Динамику образовательно-воспитательных концепций музея позволили проследить труды теоретиков и практиков музейного дела. Педагогические установки музеев в начале XX в. содержатся в трудах таких крупных исследователей как Н.П.Анциферова, А.В.Бакушинского, Н.Д.Бартрама, Н.А.Гейнике, Э.Голлербаха, И.М.Гревса, М.В.Новорусского, Н.И.Романова, Ф.И.Шмита и др.

Все сказанное определило проблему, задачи, предмет, объект и гипотезу исследования.

Проблема исследования: разработка, опытно-экспериментальная проверка и научное обоснование программы "Музей и дети" и методики формирования на ее основе ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования: педагогические основы и методика включения музейных материалов в школьную практику (начальные классы) как важнейшего звена в системе приобщения подрастающего поколения к предметному миру культуры, к раскрытию его исторической ценности.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов на основе взаимодействия музеев и школы.

Проблема, предмет и объект исследования определили его задачи:

1. Выявить педагогические возможности  взаимодействия музея и школы  в формировании ценностного отношения  к культурно-историческому прошлому у младших школьников.

2. Раскрыть историю развития  образовательно-воспитательных концепций  музея.

3. Разработать, обосновать и подробно описать программу "Музей детям" для младших школьников.

4. Разработать и усовершенствовать сайт музея, в разделе, направленному на формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов в рамках проекта «Музей детям» на информационных предметах по первому знакомству с компьютером, на внеклассных часах.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешное формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами взаимодействия музейной педагогики и школы возможно при условиях:

-выявления педагогических возможностей музея как одной из форм выражения ценностного отношения к культурно-историческому прошлому; раскрытия истории развития образовательно-воспитательных концепций музея;

-разработки проекта "Музей детям" для учащихся начальных классов.

-учет возрастных особенностей данной аудитории, а также их предварительную оценку по знаниям и представлениям о музейной деятельности.

Теоретической базой исследования явились труды известных философов, историков, культурологов, искусствоведов, педагогов, психологов, передовой педагогический опыт.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретическии анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, литературы;

- анализ деятельности музеев (историко-краеведческих, художественных, литературных) и общеобразовательных школ по формированию ценностного отношения к культур но-историческому прошлому у школьников;

- диагностика, анкетирование младших школьников на предмет их представления о музее, а также выявление их знаний о культурно-историческом прошлом своего края, в нашем случае Кубани;

- изучение продуктов творческой  деятельности учащихся , на предмет знаний о своем крае, об истории Кубани, в рамках исследовательской деятельности;

Экспериментально-исследовательская работа будет осуществляться в течении в несколько этапов:

Первый этап - это изучение проблемы и определение уровня ее изученности, анализ специальной литературы, обоснование решения именно этой проблемы.

Второй этап- изучение реального уровня сфомированности ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами музейной педагогики, разработка проекта "Музей детям.

Третий этап – реализация проекта "Музей детям".

Эксперимент проводился на базе Краеведческого музея Краснодарского края города Геленджика с применением программы на школе N 5 г. Геленджика начальных классов (2-4 классы).

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в раскрытии содержания такого как - ценностное отношение к культурно-историческому прошлому, формируемое музейной педагогикой; в выявлении педагогических возможностей взаимодействия музея и школы в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников; в раскрытии истории развития образовательно-воспитательных концепций музея; в научно-теоретическом обосновании проекта "Музей детям".

Практическая значимость исследования заключается в: - создании проекта "Музей детям", что позволяет значительно повысить эффективность духовного развития младших школьников в целом и, в частности, повысить эффективность формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому;

- разработке  рекомендаций по пользованию сайта в процессе занятий и уроков по информатике, оригинальной системы наглядных, учебно-методических пособий - таблиц, плакатов, предметно-вещевого материала.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ для начальных классов, при создании учебных и методических пособий для младших школьников, в практической деятельности современного музея, учреждений культуры.

Проект "Музей детям" является разработкой идей включения музейных материалов в школьную практику.

И в основе этого проекта лежит идея систематических занятии с детьми младшего школьного возраста в музее и в школе с целью приобщения их к предметному миру культуры.

Проект «Музей детям», представленный в данной дипломной работе, имеет оригинальную концепцию, собственные содержание, структуру и материалы.

Проект может быть использован в школах, на базе местных краеведческих, художественных и литературных музеев. Концепция данного проекта предполагает, что приобщение к предметному миру культуры может осуществляться также в процессе общения с семейными реликвиями, архитектурными памятниками, историческими местами, природными объектами и т.д.

В данный проект входят программы для реализации интегрированной образовательной программы учащихся начальной школы, включающие в себя работу краеведческого кружка «Родная Кубань», а также работа культурно-массового отдела краеведческого музея по взаимодействию с общеобразовательными школами, разработаны программы интерактивно-развлекательных форм, театрализованных и игровых форм работы, направленных не только с целью релаксации и развлечения, но и на повышение уровня знаний о крае, на исторически важные моменты Кубани, направлены на повышение духовной развитости. Был разработан комплекс мероприятий на базе Краеведческого музея, в который входит экспозиционно-выставочная деятельность музея совместно с театрализацией с целью повысить уровень знаний школьника в области искусства, живописи и др.

Информация о работе Проект "Музей детям"