Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Круг задач, решаемых в ходе курсового проектирования, очень широк. Прежде всего, это задачи общего характера:
закрепление и совершенствование теоретических знаний об учебно- и научно-методической деятельности педагога профессионального обучения в образовательном учреждении;
формирование умения самостоятельно работать с научной, методической, нормативной и учебно-программной документацией и другой литературой, осуществлять ее анализ, корректировку и разработку;
систематизация профессиональных знаний и умений, полученных в циклах психолого-педагогической и специальной подготовки, при решении методических задач;
развитие умений выполнять методические разработки;
развитие диалектического мышления и создание познавательного интереса к своей будущей профессиональной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной
стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию
стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной
стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана
стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение»
стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного
стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства»
стр. 24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.53 Кб (Скачать файл)

Требования  к результатам освоения основной Профессиональной образовательной программы (фрагмент ФГОС НПО по профессии 262019.03 Портной) в Приложении 1  
     

1.3 Анализ и доработка  базисного учебного  плана      

Учебный план нормативный  документ, определяющий содержание образования  по каждому учебному предмету и объём  времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.      

В титульной части учебного плана  необходимо указать:     

- полное наименование образовательного учреждения, его организационно-правовую форму в соответствии с утвержденным уставом;      

- индекс и полное наименование  профессии в соответствии с  ФГОС НПО;     

- наименование квалификации;      

- форму освоения основной профессиональной  образовательной программы;     

- нормативный срок обучения в  зависимости от базы приема;     

- базу приема на обучение: основное  общее образование, среднее (полное) общее образование;     

- в грифе «утвержден» следует  привести наименование образовательного  учреждения, фамилию и инициалы директора, его подпись, дату утверждения, заверить печатью.     

График  учебного процесса определяет по курсам  и семестрам сроки начала и окончания учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, этапов и продолжительности учебной и производственной практик, государственной (итоговой) аттестации.     

План  учебного процесса включает в себя перечень, количество часов, последовательность изучения дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов  и их темы по семестрам и курсам, виды учебных занятий, формы промежуточной аттестации.      

Дисциплины  учебного плана группируются по циклам:     

- общеобразовательный цикл, если  обучение осуществляется на базе  основного общего образования.  Общеобразовательная подготовка  осуществляется рассредоточено, одновременно с освоением образовательной программы по профессии в течение всего срока обучения.     

- общепрофессиональный цикл;      

- профессиональный цикл, включающий  в себя профессиональные модули;      

-физическая  культура.      

Профессиональные  модули представлены в учебном плане разделами. Каждый раздел профессионального модуля представлен междисциплинарным курсом или его частью. Каждый междисциплинарный курс представлен темами. Учебная практика (производственное обучение), указывается в рамках профессиональных модулей рассредоточено и/или концентрированно, производственная практика в рамках профессиональных модулей показывается концентрированно.     

Объем обязательной и максимальной учебной  нагрузки на изучение дисциплины (за исключением  «физической культуры») и профессионального модуля устанавливается исходя из объема, отведенного ФГОС НПО на соответствующий  цикл.     

В плане учебного процесса должны быть отражены следующие формы контроля  учебной деятельности (промежуточная аттестация)  обучающегося:     

- экзамен, в том числе комплексный;      

- зачет или дифференцированный  зачет;     

- контрольная работа по дисциплине.      

В ходе освоения и по завершению освоения дисциплин общепрофессионального  цикла могут проводиться как  экзамены, так и зачеты (дифференцированные зачеты), контрольные работы.      

Проведение  зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ предусматривается  за счет времени, отведенного на соответствующую  дисциплину.     

В ходе освоения тем междисциплинарных  курсов предусматривается проведение зачетов (дифференцированных зачетов), контрольных работ, за счет времени, отведенного на соответствующую тему.     

По  завершению освоения междисциплинарных  курсов также проводятся комплексные  экзамены.     

По  завершению освоения  профессиональных модулей проводятся комплексные экзамены, направленные на определение готовности выпускника к определенному виду деятельности, посредством оценки их профессиональных компетенций, сформированных в ходе освоения междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики.      

