Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:59, реферат
Круг задач, решаемых в ходе курсового проектирования, очень широк. Прежде всего, это задачи общего характера:
закрепление и совершенствование теоретических знаний об учебно- и научно-методической деятельности педагога профессионального обучения в образовательном учреждении;
формирование умения самостоятельно работать с научной, методической, нормативной и учебно-программной документацией и другой литературой, осуществлять ее анализ, корректировку и разработку;
систематизация профессиональных знаний и умений, полученных в циклах психолого-педагогической и специальной подготовки, при решении методических задач;
развитие умений выполнять методические разработки;
развитие диалектического мышления и создание познавательного интереса к своей будущей профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной
стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию
стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной
стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана
стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение»
стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного
стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства»
стр. 24
1.3. Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины
Знания. В результате изучения дисциплины «Текстильное материаловедение» студенты должны знать квалификацию волокон и текстильных материалов, особенности получения, строения и свойств натуральных и химических волокон, пряжи и нитей различных способов производства, классификацию ткацких и трикотажных переплетений, их влияние на внешний вид и свойства тканей и трикотажных полотен, основы ткацкого, трикотажного, нетканого и отделочного производства, сущность основных этапов и операций отделки материалов.
Умения. После изучения лекционного курса и выполнения лабораторных работ студенты должны уметь проводить качественный и количественный анализ образцов материалов, оценивать структуру и свойства текстильных нитей, анализировать ткацкие и трикотажные переплетения и прогнозировать свойства материалов исходя из особенностей их структуры.
Навыки. За время изучения
курса «Текстильное материаловедение»
студенты приобретают практические навыки
распознавания текстильных материалов,
определения характеристик структурно-механических
свойств текстильных нитей инструментальными
методами, навыки определения вида ткацкого
или трикотажного переплетения на конкретных
образцах материалов.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины
Объем курса «Текстильное материаловедение» в соответствии с учебными планами специальностей 280800, 280900, 281300 составляет 68 часов.
1.4.1. Лекционные занятия
На лекционные занятия приходиться 16 часов для очной формы обучения и 8 часов – для заочной формы обучения. В ходе их проведения рассматриваются основные вопросы, изложенные в разделе «Содержание дисциплины». Для успешного освоения лекционного курса необходимо помимо конспекта лекций пользоваться научно-технической и специальной литературой, представленной в разделе 6 «Список рекомендованной литературы» настоящей учебной программы. Студенты заочной формы обучения должны в обязательном порядке на лекциях иметь готовый конспект, отражающей все темы программы курса из раздела 2, и составленной с учетом контрольных вопросов, представленных в разделе 7 данной методической разработки.
1.4.2. Лабораторные занятия
Лабораторные занятия занимают 16 часов от общего количества часов данного курса для очной формы обучения и 6 часов для заочной формы. Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории кафедры Индустрии моды, располагающей необходимым парком испытательного оборудования и средств измерений. Лабораторные работы проводятся в соответствии с графиком выполнения работ, разработанным ведущим преподавателем и утвержденным заведующим кафедрой. При выполнении лабораторных работ студенту следует руководствоваться настоящей программой, методическими указаниями, разработанными ведущими преподавателями кафедры, лабораторным практикумом, указанным в списке основной литературы.
Лабораторные работы выполняются либо индивидуально, либо бригадами по несколько человек. При этом каждый студент должен оформить отдельный отчет по каждой из 6 работ (для студентов очной формы обучения), предусмотренных графиком. Отчет по лабораторной работе должен содержать все необходимые разделы: цель работы, задание, общие сведения, экспериментальную часть, выводы и список используемой литературы, а также должен быть оформлен в соответствии с требованиями ЕСКД в рукописной или печатной форме.
1.4.3. Самостоятельная работа
Объем самостоятельной работы составляет 36 часа для студентов очной формы обучения и 54 часа для заочной формы. Самостоятельная работа студентов очной формы обучения заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенном в лекционном курсе, а также в самостоятельном изучении отдельных тем и разделов программы курса, не обсуждаемых на лекциях, с предоставлением конспекта (реферата), качество которого учитывается при аттестации студента.
Студенты заочной формы обучения в рамках самостоятельной работы должны разработать конспект по всем темам программы курса с учетом контрольных вопросов, предоставляемых в разделе 7 настоящих методических указаний. Без указанного конспекта студент не допускается к лекционным занятиям и сдаче экзамена. Кроме того, студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу в соответствии с заданием, представленном в разделе 4 настоящей методической разработки.
1.5. Техническое и программное обеспечение дисциплины
Лекционный курс читается в аудитории, оборудованной, по возможности, проекционной и видеотехникой, качественной доской. Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная специализированным испытательным оборудованием для исследования структуры волокон, нитей, тканей, трикотажных полотен.
1.6. Виды текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов по дисциплине и способы их проведения
Текущий контроль. Посещение лекционных и лабораторных занятий, выполнение индивидуальных заданий по самостоятельной работе.
Промежуточный контроль. На 8-ой и 16-ой неделях для всех студентов ВГУЭС очной формы обучения проводятся аттестационные недели. Промежуточные аттестации студенты проходят в виде выполнения контрольных работ (тестов) по соответствующим темам данного курса. При выставлении оценки также учитывается выполнение и защита лабораторных работ в сроки, указанные в графике проведения лабораторных работ. Оценка знаний проводиться в рамках 100-бальной системы, с учетом количества баллов, отведенных на каждую аттестацию по видам работ.
Итоговый контроль. Предусматривает на момент сдачи зачета по курсу «Текстильное материаловедение» выполнение и защиту всех лабораторных работ, включенных в график их выполнения, а также сдачу контрольных работ промежуточных аттестаций. Зачет проводиться в письменной форме по индивидуальным билетам, включающим вопросы по темам, не вошедшим в промежуточные аттестации. При выставлении итоговой оценки учитываются баллы, полученные на промежуточных аттестациях, баллы за неучтенные ранее лабораторные работы, баллы за зачетную контрольную работу и поощрительные баллы за посещение занятий (лекций), исходя из 100-бальной системы оценки и ее последующего перевода в систему «зачтено – не зачтено» в соответствии с действующей во ВГУЭС схемой (для получения зачета необходимо набрать не менее 61 балла).
Содержание дисциплины
приведено в Приложении 5
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника
по МДК «Материаловедение швейного производства»
Обзор рекомендованной литературы
Список учебников, учебных пособий, научно-технической и справочной литературы, необходимых при изучении курса «Текстильное материаловедение» представлен в следующем разделе методической разработки. Студентам дневной и заочной формы обучения следует пользоваться, прежде всего, учебными пособиями, указанными в списке основной и дополнительной литературы. Однако, при изучении курса студенты могут использовать и другие издания, в которых рассматриваются вопросы и темы, предусмотренные программой дисциплины.
При самостоятельном изучении отдельных тем курса студентами дневной формы обучения, при написании конспекта лекций студентами заочной формы обучения, а также при подготовке к теоретическим и практическим занятиям и сдаче зачета наиболее целесообразно пользоваться учебником: Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменнова Н.Д. Материаловедение швейного производства. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1986 (1978). В данном учебном пособии достаточно полно и в необходимом объеме рассматриваются все темы, подтемы и разделы дисциплины «Текстильное материаловедение». При отсутствии данного учебника он может быть заменен следующими изданиями:
Садыкова Ф.М. и др. Текстильное материаловедение и основы текстильных производств. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
Мальцева Е.П. Материаловедение
текстильных и кожевенно-меховых
Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М.: Академия: Мастерство: Высшая школа, 2000.
При рассмотрении основных
свойств вопросов, тем «Текстильные нити»,
«Ткани», «Трикотажные полотна» и «Нетканные
полотна» можно воспользоваться учебником:
Необходимо отметить, что основы текстильных производств: первичной переработки натуральных волокон, прядильного производства, ткачества, трикотажного производства и производства нетканых полотен наиболее подробно изложены в ранее упомянутом учебном пособии Садыковой Ф.М. В нем рассматриваются особенности технологических процессов производства различных текстильных материалов с учетом влияния на их структуру и свойства, что необходимо знать студенту после изучения курса «Текстильное материаловедение». Подтемы «Ткацкие переплетения» и «Трикотажные переплетения» наиболее полно и подробно рассмотрены в вышеназванном учебнике авторов Модестовой Т.А., Флеровой Л.Н., Бузова Б.А. Здесь уделено внимание принципам образования и построения ткацких и трикотажных переплетений, а также приведена характеристика значительного числа их видов.
При подготовке и выполнении
лабораторных работ, оформлении отчетов по
ним студентами дневной и заочной форм
обучения, а также разработке контрольной
работы студентами заочной формы обучения
необходимо пользоваться следующим учебным
пособием: Лабораторный практикум по материаловедению
швейного производства. /Под ред. Бузова
Б.А. – М.: Легкая и пищевая промышленность
1991 (1979). В лабораторном практикуме рассмотрены
и описаны современные методы распознавания
текстильных волокон, принципы анализа
ткацких и трикотажных переплетений, методы,
в том числе и стандартные, определения
структурно-механических свойств текстильных
нитей, а также методики изучения структуры
готовых текстильных материалов.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Бузов Б.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1986.
2. Бузов Б.А. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность,1991.
3. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
4. Садыкова Ф.М. Текстильное
Дополнительная литература:
1. Модестова Т.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая индустрия, 1969.
2. Савостицкий Н.А.,
Амирова Э.К. Материаловедение швейного
3. Стельмашенко В.И. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легпромбыииздат, 1983.
4. Мальцева Е.П.
5. Сухарев М.И. Материаловедение.
6. Пожидаев Н.Н. и др. Материаловедение швейного производства. – Киев: Изд-во технической литературы УССР, 1959.
7. Балашова Т.Д. и др.
Краткий курс химической технологии
8. Труевцев Н.И. и др. Технология и оборудование текстильного производства. М.: Легкая индустрия, 1975.
9. Дамянов Г.Б. Строение ткани
и современные методы ее
10. Галанина О.Д., Прохоренко Э.Г.
Технология трикотажного
3. Проектирование
учебного процесса изучения
На этапе перспективной подготовки к занятиям педагог профессионального обучения после изучения и анализа ГОС НПО, профессиональной характеристики, учебного плана Закон РФ «Об образовании», учебных программ и учебной литературы приступает к выбору компонентов обучения. Этот выбор осуществляется в ходе педагогического проектирования учебного процесса. Его также называют перспективно-тематическим планированием.
Оптимизация процесса предполагает, что образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения достигаются при минимальных затратах времени и усилий как учащихся, так и педагога. Минимизация затрат возможна при правильном соотношении компонентов обучения.
Специфика содержания учебного предмета «Материаловедение швейного производства» предполагает (ознакомительный уровень) т.е. изучение теоретического материала - о получении, строении и свойствах текстильных волокон, пряжи и нитей; тканей, трикотажных и нетканых материалов, применяемых для изготовления одежды и других швейных изделий.
И научить выбирать материалы для изготовления швейных изделий в соответствии с назначением (уровень умений). Комбинация двух уровней. Далее учебный процесс объединяет:
1. организационная
форм обучения данного
2. метод обучения – объяснительно - иллюстративный;
3. средства обучения
– образцы тканей и волокон,
схемы ткацкого станка, альбомы
образцов ткацких и
4. для педагога
главное условие - выявить межпредметные
и внутрипредметные связи
3.1 Перспективное планирование учебного процесса.
Информация о работе Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна»