Проект "Музей детям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:47, аттестационная работа

Описание работы

Глобальные перемены в социокультурной ситуации в стране, связанные с переоценкой утверждаемых ранее общественных ценностей, обусловили особую актуальность проблемы формирования нового отношения к прошлому, к своему культурному наследию. Для осуществления и поддержании этой задачи создано множество социо-культурных институтов и учреждений. Музей в их ряду является одним из основных, ибо хранение, изучение, интерпретация и актуализация культурных ценностей, накопленных человечеством за время его развития, является главным его предназначением.
Музей в силу своих индвидуальных, характерных только для него возможностей, способен создавать особые условия для личностного освоения культурного наследия каждым членом общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….......
Глава I. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому как философская и психолого-педагогическая проблема. ………………………………………………………………..
1.1. Методологическое определение основных понятий музейной педагогики………………………………………………………..…….…
Педагогические возможности музея в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников……………………………………………………..…………..
Глава II Диагностическая и исследовательская деятельность младших школьников
Особенности и характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
Диагностика учащихся начальной школы на предмет знаний и представлений о музее и музейной деятельности. Анкетирование школьников на тему знаний о крае с исторической и культурной точки зрения..….
Результаты проведенных исследований…………………..……

Глава III. Педагогические пути и средства формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников на основе взаимодействия музейной педагогики и школы.
3.1. Существующие музейно-педагогические программы для младших школьников………………………………………………………………..
3.2. Концепция и структура экспериментальной программы "Музей и дети" для младших школьников и рекомендации к сайту, обновленному на основе программы…………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Разработаны рекомендации по работе с сайтом Краеведческого музея для учащихся 4-х классов и учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В ходе становления и формирования  музея и музейной педагогики  выделены следующие этапы: 1 этап (XVIII - нач. XIX вв.) - зарождение музейного  дела в России; 2 этап (к. XIX - нач. XX вв.) - формирование сети провинциальных музеев; 3 этап (1990-1920 гг.) - интенсивное развитие краеведения и музейного дела; 4 этап – зарождение музейной педагогики  в начале XX века взяло на себя роль посредника  в общении человека с искусством, а также  работу с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 1960-е годы.

 

2. Сущность музейной педагогики  как научная дисциплина на  стыке музееведения, педагогики  и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и является средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование.

3. Специфика музейной педагогики  по формированию ценностного отношения к культурно-историческому прошлому школьника заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных технологий и средств социально-культурной деятельности. Комплексное использование средств общего школьного образования и музейной педагогики обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов образования.

4. Модель формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому начальных классов в условиях современного музея представляет собой целенаправленный педагогический процесс использования потенциала музейной деятельности и взаимодействия принципов, форм, методов ориентированных на формирование и развитие у школьника национального самосознания, творческого потенциала, идеалов, чувств, понятий и убеждений, выработку ценностного отношения к культурно-историческому прошлому родного края.

5. Комплекс общеобразовательных задач совместно с музейной педагогикой формируют ценностное отношение к культурно-историческому прошлому младшего школьника, учитывая:

- возрастные и индивидуально-личностные  особенности аудитории;

- комплексное целевое воздействие  на личность при активной ее включенности в музейную педагогику;

- учет потенциала музея как  культурно-исторического контекста  для встречи с духовным опытом  многих поколений;

- также осуществление воздействия на формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника через образовательную, эмоциональную, мыслительную, творческую деятельность;

- построение деятельности музея  на основе использования предложенного нами проекта по формированию ценностного отношения к культурно-историческому прошлому;

- разработка и реализация программы по формированию ценностного отношения к культурно-историческому прошлому ученика младших классов на основе использования музейной педагогики;

- наличие подготовленных педагогов-организаторов  к организации социально-культурной  работы в музеях.

6. Критерии, позволяющие оценивать эффективность музейной педагогики в процессе формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому: активность в формировании творческой  самореализации; умение управлять своим поведением и формировать гражданскую позицию; способность к самооценке в художественно-творческой, познавательной, коммуникативной и др. видах деятельности; развитие нравственной устойчивости, толерантности и терпимости.

7. Проект «Музей детям» по  формированию ценностного отношения к культурно-историческому прошлому, способствует созданию более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций, сохранение преемственности поколений, выработке активной гражданской позиции; формированию гармонически развитой личности с широким культурным кругозором; а также развитию духовно-познавательных потребностей младшего школьника.

1

2

3


Информация о работе Проект "Музей детям"