Проект по адаптации 1 младшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:47, доклад

Описание работы

Для того чтоб облегчить период адаптации был разработан проект «Здравствуй, детский сад! ».
Цель проекта.
Создание условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста и его родителей к дошкольному учреждению.
Задачи проекта.
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу. (Развивать у ребенка навыки общения с другими детьми и взрослыми.)
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста
6. Вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка по отношению к, дошкольному учреждению, желание с радостью посещать детский сад.

Файлы: 1 файл

проект по адаптации.docx

— 79.89 Кб (Скачать файл)

Пояснительная записка

 

Проблема адаптации детей к  условиям дошкольного учреждения очень  актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое  развитие, дальнейшее благополучное  существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс  протекает зачастую сложно и болезненно. В первые же дни пребывания в детском  саду у детей возникает  множество  серьёзных проблем - ведь навык общения  у них не сформирован.      

Поступление в детский сад –  драматическое событие в жизни  ребёнка, определённое испытание для  его психики, а иногда и здоровья.

Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего  функций головного мозга. Раннее детство имеет свою специфику.

Во-первых, чрезвычайно быстрый  темп развития, который отмечается скачкообразным характером.

Во-вторых, это неустойчивость и  незавершенность приобретенных  навыков и умений. Еще одной  особенностью раннего детства является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость  состояния здоровья, физического  и нервно-психического развития. Любые  изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и  нервную систему. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям.

С приходом в детский сад изменяется и социальное положение ребёнка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей. В дошкольном учреждении он становиться  членом детского коллектива, равным среди  других детей.

В связи с этим ребёнку необходимо перестроиться, изменить своё поведение, вступить в контакт с незнакомыми  взрослыми и сверстниками. Это  приводит к стрессам, к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и в поведении ребёнка, требует адаптации к новым условиям. Если сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую ребенком в период адаптации к организованному коллективу с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты были бы идентичны.

Английский психолог-практик Дженни Лешли утверждает «Детям нужен период адаптации для увязки прежнего опыта  с новым миром яслей или  сада.»1 Да, адаптация с новыми условиями жизни неизбежна.

Однако поступление ребенка  в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением активности, заболеваниями. Это вызывает у родителей  сомнения в посещении детского учреждения. Поэтому такое актуальное значение имеет задача, создания оптимальных  условий для адаптации ребенка  в детском саду Мы считаем, что  ДОУ в силах сделать этот процесс  максимально безболезненным, но только совместными усилиями детского сада и семьи, при заинтересованности, взаимодействии всех участников воспитательного  процесса и в определенной системе.

  Для того чтоб облегчить  период  адаптации был разработан  проект «Здравствуй, детский сад! ».

Цель проекта.  

Создание условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста и его родителей к дошкольному  учреждению.

Задачи проекта.

  1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

2. Формировать у детей  культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы  доброжелательного отношения детей  друг другу. (Развивать у ребенка навыки общения с другими детьми и взрослыми.)

4. Создание системы взаимодействия  с родителями.

5. Организация воспитательно-образовательного  процесса в соответствии с  возрастными особенностями детей  раннего возраста

6. Вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка по отношению к, дошкольному учреждению, желание с радостью посещать детский сад.

 

Вид проекта: долгосрочный

Участники  проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст: 2-3 года.

Время реализации проекта: сентябрь – январь 

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в  проекте будут принимать участие 25 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 50 родителей, 2 воспитателя, психолог, медсестра. За период в 6 месяцев будет создана  и реализована система мероприятий  взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации  детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского  опыта приемами взаимодействия и  сотрудничества с ребенком в семье.

Возрастные особенности  моторной сферы детей дошкольного  возраста 2-3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться  предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные  действия.

Умение выполнять орудийные  действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться  понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное  значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают  основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка  со сверстниками. В этом возрасте у  детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые  совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами - заместителями.

Появление собственно изобразительной  деятельности обусловлено тем, что  ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все  звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно- действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Взаимодействие дошкольного учреждения и родителями воспитаников.

Успешность протекания адаптации  детей к условиям детского сада зависит  от подготовки взрослых и ребенка. Заинтересованные к быстрому и безболезненному привыканию детей к новым условиям, родители непременно найдут литературу, чтобы подготовить малыша. В наш детский сад приходят дети близлежащих домов второго микрорайона, чаще всего мы уже знаем старших детей, или сами молодые мамы или папы ходили к нам в детский сад.  Некоторые родители с детьми гуляют  на территории детского сада, стараются пообщаться с воспитателями заранее, понаблюдать за играми детей. Мы даем родителям советы, как лучше подготовить малыша к детскому саду.

Знакомство с детским садом  начинается с заведующей, во время  встречи с родителями она преследует следующие цели:

В индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми  членами семьи.

Рассказать о задачах группы, помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость  его социализации в среде взрослых и сверстников.

Познакомить их с сотрудниками дошкольного  учреждения, которые будут работать с детьми.

Рассказать о режиме дня и  занятий в группе.

Предложить заполнить «Договор с родителями».

Уточнить пожелания родителей  по вопросам питания ребенка.

Познакомить с памяткой для родителей. Памятка «Как подготовить ребенка  к детскому саду» вручается родителям. Предложить изготовить альбом о своем  ребенке для того, чтобы воспитатели, психологи могли заочно познакомиться  с ребенком. Альбом включает в себя следующие разделы: данные о ребенке, его родителях и близких, о привычках, любимых игрушках и книжках, помещаются семейные фотографии. Это первое домашнее задание для родителей. На первых порах нашего знакомства с воспитанниками эти знания нам очень пригодятся. Уже не один год мы используем эту форму работы во время привыкания ребенка к детскому саду и считаем, что она весьма действенна. Когда появляется необходимость, т. е. когда ребенок начинает скучать без близких ему людей, мамы, папы, мы предлагаем малышу посмотреть альбом. Ребенок с удовольствием рассматривает его, показывает другим детям. Это дает возможность снизить эмоциональное напряжение ребенка.

Особое внимание заведующая ДОУ  уделяет знакомству родителей с  медицинским персоналом, сотрудниками группы. Продолжением работы является непосредственное знакомство со всеми  сотрудниками детского сада для чего и проводится экскурсия по детскому саду. Цель – показать родителям, что  в ДОУ создана благоприятная  среда для здоровья и развития детей. В результате родители получают информацию о том, как решаются в  учреждении вопросы охраны жизни  и здоровья детей, как организован  режим дня и как соблюдаются  воздушный, световой, двигательный и  питьевой режимы, какие созданы условия  для проведения гигиенических процедур. Во время экскурсии подробно останавливаются  на том, как организована развивающая  среда, какие условия созданы для уединения и психологической разгрузки детей.

Особое внимание уделяется оздоровительным  процедурам, закаливанию в детском  саду. Родителей знакомят планом оздоровления детей в детском саду в период адаптации и в течение года. В этом плане учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка.

Затем родители знакомятся с воспитателями  группы. Цель, которую мы ставим при  встрече -  расположить к себе родителей и получить от них первичную  информацию о ребенке. В процессе индивидуальной беседы мы проявляем  заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Мы предлагаем фотографии групповых помещений, т. е. заочно познакомим ребенка с детским садом.  Одна из форм работы с семьей и малышом на предварительном этапе знакомства является посещение семьи.

Посещение семьи осуществляется одним  или двумя педагогами группы. Эффективное  проведение данного мероприятия  требует от нас, воспитателей, деликатности, такта, профессионализма.

Находясь в семье, общаясь с  ребенком и родителями, мы стремимся  получить следующую информацию:

-Состав семьи, профессия родителей.

-Общая семейная атмосфера.

-Роль родителей в воспитании  ребенка (что родители считают  важным в воспитании, какие качества  ставят на первый план).

-На что направлены основные  заботы родителей: здоровье, умственное  развитие, нравственное воспитание ,подготовка к школе и т.п.

-Уровень психолого – педагогических  знаний и практических умений.

-Создание развивающей среды  в семье: игровой уголок, детские  книги, наличие игр и игрушек.

Одна из форм работы во время подготовки ребенка к посещению детского сада –группа кратковременного пребывания детей. В нашем детском саду она  называется «Кроха». Это новая форма  работы ДОУ. Цель преследуемая педагогами:

–заранее познакомить детей  с условиями в детском саду (групповой комнатой и другими  помещениями, игрушками и играми);

-помочь родителям понять своего  малыша. Осознать важность  участия  в становлении его неповторимой  личности;

-научить маму играть со своим  ребенком;

-научить родителей подбирать  развивающие игрушки и формирование  развивающей игровой среды дома;

-показать родителям наглядно  о необходимости подготовки детей  к детскому саду, что включает  в себя: формирование у детей  культурно – гигиенических навыков  и навыков самостоятельности,  навыков общения с другими  детьми.

Следует отметить, что на первом этапе  знакомства с семьей, изучение особенности  воспитания ребенка в семье очень  сложно, т. к. семья – относительно закрытое сообщество. Поэтому, используя  в течение трех лет эти формы  работы, мы по опыту убедились, что  наиболее удачная форма работы –группа  кратковременного пребывания в детском  саду. Во –первых, дети быстро привыкли к детскому саду, потому что им знакомо  помещение, во – вторых , у родителей  были знания и время подготовить  детей к ответственному периоду  адаптации. Отзывы у родителей об адаптационной группе «Кроха» положительные. Таким образом, выбранные формы  работы с родителями в так называемый подготовительный период способствует более быстрому привыканию детей  к новым условиям и обстановке, заинтересовывает родителей к совместной деятельности.

Информация о работе Проект по адаптации 1 младшей группы