Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:47, аттестационная работа
Глобальные перемены в социокультурной ситуации в стране, связанные с переоценкой утверждаемых ранее общественных ценностей, обусловили особую актуальность проблемы формирования нового отношения к прошлому, к своему культурному наследию. Для осуществления и поддержании этой задачи создано множество социо-культурных институтов и учреждений. Музей в их ряду является одним из основных, ибо хранение, изучение, интерпретация и актуализация культурных ценностей, накопленных человечеством за время его развития, является главным его предназначением.
Музей в силу своих индвидуальных, характерных только для него возможностей, способен создавать особые условия для личностного освоения культурного наследия каждым членом общества.
Введение………………………………………………………….......
Глава I. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому как философская и психолого-педагогическая проблема. ………………………………………………………………..
1.1. Методологическое определение основных понятий музейной педагогики………………………………………………………..…….…
Педагогические возможности музея в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников……………………………………………………..…………..
Глава II Диагностическая и исследовательская деятельность младших школьников
Особенности и характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
Диагностика учащихся начальной школы на предмет знаний и представлений о музее и музейной деятельности. Анкетирование школьников на тему знаний о крае с исторической и культурной точки зрения..….
Результаты проведенных исследований…………………..……
Глава III. Педагогические пути и средства формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников на основе взаимодействия музейной педагогики и школы.
3.1. Существующие музейно-педагогические программы для младших школьников………………………………………………………………..
3.2. Концепция и структура экспериментальной программы "Музей и дети" для младших школьников и рекомендации к сайту, обновленному на основе программы…………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Разработаны рекомендации по работе с сайтом Краеведческого музея для учащихся 4-х классов и учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В ходе становления и
2. Сущность музейной педагогики как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и является средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование.
3. Специфика музейной педагогики по формированию ценностного отношения к культурно-историческому прошлому школьника заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных технологий и средств социально-культурной деятельности. Комплексное использование средств общего школьного образования и музейной педагогики обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов образования.
4. Модель формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому начальных классов в условиях современного музея представляет собой целенаправленный педагогический процесс использования потенциала музейной деятельности и взаимодействия принципов, форм, методов ориентированных на формирование и развитие у школьника национального самосознания, творческого потенциала, идеалов, чувств, понятий и убеждений, выработку ценностного отношения к культурно-историческому прошлому родного края.
5. Комплекс общеобразовательных задач совместно с музейной педагогикой формируют ценностное отношение к культурно-историческому прошлому младшего школьника, учитывая:
- возрастные и индивидуально-
- комплексное целевое
- учет потенциала музея как
культурно-исторического
- также осуществление воздействия на формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника через образовательную, эмоциональную, мыслительную, творческую деятельность;
- построение деятельности музея на основе использования предложенного нами проекта по формированию ценностного отношения к культурно-историческому прошлому;
- разработка и реализация програ
- наличие подготовленных
6. Критерии, позволяющие оценивать эффективность музейной педагогики в процессе формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому: активность в формировании творческой самореализации; умение управлять своим поведением и формировать гражданскую позицию; способность к самооценке в художественно-творческой, познавательной, коммуникативной и др. видах деятельности; развитие нравственной устойчивости, толерантности и терпимости.
7. Проект «Музей детям» по формированию ценностного отношения к культурно-историческому прошлому, способствует созданию более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций, сохранение преемственности поколений, выработке активной гражданской позиции; формированию гармонически развитой личности с широким культурным кругозором; а также развитию духовно-познавательных потребностей младшего школьника.
1
2
3