Все дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы  и темы междисциплинарных курсов, включенные в учебный план, должны иметь промежуточную аттестацию.      

Для дисциплин и тем междисциплинарных  курсов, изучаемых в течение нескольких семестров, рекомендуется проведение промежуточной аттестации на каждом их них.     

Государственная (итоговая) аттестация включает в себя выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (выпускная квалификационная работа и письменная экзаменационная  работа).     

В учебный план необходимо включить пояснения, которые должны содержать следующее:     

- на основании какого документа  разработан учебный план по  профессии (указать дату и номер  приказа Министерства науки и  образования РФ, утверждающего ФГОС. Указать дату и номер регистрации  Минюстом России);     

- начало учебных занятий - 1 сентября и окончание в соответствии с графиком учебного процесса. По профессиям, связанным с сезонным характером работ, начало и окончание учебного года могут быть перенесены на другие сроки;     

- как использовано время, отведенное  на вариативную часть (на увеличение количества часов на изучение дисциплин, профессиональных модулей, на введение новых профессиональных модулей);     

-  за счет какого времени проводятся зачеты и контрольные работы;      

- какие зачеты проводятся дифференцированными;      

-   какие формы консультаций могут проводиться с обучающимися: устные, письменные, групповые, индивидуальные и др.     

- если на один семестр планируется  проведение трех экзаменов, на  две недели - пять экзаменов, то  следует сделать запись о том,  что первый экзамен сдается в первый день сессии. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней;     

В учебном плане приводится перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и  т.д., необходимых для реализации профессиональной образовательной  программы по профессии. Учебному заведению предоставляется право вносить изменения в перечень с учетом профиля подготовки специалистов и перечня фактических дисциплин и профессиональных модулей, о чем делается соответствующая запись в пояснении.    

В Приложении 2 представлен  примерный учебный план для подготовки квалифицированных  рабочих по профессии «Портной» на базе среднего (полного) общего образования.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

2. Анализ  требований к результатам освоения  профессионального модуля «Материаловедение»       

Согласно  пункту VI  ГОСТ НПО МДК.02.01 – должен соответствовать ОК 1-7; ПК 1.1-1.7; ПК2.1 – 2.3.; ПК 3.1-3.4(уметь, знать) выливаются в ПМ 0.1; 02; 0.3     

Модуль (учебный  модуль) – часть образовательной  программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к  установленным целям и результатам  обучения, воспитания.     

Профессиональный  модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая  определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартом результатам образования, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определённой профессиональной функции. Как правило, один профессиональный модуль направлен на освоение одной профессиональной функции.     

Структура программы учебной дисциплины  (модуля) включает:     

1. Паспорт программы  учебной дисциплины «Материаловедение»      

2. Результаты освоения профессионального  модуля «Материаловедение» (ОК)(ПК)     

3. Структура и  содержание учебной дисциплины  «Материаловедение швейного производства»      

Пример: урок комбинированный  по теме  «Волокнистые материалы и их свойства» Краткие сведения о классификации волокнистых материалов, их строении и свойствах. (ОК)(ПК) - (ПМ)  отработка навыков и умений применения знаний на практике- решение задач по новому материалу. В структуре такого урока есть составляющие всех типов уроков     

Этапы урока:     

Этап 1. Организационный  момент.      Время - -     

Этап 2. Проверка домашнего  задания.            - -     

Этап 3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.      

- актуализация опорных знаний;                 - -     

- мотивация;                                                  - -     

- целеполагание.                                           - -      

Этап 4. Изложение  нового материала – 15-20 мин. Здесь  сокращение времени объясним просто – чем меньше материала, тем легче  он усваивается.                                              

Этап 5. Первичное  закрепление в виде практического  упражнения (поджигание разных видов  волокон для определения их состава, запись результатов)  - -     

Этап 6. Подведение итогов и оглашение оценок.      - -     

Этап 7. Выдача домашнего  задания.                        - - и того: 3ч.     

4. Условия реализации программы  учебной дисциплины «Материаловедение швейного производства»     

5. Контроль и оценка результатов  учебной дисциплины «Материаловедение швейного производства» получения разряда ЕТКС

ФГОС  НПО общее положение в соответствии Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ.Приложении 4.     

