Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:47, доклад
Для того чтоб облегчить период адаптации был разработан проект «Здравствуй, детский сад! ».
Цель проекта.
Создание условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста и его родителей к дошкольному учреждению.
Задачи проекта.
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу. (Развивать у ребенка навыки общения с другими детьми и взрослыми.)
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста
6. Вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка по отношению к, дошкольному учреждению, желание с радостью посещать детский сад.
В сентябре во время начала адаптационного периода, проводим первое родительское собрание группы. На первое собрание приглашаются все сотрудники детского сада, которые будут работать с детьми. Психолог рассказывает родителям об адаптационном периоде детей, особенностях поведения ребенка в данный период, дает общие советы. Если есть необходимость, приглашает родителей для индивидуальной консультации. Медицинская сестра знакомит с формами закаливания в детском саду, необходимости щадящего режима для детей в данный период, предлагает набор адаптагенов (витаминов) для укрепления организма ребенка. Для родителей на первом собрании предлагается информация в форме буклетов «Чему может научиться ребенок третьего года».
Мы используем в работе с родителями такие методы как наблюдение, анкетирование, беседа. Прежде чем приступить к беседе с родителями, вначале необходимо наблюдение, как общаются родители с ребенком, его поведение во время повседневной деятельности. Во время общения с родителями устанавливается доверительно - деловой контакт на основе сотрудничества.
В работе с родителями используется не только работа в устной форме, но и в письменной. Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателя.
Так, предоставленная родителям определенная информация , например, требования к одежде – избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решить важные задачи, связанные со здоровьем ребенка.
При оформлении информационного стенда для родителей мы готовим материал, где помещаем сведения о дошкольном учреждении и памятку для родителей, которая поможет наиболее безболезненно расставаться с малышом в первые дни адаптационного периода. Ребенок начал посещать детский сад. Вместе с воспитателями группы знакомится с ребенком психолог. Основная цель – оказание помощи в успешной адаптации ребенка. В первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения родителям предлагаются анкета «Психолого-педагогические параметры готовности к поступлению в ДОУ», дающие возможность прогнозировать течение адаптации и предполагающие индивидуальный подход к малышу, как в детском саду, так и дома. Анализу подлежат следующие аспекты:
Поведение ребенка, связанное с
удовлетворением его
Уровень нервно-психического развития.
Некоторые черты личности.
Помимо традиционных форм работы с родителями используются современные методы общения с родителями (обмен опытом семейного воспитания, моделирование способов родительского поведения, проигрывание проблемных ситуаций).
Воспитателями группы раннего возраста
совместно с психологом используются
разнообразные эмоционально насыщенные
формы общения дискуссионного и
практического характера («круглый
стол», практикум, тренинг). Они дают
родителям возможность
Практика оказания помощи семьям в период адаптации детей 2-3 лет показала: большинство типичных проблем, связанных с адаптацией, было снято после установления с родителями отношений, основанных на диалоге и партнерстве. В таких отношениях самым ценным являются равноправные позиции, позволяющие своевременно и без обоюдной критики выявлять желания и возможности каждой стороны, а также способность педагогов признавать собственное несовершенство и терпимо относиться к фактам родительского несовершенства. В результате трудности проживания детьми ясельной группы адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет также укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним.
Условия успешной адаптации к ДОУ
Существуют различные меры, облегчающие
адаптацию ребенка к дошкольному учреждению.
Для этого необходимо заранее готовить
ребенка к поступлению в детское учреждение.
Психологи дают следующие рекомендации
для родителей:
1. Провести первое знакомство родителей
и ребенка с ДОУ:
-прийти на детский праздник;
- проконсультироваться у психолога;
-посетить непосредственно образовательная
деятельность;
-пройти с экскурсией по ДОУ;
-посетить «День открытых дверей».
2. Приходя в детский сад, желательно познакомится
с группой, куда будет ходить ребенок,
с сотрудниками, работающими там.
3. В адаптационный период нежелательно
разрушать любые привычки, в том числе
и вредные (например, если ребенок сосет
палец, не засыпает без соски или пения
и т.п.), так как это осложнит приспособление
к новым условиям. На момент поступления
в детский сад необходимо предупреждать
воспитателя о «особых» привычках ребенка,
если таковые имеются.
4. Необходимо тренировать у ребенка систему
адаптационных механизмов, приучать его
к ситуациям, в которых требуется менять
формы поведения.
