Проектирование системы упражнений для формирования социокультурной компетенции на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в обосновании и разработке методики формирования социокультурной компетенции учащихся при обучении лексике посредством лингвострановедческих текстов.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

Определить значение термина "социокультурная компетенция" и раскрыть теоретические основы ее формирования.

Определить цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы формирования социокультурной компетенциипри обучении лексике…………………………………...............6
1.1Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике……………….......6

1.2Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам...…..12

1.3Социокультурный компонент содержания обучения иностранным языкам…………………………………………………………………………….14

1.4Сущность социокультурной компетенции…………………………….……17

Глава II. Проектирование системы упражнений для формирования социокультурной компетенции на средней ступени обучения...................19
2.1. Текст лингвострановедческого характера как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении лексике………...19

2.2. Анализ УМК и создание системы упражнений для формирования социокультурной компетенции при обучении лексике....................................20

Заключение...........................................................................................................28

Список литературы............................................................

Файлы: 1 файл

Содержание - копия.docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ. 
 
2.1. Текст лингвострановедческого характера как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении лексике. 
По мнению исследователей, социокультурная компетенция включает в себя различные компоненты: лингвострановедческий, социолингвистический, социально-психологический, культурологический. В средней школе приоритет отдается лингвострановедческому и культурологическому компонентам, главным средством раскрытия которых на средней ступени обучения является текстовой материал лингвострановедческого характера, служащий основой для получения знаний (в том числе лексических) и развития умений социокультурного, лингвострановедческого и страноведческого плана. 
 
Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. Главным источником получения информации, наряду с другими дидактическими средствами, является учебный текст, обладающий коммуникативной, прагматической, когнитивной и эпистемической функциями. Будучи продуктом речевого высказывания, он содержит необходимую для передачи информацию и организован в смысловое и структурное единство определенного языкового уровня. В качестве учебного текста могут использоваться как тематические, страноведческие, художественные тексты, так и стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудио-тексты бесед с носителями языка и др. [20, 44]  
 
Лингвострановедческий текст должен обладать общими характеристиками учебного текста как конструкта, а также должен иметь особые характеристики, т.е. должен быть аутентичным, актуальным и типическим. Отбор этих тестов основывается на таких принципах, как содержательная ценность (используемая лексика), степень современности, актуальный историзм текста и типичность фактов, отражаемых в текстах лингвострановедческого характера.  

 

 

 

 

2.2. Анализ УМК  и создание системы упражнений  для формирования социокультурной компетенции при обучении лексике. 
Тексты лингвострановедческого характера представлены в УМК «English - V» И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, которые используются школе с углубленным изучением английского языка в 5-6 классах. Анализ данного комплекта свидетельствует о том, что он в определенной степени ориентирован и приближен к европейскому стандарту. Так, из четырнадцати тем, определенных в качестве базовых для порогового уровня (Threshold Level), в УМК включены семь. Предлагаемая в нем тематика и лексика, отобранная в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их интересами и потребностями, находит свое отражение в текстах лингвострановедческого и социокультурного плана, которые составляют большую часть текстового материала для изучения. Тексты представляют сведения:  

  •  
    о географическом положении страны изучаемого языка, 
  •  
    о политическом устройстве, 
  •  
    о национальных особенностях характера британцев и т.д. 

 
Однако, количество текстов лингвострановедческого характера, представленных в выше названном  УМК, является недостаточным для  школы с углубленным изучением  английского языка, т.к. не полностью  соответствует Программе в содержательном плане. Кроме того, анализ заданий для обучения чтению, представленных в УМК, свидетельствует о том, что количество предназначенных для использования на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах упражнений явно недостаточно и не отличается разнообразием. Таким образом, перед нами возникла необходимость подбора, адаптации и разработки текстов лингвострановедческиого характера и системы упражнений к ним для обучения школьников лексике по данной теме. 
 
Данные материалы и технологии работы с лингвострановедческими текстами направлены на формирование социокультурных умений школьников в ходе изучения тем “The Land and People of GB”, “The Queen and The Parliament”, “The British Ways of Life”. Предложенный для изучения материал представляет собой тексты для чтения описательного и повествовательного характера страноведческой тематики (например, “The Land and the people of Great Britain”), страноведческие тексты научно-популярного характера. Кроме этого, можно использовать тексты диалогов (с подходящей по теме лексикой), которые знакомят учащихся с нормами поведения и некоторыми особенностями характера англичан, а также адаптированные художественные тексты, данные в отрывках. Во время изучения данных тем учащиеся могут узнать, как еще можно называть Великобританию, из каких частей она состоит, какие столицы в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Они могут получить достаточно большой объем информации о географическом положении страны, для чего следует использовать карты с ее изображением. В результате ученики смогут узнавать названия островов, на которых расположена изучаемая страна, ее официальное название, местоположение относительно континента, люди каких национальностей проживают в разных частях Соединенного Королевства, на каких языках они изъясняются. В текстах учебника предложена весьма краткая информация о национальном флаге Великобритании, которая может быть дополнена материалом справочного характера. При работе над темой “The Queen & the Parliament” учащиеся так же смогут познакомиться с новой лексикой, интересными фактами об английском парламенте и роли королевы в жизни и управлении страной (“The ABC of the Monarchy”, “Some Facts about the Royal Family”), а при изучении темы “The British Ways of Life” - с жизнью британцев, манерой их поведения, с существующими стереотипами в восприятии другой нации, со способами организации досуга своих сверстников, детским фольклором страны изучаемого языка и т.д. - на основе дополнительных текстов. 
 
В ходе работы над текстами учебника и дополнительными текстами школьники могут выполнить задания, которые способствуют пониманию содержания текста, поиску нужной информации и умению использовать полученные данные в других видах речевой деятельности (диалогах и т. д.). 
 
По утверждению И. Л. Бим, методика работы с текстами лингвострановедческого характера ничем не отличается от методики работы с текстами других стилей. Как известно, обучение чтению текстов, предназначенных для любого вида чтения, протекает в три этапа: выполнение предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. [2, 27]  
 
На предтекстовом этапе используются такие упражнения, как «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д. 
 
К текстовому этапу относятся: заполнение таблиц, составление плана текста, выбор заголовка к тексту, заполнение пропусков, верные/неверные утверждения, соотнесение картинок с предложениями текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т.д. 
 
На послетекстовом этапе учащиеся выполняют такие виды заданий, как: организация дискуссий, ролевых игр, презентаций, проведение опросов мнений, написание письма, сочинения, стихотворения и др. На этом этапе также может использоваться разработанная нами система упражнений, викторин, кроссвордов и др.  
 
1. Так, для работы над текстом “The Land and People of Great Britain” можно использовать следующие упражнения. 
 
Pre-reading tasks (упражнения предтекстового этапа). 
 
Упражнение 1. Answer the questions. 

  1.  
    Have you ever visited Great Britain?
  2.  
    What do you know about the geographical position of this country?
  3.  
    Do you know what language is spoken in Great Britain?
  4.  
    What cities of Great Britain do you know?
  5.  
    What sights of Great Britain have you already learnt about/visited/know about?

 
Задание направлено на формирование таких  социокультурных умений, как умение оперировать знаниями, касающимися географических, политических реалий страны изучаемого языка. 
 
Упражнение 2.  
 
Look at the map and try to understand, where GB is situated, look what seas and oceans wash it, what cities are there.  
 
Формируемые социокультурные умения: умение интерпретировать лингвострановедческие факты. 
 
Упражнение 3.  
 
Pronounce these words correctly. [5, 165]. 
 
the United Kingdom (the UK) 
 
the British Isles 
 
the Irish Sea 
 
Northern Ireland 
 
the English Channel 
 
the Strait of Dover 
 
the Atlantic Ocean 
 
the North Sea 
 
the Irish Republic 
 
the Union Jack 
 
Wales 
 
Scotland 
 
Edinburgh 
 
Cardiff 
 
Belfast 
 
the English 
 
the Scots 
 
the Welsh 
 
the Irish 

 
Социокультурные умения: опознавать и употреблять правильно фоновую лексику в своих высказываниях. 
 
Reading tasks (текстовый этап). 
 
Упражнение 1.  
 
Read the 1st paragraph and give all the possible names of the country situated in the two large islands of the British Isles.

  1.  
    Which of the following themes do you expect the story to discuss?
  •  
    The geographical outlook of the country.
  •  
    The country’s traditions.
  •  
    The way of living in GB.
  •  
    The history and traditions of the UK.

 
Упражнение 2.  
 
Look quickly through the text and say which of the above topics are discussed. 
 
Упражнение 3.  
 
Now read the text carefully and fill in the table [5, 170].

 
State  
Country

 
 
Capital

 
 
People

 
 
Language

 
Scotland 
 

 

 

 
Ireland

 

 
Cardiff 
 

 

 
-

 

 

 
the English 
 
the British 
 
-

 

 

 

 
English 
 
-


 
 
Упражнение 4. True-False statements 
 
Упражнение 5. Answer the questions [5, 168].

  1.  
    Where is the UK situated?
  2.  
    Why do you think the UK is called “an island state”?
  3.  
    What other country is situated on the British Isles?
  4.  
    What languages are spoken in England, Wales, Scotland and Northern Ireland?
  5.  
    How many people live in Britain?
  6.  
    What is the Union Jack? What do you know about it?

 
Упражнение 6.  
 
Look through the Reference Material and the map and name the parts of the UK, big industrial cities, etc. [5, 169].

  •  
    the parts (countries) the UK consists of, and their capitals;
  •  
    the people who live in the UK and the languages they speak;
  •  
    big industrial cities of Britain;
  •  
    water bodies around the UK;
  •  
    water bodies that separate Britain from the continent.

 
Упражнение 7. 
 
Look at the following statements and give some facts from the text illustrating them:

  •  
    The UK is an island state.
  •  
    Everyone who was born in Britain is British.
  •  
    Much of land in Britain is open country.
  •  
    Everyone in GB speaks English differently.
  •  
    The flag of the UK is known as “Union Jack”

 
Социокультурные умения: выделять необходимые факты/сведения; использовать необходимые языковые средства для выражения мнения; оперировать знаниями, касающимися исторических, географических реалий в ходе работы с печатными источниками и построения собственных высказываний. 
 
Post – Reading Tasks (послетекстовые упражнения). 
 
Упражнение 1. Ученикам можно предложить текст для аудирования по данному тексту. 
 
Упражнение 2.  
 
Упражнения, направленные на выяснение знаний учащихся о Великобритании и людях, населяющих ее. [5, 169]

  •  
    Prepare a summary of:
    1.  
      the land of Great Britain,
    2.  
      the people of Great Britain.
      •  
        Do you know any other facts about the land and people of Britain? Tell your classmates about them

 
Упражнение 3.  
 
Write a short essay “What I would tell my friend about the UK”. 
 
В качестве дополнительного материала рекомендуется использовать тексты о символах и флаге Великобритании, а также карты. 
 
Cоциокультурные умения: ориентироваться в аутентичных текстах; оперировать знаниями страноведческого плана в ходе построения собственных высказываний. 
 
В результате, на обобщающем уроке по теме «Тhe UK Geography and Political Outlook» учащиеся должны продемонстрировать такие умения, как: 

  •  
    умение оперировать знаниями, касающимися географических, политических реалий страны изучаемого языка, 
  •  
    умение опознавать и употреблять правильно фоновую лексику, 
  •  
    умение ориентироваться в аутентичных текстах; 
  •  
    умение оперировать знаниями страноведческого плана в ходе построения собственных высказываний и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
 
В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется статус иностранного языка как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчёркивает необходимость усиления лингвострановедческих аспектов изучения языка. В данный момент ведётся поиск реального выхода на иную культуру и её носителей, что особенно актуально в наши дни. Проблема формирования социокультурной компетенции учащихся представляет большой интерес в практической деятельности. Школа, как социальный институт, должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения. 
 
В теоретическом плане работа показала, что современное обучение иностранному языку невозможно без привития учащимся иноязычной культуры. Большинство методистов уделяют большое внимание современному состоянию теории и практики обучения иностранным языкам с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Методика обучения иностранному языку не представляет содержания обучения английскому языку без включения социокультурного компонента в процесс обучения. 
 
В свете современных требований к целям обучения иностранного языка меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка. 
 
В современной школе необходимо преподавание английского языка в неразрывной связи с национальной культурой. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные факторы, способствует становлению коммуникативной личности, а так же повышению мотивации учения. Социокультурный компонент является стимулом повышения эффективности обучения учащихся на всех этапах общеобразовательной школы. 

Информация о работе Проектирование системы упражнений для формирования социокультурной компетенции на средней ступени обучения