2.1 Определение содержания тем  МДК    

«Материаловедение швейного производства»      

и проверка соответствия необходимым компетенциям портного     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    

Введение     

Курс  «Материаловедение» является частью материаловедческого цикла специальных дисциплин учебных планов специальностей 280800 «Технология швейных изделий», 280900 «Конструирование швейных изделий», 281300 «Художественное проектирование костюма». Данная дисциплина читается в 1 семестре. В целом на нее отводится 68 часов. Из них 32 часа аудиторных (1 час – лекционных занятий, 1 час – лабораторных работ в неделю), 36 часов самостоятельной работы (для очной формы обучения); из них 14 часов аудиторных (8 часов лекций, 6 часов лабораторных занятий), 54 часа самостоятельной работы (для заочной формы обучения).    

Курс  предназначен для ознакомления студентов  с особенностями получения, строения и свойств исходных и промежуточных  текстильных материалов: волокон  и нитей, основами ткацкого, трикотажного, нетканого, отделочного производства, а также особенностями строения различных текстильных материалов: тканей, трикотажа, нетканых полотен. Рассматриваются классификации текстильных волокон и материалов, особенности строения волокно-образующих полимеров и влияние их молекулярной и надмолекулярной структуры на свойства волокон и элементарных нитей; получение, особенности строения и свойств основных натуральных волокон: хлопка, льна, шерсти, натурального шелка; общие принципы получения химических волокон и особенности получения, строения и свойств различных видов искусственных и синтетических волокон; основы процесса получения пряжи и особенности строения и свойств пряжи различных систем прядения; классификация, структура и свойства различных текстильных нитей; процесс формирования ткани на ткацком станке, классификация ткацких переплетений и их характеристика; основы трикотажного производства и классификация трикотажных переплетений; различные способы производства нетканых полотен и особенности их структуры; основные цели и процессы отделки материалов.    

Особое  внимание уделяется знакомству с  новыми материалами, изучению взаимосвязи  строения и свойств волокон и  готовых текстильных полотен.     

1. Организационно-методические  указания    

1.1. Цели и задачи  изучения дисциплины    

Курс  «Текстильное материаловедение» является одним из основных специальных дисциплин, определяющих профиль подготовки специалистов по специальностям 280800 «Технология швейных изделий», 280900 «Конструирование швейных изделий», 281300 «Художественное проектирование костюма». Целью преподавания дисциплины «Текстильное материаловедение» является изучение структуры и свойств волокон, нитей и готовых текстильных материалов, выявление отличительных особенностей процессов их производства или переработки.    

Основной  задачей дисциплины является формирование у будущих специалистов-швейников глубоких знаний особенностей получения, строения и свойств натуральных и химических (искусственные и синтетические) волокон, нитей и пряжи различных структур и их влияния на свойства готовых текстильных материалов, приобретение практических навыков распознавания волокон, определения характеристик структурно-механических свойств текстильных нитей, анализа ткацких и трикотажных переплетений. Закрепление теоретического курса и приобретение практических навыков осуществляется посредством овладения лекционным курсом, выполнения лабораторных работ, индивидуальных заданий, самостоятельной работы.    

1.2. Связь с другими  дисциплинами    

Являясь одной из дисциплин специального цикла, дисциплина «Текстильное материаловедение» занимает значительное место в подготовке специалистов швейного производства: технологов, конструкторов, художников-стилистов. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении таких общеобразовательных, естественно-научных и специальных дисциплин как высшая математика, физика, химия, прикладная механика и т.д. На знаниях, полученных при изучении данной дисциплины, основываются такие курсы как «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности» и «Материалы для одежды и конфекционирование». Она тесно связана с другими дисциплинами специальности, а именно «Основы проектирования костюма», «Методы качественного соединения деталей одежды», «Процессы изготовления верхней одежды», «Конструирование швейных изделий».    

Сущность  взаимосвязи состоит в том, что, используя знания, полученные при изучении данной дисциплины, студенты способны принимать грамотные проектные решения при выборе модельно-конструктивных и технологических особенностей изделий с учетом свойств применяемых материалов.     

Информация о работе Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна»