Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:47, доклад
Для того чтоб облегчить период адаптации был разработан проект «Здравствуй, детский сад! ».
Цель проекта.
Создание условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста и его родителей к дошкольному учреждению.
Задачи проекта.
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу. (Развивать у ребенка навыки общения с другими детьми и взрослыми.)
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста
6. Вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка по отношению к, дошкольному учреждению, желание с радостью посещать детский сад.
Пояснительная записка
Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. В первые же дни пребывания в детском саду у детей возникает множество серьёзных проблем - ведь навык общения у них не сформирован.
Поступление в детский сад – драматическое событие в жизни ребёнка, определённое испытание для его психики, а иногда и здоровья.
Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций головного мозга. Раннее детство имеет свою специфику.
Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отмечается скачкообразным характером.
Во-вторых, это неустойчивость и
незавершенность приобретенных
навыков и умений. Еще одной
особенностью раннего детства является
теснейшая взаимосвязь и
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение ребёнка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей. В дошкольном учреждении он становиться членом детского коллектива, равным среди других детей.
В связи с этим ребёнку необходимо перестроиться, изменить своё поведение, вступить в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Это приводит к стрессам, к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и в поведении ребёнка, требует адаптации к новым условиям. Если сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую ребенком в период адаптации к организованному коллективу с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты были бы идентичны.
Английский психолог-практик
Однако поступление ребенка
в детский сад нередко бывает
сопряжено с тяжелыми переживаниями,
сопровождающимися снижением
Для того чтоб облегчить период адаптации был разработан проект «Здравствуй, детский сад! ».
Цель проекта.
Создание условий для успешной
адаптации ребенка раннего
Задачи проекта.
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей
культурно-гигиенические
3. Закладывать основы
доброжелательного отношения
4. Создание системы
5. Организация воспитательно-
6. Вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка по отношению к, дошкольному учреждению, желание с радостью посещать детский сад.
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Возраст: 2-3 года.
Время реализации проекта: сентябрь – январь
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в
проекте будут принимать
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности
связано с усвоением культурных
способов действия с различными предметами.
Развиваются соотносящие и
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами - заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно- действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Взаимодействие дошкольного учреждения и родителями воспитаников.
Успешность протекания адаптации детей к условиям детского сада зависит от подготовки взрослых и ребенка. Заинтересованные к быстрому и безболезненному привыканию детей к новым условиям, родители непременно найдут литературу, чтобы подготовить малыша. В наш детский сад приходят дети близлежащих домов второго микрорайона, чаще всего мы уже знаем старших детей, или сами молодые мамы или папы ходили к нам в детский сад. Некоторые родители с детьми гуляют на территории детского сада, стараются пообщаться с воспитателями заранее, понаблюдать за играми детей. Мы даем родителям советы, как лучше подготовить малыша к детскому саду.
Знакомство с детским садом начинается с заведующей, во время встречи с родителями она преследует следующие цели:
В индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи.
Рассказать о задачах группы, помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде взрослых и сверстников.
Познакомить их с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.
Рассказать о режиме дня и занятий в группе.
Предложить заполнить «Договор с родителями».
Уточнить пожелания родителей по вопросам питания ребенка.
Познакомить с памяткой для родителей. Памятка «Как подготовить ребенка к детскому саду» вручается родителям. Предложить изготовить альбом о своем ребенке для того, чтобы воспитатели, психологи могли заочно познакомиться с ребенком. Альбом включает в себя следующие разделы: данные о ребенке, его родителях и близких, о привычках, любимых игрушках и книжках, помещаются семейные фотографии. Это первое домашнее задание для родителей. На первых порах нашего знакомства с воспитанниками эти знания нам очень пригодятся. Уже не один год мы используем эту форму работы во время привыкания ребенка к детскому саду и считаем, что она весьма действенна. Когда появляется необходимость, т. е. когда ребенок начинает скучать без близких ему людей, мамы, папы, мы предлагаем малышу посмотреть альбом. Ребенок с удовольствием рассматривает его, показывает другим детям. Это дает возможность снизить эмоциональное напряжение ребенка.
Особое внимание заведующая ДОУ уделяет знакомству родителей с медицинским персоналом, сотрудниками группы. Продолжением работы является непосредственное знакомство со всеми сотрудниками детского сада для чего и проводится экскурсия по детскому саду. Цель – показать родителям, что в ДОУ создана благоприятная среда для здоровья и развития детей. В результате родители получают информацию о том, как решаются в учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим дня и как соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режимы, какие созданы условия для проведения гигиенических процедур. Во время экскурсии подробно останавливаются на том, как организована развивающая среда, какие условия созданы для уединения и психологической разгрузки детей.
Особое внимание уделяется оздоровительным
процедурам, закаливанию в детском
саду. Родителей знакомят планом оздоровления
детей в детском саду в период
адаптации и в течение года.
В этом плане учитываются
Затем родители знакомятся с воспитателями группы. Цель, которую мы ставим при встрече - расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке. В процессе индивидуальной беседы мы проявляем заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Мы предлагаем фотографии групповых помещений, т. е. заочно познакомим ребенка с детским садом. Одна из форм работы с семьей и малышом на предварительном этапе знакомства является посещение семьи.
Посещение семьи осуществляется одним или двумя педагогами группы. Эффективное проведение данного мероприятия требует от нас, воспитателей, деликатности, такта, профессионализма.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, мы стремимся получить следующую информацию:
-Состав семьи, профессия
-Общая семейная атмосфера.
-Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
-На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание ,подготовка к школе и т.п.
-Уровень психолого –
-Создание развивающей среды в семье: игровой уголок, детские книги, наличие игр и игрушек.
Одна из форм работы во время подготовки ребенка к посещению детского сада –группа кратковременного пребывания детей. В нашем детском саду она называется «Кроха». Это новая форма работы ДОУ. Цель преследуемая педагогами:
–заранее познакомить детей с условиями в детском саду (групповой комнатой и другими помещениями, игрушками и играми);
-помочь родителям понять
-научить маму играть со своим ребенком;
-научить родителей подбирать
развивающие игрушки и
-показать родителям наглядно
о необходимости подготовки
Следует отметить, что на первом этапе знакомства с семьей, изучение особенности воспитания ребенка в семье очень сложно, т. к. семья – относительно закрытое сообщество. Поэтому, используя в течение трех лет эти формы работы, мы по опыту убедились, что наиболее удачная форма работы –группа кратковременного пребывания в детском саду. Во –первых, дети быстро привыкли к детскому саду, потому что им знакомо помещение, во – вторых , у родителей были знания и время подготовить детей к ответственному периоду адаптации. Отзывы у родителей об адаптационной группе «Кроха» положительные. Таким образом, выбранные формы работы с родителями в так называемый подготовительный период способствует более быстрому привыканию детей к новым условиям и обстановке, заинтересовывает родителей к совместной деятельности.