5. Нужно придерживаться режима дня максимально
приближенного к режиму в ДОУ.
6. Готовится к посещению сада лучше вместе.
Ребенок будет более заинтересован посещением
ДОУ, если родители, покупая необходимые
вещи, будут привлекать и ребенка.
7. Накануне первого посещения детского
сада необходимо напомнить малышу, что
завтра он идет в группу, и ответить на
все вопросы.
8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация
детей в основном начинается в летний
оздоровительный период (этот этап самый
рациональный), когда малыши большую часть
времени проводят на прогулке, что способствует
более легкой адаптации, так как дети имеют
больше возможности находиться в привычной,
естественной обстановке: играть с песком,
водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими
средствами.
9. Первые несколько дней (приблизительно
неделя, иногда до трех недель) желательно
присутствие родителей в группе, на прогулке
вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок
чувствует себя уверенно и спокойно. Мама
может помочь мне одеть других детей, принять
участие в игре, участвовать в процессе
кормления своего дитя, других ранимых
малышей. В это время (период адаптации)
пребывание ребенка в детском саду укорочено.
Игры и игрушки вызывают у ребенка острый
интерес. Любознательность и активность
побуждают его ненадолго отлучиться от
мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко
уходит от мамы, постоянно возвращается
за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем
маме отпускать малыша, одновременно следить
за его безопасностью, своевременно откликаться
на его призывы. Сначала проявления самостоятельности
очень не долговременны, но постепенно
малыш все дальше отходит от мамы, добровольно
принимает участие в играх со мной, другими
детьми и чужими мамами.
10. Важно избегать обсуждения при ребенке
волнующих проблем, связанных с детским
садом.
11. Необходимо подчеркивать, что ребенок
по-прежнему дорог и любим .
12. Вежливое и приветливое обращение родителей
к сотрудникам детского сада расположит
ребенка к общению с ними.
Воспитатели свою работу по адаптации
ребенка к ДОУ строят по следующему плану6
1.Знакомятся с родителями и другими членами
семьи, с самим ребенком, узнают следующую
информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе
еды, засыпания, пользования туалетом
и т.п.
-как называют ребенка дома
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют,
а какие настораживают родителей.
2. Воспитатели должны ознакомить родителей
с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей
с режимом дня в детском саду, выяснить,
насколько режим дня дома отличается от
режима дня в детском садике.
3. Дать педагогические рекомендации родителям
по адаптации ребенка к новым условиям
жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский
сад более подготовленным
4. Уточнить правила в общении с родителями:
-детский сад – это открытая система, в
любое время родители могут прийти в группу
и находиться там столько, сколько сочтут
нужным;
-родители могут забирать ребенка в удобное
для них время;
- и т.д.
5. Необходимо проявлять радость и заботу
при приходе ребенка в группу.
6. Необходимо обеспечить стабильность
состава воспитателей на период приема
и на весь период пребывания детей в ДОУ.
В период адаптации и после него категорически
запрещается переводы детей в другие группы.
7. На период адаптации по возможности
необходим щадящий режим.
8. приближенность режима детского сада
к домашнему режиму.
9. Важно помнить о том, что ребенок должен
получать удовольствие от общения с взрослыми
и сверстниками.
10. Качество адаптации каждого ребенка
с оценкой степени ее тяжести обсуждается
на педсоветах или медико-педагогических
советах.
Выработка единых требований к поведению
ребенка, согласование воздействий на
него дома и в ДОУ – важнейшее условие,
облегчающее ему адаптацию к перемене
в образе жизни.
Таким образом, можно выделить следующие условия успешной
адаптации ребенка к ДОУ:
Для того чтобы процесс привыкания к детскому
саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной
атмосферы в группе.
Для создания эмоционально благоприятной
атмосферы в группе необходимо сформировать
у ребенка положительную установку, желание
идти в детский сад. Это зависит, в первую
очередь, от умения и усилий воспитателей
создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности
в группе. Если ребенок с первых дней почувствует
это тепло, исчезнут его волнения и страхи,
намного легче пойдет адаптация. Практически
любой малыш в первое время испытывает
дискомфорт от размеров групповой комнаты
и спальни - они слишком большие, не такие,
как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить
в детский сад, нужно "одомашнить"
группу. Зрительно уменьшить помещение,
сделать его более уютным, красивые занавески
на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом,
чтобы она образовывала маленькие "комнатки",
в которых дети чувствуют себя комфортно.
Хорошо, если в группе имеется небольшой
"домик". Желательно рядом с "домиком"
разместить живой уголок. Растения и вообще
зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное
состояние человека.
Необходим в группе спортивный уголок,
который удовлетворял бы потребность
детей в движении. Уголок следует оформить
так, чтобы у ребенка появилось желание
заниматься в нем.
Психологи и физиологи установили, что
изодеятельность для ребенка не только
и не столько художественно-эстетическое
действо, сколько возможность выплеснуть
на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества
со свободным доступом детей к карандашам
и бумаге поможет решать эту проблему
в любое время, как только у малыша возникнет
потребность выразить себя. Особое удовольствие
доставляет детям рисование фломастерами
- маркерами, на прикрепленном к стене
листе бумаги. Внимательному воспитателю
цвет, который выбран для рисунка, поможет
понять, как в данный момент на душе у ребенка
- тоскливо и тревожно или, наоборот, светло
и радостно.
Умиротворяющее действуют на детей игры
с песком с водой. Такие игры имеют большие
развивающие возможности, но в период
адаптации главным является их успокаивающее
и расслабляющее действие.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним
напряжением, но и окружающей обстановкой,
отличной от домашней. Ребенок чувствует
себя неуютно в большой комнате, возня
других детей отвлекает, не дает возможности
расслабиться и уснуть.
Такая простая вещь, как прикроватная
занавеска, может решить ряд проблем: создать
ощущение психологического комфорта,
защищенности, придать спальне более уютный
вид, а главное - эта занавеска, которую
сшила и повесила при ребенке мама, как
и любимая игрушка, с которой он ложится
спать.
В период адаптации надо временно сохранить
привычные для ребенка приемы воспитания,
даже если они противоречат установленным
в детском саду правилам. Перед сном малыша
можно покачать, если он к этому привык,
дать игрушку, посидеть рядом, рассказать
сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить
или укладывать спать, чтобы не вызвать
и не закрепить на долгое время отрицательного
отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно
острую в период адаптации потребность
детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое
пребывание малыша на руках дает ему чувство
защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме.
Ребенку хочется, чтобы мама все время
была рядом. Поэтому очень хорошо иметь
в группе "семейный" альбом с фотографиями
всех детей группы и их родителей. В этом
случае малыш в любой момент сможет увидеть
своих близких .
2. Необходимое условие успешной адаптации
- согласованность действий родителей
и воспитателей. Еще до поступления малыша
в группу воспитателям следует установить
контакт с семьей. Все привычки и особенности
ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной
беседе с родителями можно узнать, каковы
характерные черты его поведения, интересы
и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям
в первые дни приводить ребенка только
на прогулку, так ему проще познакомиться
с воспитателями и другими детьми. Причем
желательно приводить малыша не только
на утреннюю, но и на вечернюю прогулку,
когда можно обратить его внимание на
то, как мамы и папы приходят за детьми,
как они радостно встречаются. В первые
дни стоит приводить ребенка в группу
позже 8 часов, чтобы он небыл свидетелем
слез и отрицательных эмоций других детей
при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад,
испытывают тревогу за его судьбу. Чутко
улавливая состояние и настроение своих
близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому, задача воспитателя - успокоить,
прежде всего, взрослых: пригласить их
осмотреть групповые помещения, показать
шкафчик, кровать, игрушки, рассказать,
чем ребенок будет заниматься, во что играть,
познакомить с режимом дня, вместе обсудить,
как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно
прислушиваться к советам педагога, принимать
к сведению его консультации, наблюдения
и пожелания. Если ребенок видит хорошие,
доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо
быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Правильная организация игровой деятельности
в адаптационный период, направленная
на формирование эмоциональных контактов
"ребенок - взрослый" и "ребенок
- ребенок".
Основная задача игр в адаптационный период
- формирование
эмоционального контакта, доверия детей
к воспитателю. Ребенок должен увидеть
в воспитателе доброго, всегда готового
прийти на помощь человека (как мама) и
интересного партнера в игре. Эмоциональное
общение возникает на основе совместных
действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой
интонацией, проявлением заботы к каждому
малышу.
Первые игры должны быть фронтальными,
чтобы ни один ребенок не чувствовал себя
обделенным вниманием. Инициатором игр
всегда выступает взрослый. Игры выбираются
с учетом игровых возможностей детей,
места проведения и т.д. Например: "Пришел
Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков",
"Хоровод", "Догонялки", "Солнечные
зайчики", и т.д.
В особом внимании и индивидуальном подходе
нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие
себя дискомфортно в группе. Облегчить
их душевное состояние, поднять настроение
можно "пальчиковыми" играми.
Кроме того, эти игры обучают согласованности
и координации движений: "Кто в кулачке",
"Игра с кистями рук" и т.д.
Такие игры, как "Книжка - угадай-ка",
"Вместе с мишкой", "Чертим разные
фигуры", «Игры с куклой» не только ободрят
робкого и развеселят плачущего, но и успокоят
слишком расшалившегося, переключат внимание
и помогут расслабиться рассерженному,
агрессивному ребенку.
Сгладить адаптационный период помогут
физические упражнения и игры, которые
можно проводить по несколько раз в день.
Также следует создавать условия для самостоятельных
упражнений: предлагать малышам каталки,
машинки, мячи. Если дети не расположены
в данный момент к подвижным играм, можно
почитать им сказку или поиграть в спокойные
игры.
В значительной мере помогут адаптироваться
игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей,
вырабатывающие ответственность.
Безусловно, в проведении любого процесса
главная роль принадлежит воспитателю.
Создавая у ребенка положительное отношение
ко всем процессам, развивая различные
умения, соответствующие возрастным возможностям,
формируя потребность в общении со взрослыми
и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовател>ьных
задач уже в период привыкания ребенка
к новым условиям и те самым ускоряет и
облегчает протекание адаптационного
процесса.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных
особенностей каждого малыша, от правильного
подхода взрослых к привыканию детей.
Если ребенок активен, коммуникабелен,
любознателен, его адаптация проходит
сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие
разговоры раздражают его, он не умеет
сам есть, раздеваться. Такому ребенку
необходим более длительный срок адаптации.
Адаптационный период считается законченным,
если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Игры, направленные на сближение друг с другом и воспитателем.
Формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю.
Давайте познакомимся.
Дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например, вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много, придумывайте их вместе с детьми!
Раздувайся пузырь.
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: “Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!” Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.
Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. “Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый.— А теперь давайте сделаем маленький кружок”.
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают “раздувать пузырь”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук “ф-ф-ф-ф”. Эти действия повторяются два—три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, |
Оставайся такой, |
Раздувайся большой, |
Да не лопайся!!! |
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: “Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши, произносят слово “Хлоп!” и сбегаются к центру.
После этого игра повторяется. Закончить ее можно так. Когда “пузырь лопнет”, воспитатель говорит: “Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...” Дети разбегаются в разные стороны.
Лови, лови!
К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймать предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центре. “Лови-лови!” — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу “Беги на место!” рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.
3. Чей голосок?
Дети садятся полукругом, ведущий — спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.
Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.
4. Расскажи стихи руками
В
эту игру можно играть бесконечно:
ведь стихов, которые можно “проиграть”,
“рассказать руками” (почему только
руками? Всем телом!), — великое множество.
Эта игра позволяет детям
Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять.
Ниже приводятся два стихотворения, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные.
5. “Зайка”
Заинька-зайка, |
Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку. |
Маленький зайка, |
Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола. |
Длинные ушки, |
Дети приставляют ладошки к голове — “ушки”. |
Быстрые ножки. |
Побежали. |
Заинька-зайка, |
Движения повторяются. |
Маленький зайка, |
|
Деток боишься, |
Дети обхватывают себя руками, изображая страх, |
Зайка-трусишка. |
“дрожат”. |
6. “Мишка”
Мишка, мишка косолапый, |
Приподнять плечи, руки округлить, носки ног |
Мишка по лесу идет, |
внутрь, идти переваливаясь. |
Мишка хочет сладких ягод, |
Погладить себя по животу, облизнуться. |
Да никак их не найдет. |
Оглянуться по сторонам, пожать плечами. |
Вдруг увидел много ягод |
Показать указательным пальцем, на лице — восторг, |
И тихонько зарычал. |
Двумя руками “собирать” ягоды в рот. |
Подошли к мишутке детки, |
Помаршировать, |
Мишка громко зарыдал. |
кулачками потереть глаза, изобразить плач |
7. «Кто в домике живет?» Воспитатель рассказывает сказку «Теремок», а после этого предлагает им поиграть в игру.