Проектирование системы упражнений для формирования социокультурной компетенции на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в обосновании и разработке методики формирования социокультурной компетенции учащихся при обучении лексике посредством лингвострановедческих текстов.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

Определить значение термина "социокультурная компетенция" и раскрыть теоретические основы ее формирования.

Определить цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы формирования социокультурной компетенциипри обучении лексике…………………………………...............6
1.1Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике……………….......6

1.2Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам...…..12

1.3Социокультурный компонент содержания обучения иностранным языкам…………………………………………………………………………….14

1.4Сущность социокультурной компетенции…………………………….……17

Глава II. Проектирование системы упражнений для формирования социокультурной компетенции на средней ступени обучения...................19
2.1. Текст лингвострановедческого характера как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении лексике………...19

2.2. Анализ УМК и создание системы упражнений для формирования социокультурной компетенции при обучении лексике....................................20

Заключение...........................................................................................................28

Список литературы............................................................

Файлы: 1 файл

Содержание - копия.docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1.  
    Афанасьева, О.В. Общеобразовательная школа и УМК по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранного языка/ О.В.Афанасьева // ИЯШ. 2002. № 2. С. 26-28
  2.  
    Бим, И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 1989. - №1
  3.  
    Богатырева, М.А. Социокультурный компонент содержания профессоинально-ориентированного учебника: Автореферат. дис. … канд. наук. М.А. Богатырева. М., 1998.
  4.  
    Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык. – 1992. – с.277
  5.  
    Верещагина, И.Н., Афанасьева, О.В. Английский язык: Учебник для V классов школ с углубленным изучением английского языка. М.: Просвещение, 1999.336с.
  6.  
    Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для V классов школ с углубленным изучением английского языка. И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. М.: Просвещение, 2001. 94с.
  7.  
    Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова// ИЯШ.2004. № 1. С. 3-8.
  8.  
    Грушевицкая, Т.Г. Основа межкультурной коммуникации. – М.: Юнит. – 2002. – с.332
  9.  
    Жукова, И.В. Работа с текстами на уроке английского языка / И.В. Жукова// ИЯШ. 1998. №1. С.105.
  10.  
    Конституция Российской Федерации. – Оренбург: Печатный Дом «Димур». - 2004. – с.32
  11.  
    Культурология: Учебное пособие для вузов // Под редакцией профессора Марковой А.Н. – 3-е издание. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. - 2000. – с.319
  12.  
    Маслова, В.А. Лингвокультурология. – М.: Издательский центр «Академия». - 2001. – с.208
  13.  
    Милосердова, Е.В. Национально – культурные стереотипы и проблемы межкультурной компетенции // ИЯШ. – 2004, №3. – С.80-84
  14.  
    Мильруд, Р.П., Максимова, И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова //ИЯШ.2000. №4.С.9-16.
  15.  
    Миролюбов, А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // ИЯШ. - 2001, №5. – С.11-14
  16.  
    Никитенко, З.Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников/ З.Н. Никитенко, О.М. Осиянова // ИЯШ. 1994. №5.С.4 -7.
  17.  
    Никитина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград.: Учитель. – 2007. – с.91
  18.  
    Орехова, И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам/ И.А. Орехова // ИЯШ. 2004. №5.С. 28 – 30.
  19.  
    Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е издание. – М.: Просвещение. – 1991. – с.223
  20.  
    Саланович, Н.А. Лингвострановедческие тексты при обучении французскому языку/ Н.А. Саланович// ИЯШ.1997. №3. С.44-45.
  21.  
    Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования/ В.В. Сафонова // ИЯШ. 2001.№ 3. С. 17-24
  22.  
    Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. – 1998. – с.256
  23.  
    Современный словарь иностранных слов. – СПб.: Комета. – 1994. – с.740
  24.  
    Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Просвещение, 2002. 239с.
  25.  
    Сысоев, П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования/ П.В. Сысоев// ИЯШ. 2004. № 4. С. 14 – 20.
  26.  
    Тер – Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие. – М.: Слово. – 2000. – с.25
  27.  
    Томахин, Г.Д. Лингвострановедение: что это такое?/ Г.Д. Томахин// ИЯШ.1996. №6.С.22 - 24.
  28.  
    Ушинский, К.Д. Родное слово // Собрание сочинений – Т 6. – М. – Л., 1948
  29.  
    Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1983. – С.292
  30.  
    Хуторский, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характера нового подхода к конструированию образовательных стандартов: тезисы доклада. А.В. Хуторский. 2002.
  31.  
    Яковлева, Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку // ИЯШ. – 2001, №6. – С.4-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

План-конспект урока английского  языка в 4 классе по теме « Моя комната»

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции

Развивающая– развитие интереса у учащихся к общению на  английском языке; развитие фантазии и способности  к продуктивным речевым действиям, развитие у детей внимания, логического мышления.Воспитательная- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка.

Образовательная- повторить, углубить и систематизировать знания учащихся о конструкции there is /there are; практиковать учащихся во всех видах учебной деятельности (аудировании, диалогической речи, чтении) на базе знакомого ( picture, lamp, carpet, table и т д.) и нового словарного запаса (cushions, a cooker, a fridge, a sink, a bath);формирование навыка перенесения грамматических знаний в новую ситуацию общениярасширить объем потенциального словаря учащихся по теме комната (cushions, a cooker, a fridge, a sink, a bath, curtain);

- первичное закрепление  введенного грамматического материала

Наглядные материалы: плакаты  c правилом грамматики ( there is/are), картинки предметов интерьера комнаты, рисунки детей «Моя комната» (рисуют заранее)

Оборудование: Интерактивная  доска, проектор, компьютер, DVD приложение “Fairy land 3”, мультимедийное приложение “Enjoy listening and playing” для 4 класса.

^ План урока

Орг. момент.

T: Good morning girls and boys. How are you? I’m glad to see you.

What date is it today?

What is the theme of our lesson? What are we going to do at the lesson?

S: To listen, speak about the room, to read, to learn the new words.

  1. Фонетическая зарядка.

Зарядка проводится с использованием мультимедийного приложения “Enjoy listening and playing” для 4 класса (Unit 2,ex.12) и интерактивной доски. Ребята сначала прослушивают слова, повторяют, затем по очереди выходя к доске и распределяют слова по колонкам, в зависимости от того какой звук присутствует в том или ином слове.

^ Повторение лексики.

Данный этап урока так  же проводится с помощью мультимедийного приложения “Enjoy listening and playing” для 4 класса (Unit 2,ex.11) и интерактивной доски. Ребята сначала прослушивают слова, повторяют, затем, по очереди выходя к доске, учащиеся подбирают слово к каждой картинке.

4. ^ Повторение грамматики.

Повторение правила употребления оборота there is /there are. Игра « Угадай, что находится и в моей комнате». Игра проводится с использованием Power Point презентации. На слайде написано предложение и пропущены слова, названия предметов интерьера комнат. Учащиеся должны догадаться. По щелчку учителя учитель в любой момент может вывести на экран ответ в виде картинки.

Например: There is a ___ in my ____.

5. ^ Объяснение нового материала.

Объяснение правила построения вопросительных предложений и ответов  с оборотом there is /there are. При объяснении учитель опирается на наглядность: плакаты, которые служат на следующих этапах урока как опора для устно речевого высказывания; презентация Power Point.

^ Закрепление грамматики.

Учащиеся должны расставить слова в нужном порядке, чтобы  получилось предложение, а затем  преобразовать его в вопрос. Задание  выполняется устно. Учитель выводит  ответ на экран по щелчку, после ответа ученика.

^ Введение и закрепление новой лексики.

Данный этап урока основан  на использовании DVD приложения “Fairy land” . На экран выводятся слова с изображением (cushions, a cooker, a fridge, a sink, a bath);. Учащиеся слушают и повторяют. Затем смотрят мультипликационный видеосюжет, где герои используют слова в речи.

 


Информация о работе Проектирование системы упражнений для формирования социокультурной компетенции на средней ступени обучения