Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Круг задач, решаемых в ходе курсового проектирования, очень широк. Прежде всего, это задачи общего характера:
закрепление и совершенствование теоретических знаний об учебно- и научно-методической деятельности педагога профессионального обучения в образовательном учреждении;
формирование умения самостоятельно работать с научной, методической, нормативной и учебно-программной документацией и другой литературой, осуществлять ее анализ, корректировку и разработку;
систематизация профессиональных знаний и умений, полученных в циклах психолого-педагогической и специальной подготовки, при решении методических задач;
развитие умений выполнять методические разработки;
развитие диалектического мышления и создание познавательного интереса к своей будущей профессиональной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
стр. 5
1. Изучение ФГОС НПО по профессии портной
стр. 7
1.1 Основные сведения о структуре стандарта на профессию
стр. 8
1.2 Описание компетенций выпускника по профессии портной
стр. 10
1.3 Анализ и доработка базисного учебного плана
стр. 12
2. Анализ требований к результатам освоения профессионального модуля «Материаловедение»
стр. 16
2.1 Определение содержания тем МДК «Материаловедение швейного производства» и проверка соответствия необходимым компетенциям портного
стр.17
2.2 Анализ учебной литературы и выбор основного учебника по МДК «Материаловедение швейного производства»
стр. 24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.53 Кб (Скачать файл)

1.3. Знания, умения и  навыки, которые должен  приобрести студент  в результате изучения  дисциплины    

Знания. В результате изучения дисциплины «Текстильное материаловедение» студенты должны знать квалификацию волокон и текстильных материалов, особенности получения, строения и свойств натуральных и химических волокон, пряжи и нитей различных способов производства, классификацию ткацких и трикотажных переплетений, их влияние на внешний вид и свойства тканей и трикотажных полотен, основы ткацкого, трикотажного, нетканого и отделочного производства, сущность основных этапов и операций отделки материалов.    

Умения. После изучения лекционного курса и выполнения лабораторных работ студенты должны уметь проводить качественный и количественный анализ образцов материалов, оценивать структуру и свойства текстильных нитей, анализировать ткацкие и трикотажные переплетения и прогнозировать свойства материалов исходя из особенностей их структуры.    

Навыки. За время изучения курса «Текстильное материаловедение» студенты приобретают практические навыки распознавания текстильных материалов, определения характеристик структурно-механических свойств текстильных нитей инструментальными методами, навыки определения вида ткацкого или трикотажного переплетения на конкретных образцах материалов.  
     

1.4. Основные виды  занятий и особенности  их проведения  при изучении дисциплины     

Объем курса «Текстильное материаловедение»  в соответствии с учебными планами  специальностей 280800, 280900, 281300 составляет 68 часов.    

1.4.1. Лекционные занятия     

На  лекционные занятия приходиться 16 часов для очной формы обучения и 8 часов – для заочной формы обучения. В ходе их проведения рассматриваются основные вопросы, изложенные в разделе «Содержание дисциплины». Для успешного освоения лекционного курса необходимо помимо конспекта лекций пользоваться научно-технической и специальной литературой, представленной в разделе 6 «Список рекомендованной литературы» настоящей учебной программы. Студенты заочной формы обучения должны в обязательном порядке на лекциях иметь готовый конспект, отражающей все темы программы курса из раздела 2, и составленной с учетом контрольных вопросов, представленных в разделе 7 данной методической разработки.     

1.4.2. Лабораторные занятия     

Лабораторные  занятия занимают 16 часов от общего количества часов данного курса для очной формы обучения и 6 часов для заочной формы. Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории кафедры Индустрии моды, располагающей необходимым парком испытательного оборудования и средств измерений. Лабораторные работы проводятся в соответствии с графиком выполнения работ, разработанным ведущим преподавателем и утвержденным заведующим кафедрой. При выполнении лабораторных работ студенту следует руководствоваться настоящей программой, методическими указаниями, разработанными ведущими преподавателями кафедры, лабораторным практикумом, указанным в списке основной литературы.    

Лабораторные  работы выполняются либо индивидуально, либо бригадами по несколько человек. При этом каждый студент должен оформить отдельный отчет по каждой из 6 работ (для студентов очной формы обучения), предусмотренных графиком. Отчет по лабораторной работе должен содержать все необходимые разделы: цель работы, задание, общие сведения, экспериментальную часть, выводы и список используемой литературы, а также должен быть оформлен в соответствии с требованиями ЕСКД в рукописной или печатной форме.    

1.4.3. Самостоятельная  работа    

Объем самостоятельной работы составляет 36 часа для студентов очной формы  обучения и 54 часа для заочной формы. Самостоятельная работа студентов очной формы обучения заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенном в лекционном курсе, а также в самостоятельном изучении отдельных тем и разделов программы курса, не обсуждаемых на лекциях, с предоставлением конспекта (реферата), качество которого учитывается при аттестации студента.     

Студенты  заочной формы обучения в рамках самостоятельной работы должны разработать  конспект по всем темам программы  курса с учетом контрольных вопросов, предоставляемых в разделе 7 настоящих методических указаний. Без указанного конспекта студент не допускается к лекционным занятиям и сдаче экзамена. Кроме того, студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу в соответствии с заданием, представленном в разделе 4 настоящей методической разработки.    

1.5. Техническое и  программное обеспечение  дисциплины    

Лекционный  курс читается в аудитории, оборудованной, по возможности, проекционной и видеотехникой, качественной доской. Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная специализированным испытательным оборудованием для исследования структуры волокон, нитей, тканей, трикотажных полотен.    

1.6. Виды текущего, промежуточного  и итогового контроля  знаний студентов  по дисциплине  и способы их  проведения    

Текущий контроль. Посещение лекционных и лабораторных занятий, выполнение индивидуальных заданий по самостоятельной работе.    

Промежуточный контроль. На 8-ой и 16-ой неделях для всех студентов ВГУЭС очной формы обучения проводятся аттестационные недели. Промежуточные аттестации студенты проходят в виде выполнения контрольных работ (тестов) по соответствующим темам данного курса. При выставлении оценки также учитывается выполнение и защита лабораторных работ в сроки, указанные в графике проведения лабораторных работ. Оценка знаний проводиться в рамках 100-бальной системы, с учетом количества баллов, отведенных на каждую аттестацию по видам работ.    

Итоговый  контроль. Предусматривает на момент сдачи зачета по курсу «Текстильное материаловедение» выполнение и защиту всех лабораторных работ, включенных в график их выполнения, а также сдачу контрольных работ промежуточных аттестаций. Зачет проводиться в письменной форме по индивидуальным билетам, включающим вопросы по темам, не вошедшим в промежуточные аттестации. При выставлении итоговой оценки учитываются баллы, полученные на промежуточных аттестациях, баллы за неучтенные ранее лабораторные работы, баллы за зачетную контрольную работу и поощрительные баллы за посещение занятий (лекций), исходя из 100-бальной системы оценки и ее последующего перевода в систему «зачтено – не зачтено» в соответствии с действующей во ВГУЭС схемой (для получения зачета необходимо набрать не менее 61 балла).    

Содержание  дисциплины приведено в Приложении 5  
  
  
  
  
 

2.2 Анализ учебной  литературы и выбор основного учебника     

по  МДК «Материаловедение  швейного производства»      

Обзор рекомендованной  литературы     

Список  учебников, учебных пособий, научно-технической  и справочной литературы, необходимых  при изучении курса «Текстильное материаловедение» представлен в следующем разделе методической разработки. Студентам дневной и заочной формы обучения следует пользоваться, прежде всего, учебными пособиями, указанными в списке основной и дополнительной литературы. Однако, при изучении курса студенты могут использовать и другие издания, в которых рассматриваются вопросы и темы, предусмотренные программой дисциплины.    

При самостоятельном изучении отдельных  тем курса студентами дневной  формы обучения, при написании  конспекта лекций студентами заочной  формы обучения, а также при подготовке к теоретическим и практическим занятиям и сдаче зачета наиболее целесообразно пользоваться учебником: Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменнова Н.Д. Материаловедение швейного производства. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1986 (1978). В данном учебном пособии достаточно полно и в необходимом объеме рассматриваются все темы, подтемы и разделы дисциплины «Текстильное материаловедение». При отсутствии данного учебника он может быть заменен следующими изданиями:    

Садыкова  Ф.М. и др. Текстильное материаловедение и основы текстильных производств. – М.: Легпромбытиздат, 1989.    

Мальцева  Е.П. Материаловедение текстильных  и кожевенно-меховых материалов. – М.: Легпромбытиздат, 1989.    

Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. – М.: Академия: Мастерство: Высшая школа, 2000.    

При рассмотрении основных свойств вопросов, тем «Текстильные нити», «Ткани», «Трикотажные полотна» и «Нетканные полотна» можно  воспользоваться учебником: Модестова Т.А., Флерова Л.Н., Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства. – М.: Легкая индустрия, 1969.    

Необходимо  отметить, что основы текстильных  производств: первичной переработки  натуральных волокон, прядильного  производства, ткачества, трикотажного производства и производства нетканых полотен наиболее подробно изложены в ранее упомянутом учебном пособии Садыковой Ф.М. В нем рассматриваются особенности технологических процессов производства различных текстильных материалов с учетом влияния на их структуру и свойства, что необходимо знать студенту после изучения курса «Текстильное материаловедение». Подтемы «Ткацкие переплетения» и «Трикотажные переплетения» наиболее полно и подробно рассмотрены в вышеназванном учебнике авторов Модестовой Т.А., Флеровой Л.Н., Бузова Б.А. Здесь уделено внимание принципам образования и построения ткацких и трикотажных переплетений, а также приведена характеристика значительного числа их видов.    

При подготовке и выполнении лабораторных работ, оформлении отчетов по ним  студентами дневной и заочной  форм обучения, а также разработке контрольной работы студентами заочной формы обучения необходимо пользоваться следующим учебным пособием: Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. /Под ред. Бузова Б.А. – М.: Легкая и пищевая промышленность 1991 (1979). В лабораторном практикуме рассмотрены и описаны современные методы распознавания текстильных волокон, принципы анализа ткацких и трикотажных переплетений, методы, в том числе и стандартные, определения структурно-механических свойств текстильных нитей, а также методики изучения структуры готовых текстильных материалов.  
     

Список  рекомендуемой литературы    

Основная  литература:     

1. Бузов Б.А. и др. Материаловедение  швейного производства. М.: Легкая  и пищевая промышленность, 1986.    

2. Бузов Б.А. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность,1991.     

3. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное  материаловедение. – М.: Легпромбытиздат, 1985.    

4. Садыкова Ф.М. Текстильное материаловедение  и основы текстильных производств.  М.: Легпромбытиздат, 1989.    

Дополнительная  литература:     

1. Модестова Т.А. и др. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая индустрия, 1969.    

2. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К.  Материаловедение швейного производства. М.: «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2000.    

3. Стельмашенко В.И. и др. Материаловедение  швейного производства. М.: Легпромбыииздат, 1983.    

4. Мальцева Е.П. Материаловедение  текстильных и кожевенно-меховых  материалов. М.: Легкая индустрия, 1989.    

5. Сухарев М.И. Материаловедение. – М.: Легкая индустрия, 1973.    

6. Пожидаев Н.Н. и др. Материаловедение  швейного производства. – Киев: Изд-во технической литературы УССР, 1959.    

7. Балашова Т.Д. и др. Краткий  курс химической технологии волокнистых  материалов. М.: Легкая и пищевая  промышленность, 1984.    

8. Труевцев Н.И. и др. Технология  и оборудование текстильного  производства. М.: Легкая индустрия, 1975.     

9. Дамянов Г.Б. Строение ткани  и современные методы ее проектирования. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.     

10. Галанина О.Д., Прохоренко Э.Г.  Технология трикотажного производства. – М.: Легкая индустрия, 1975.

3. Проектирование  учебного процесса изучения темы  «Волокнистые материалы и их  свойства» МДК «Материаловедение  швейного производства»     

На  этапе перспективной подготовки к занятиям педагог профессионального  обучения после изучения и анализа  ГОС НПО, профессиональной характеристики, учебного плана Закон РФ «Об образовании», учебных программ и учебной литературы приступает к выбору компонентов обучения. Этот выбор осуществляется в ходе педагогического проектирования учебного процесса. Его также называют перспективно-тематическим планированием.    

Оптимизация процесса  предполагает, что образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения достигаются при минимальных  затратах времени и усилий как  учащихся, так и педагога. Минимизация  затрат возможна при правильном соотношении  компонентов обучения.    

Специфика содержания учебного предмета «Материаловедение  швейного производства» предполагает (ознакомительный уровень) т.е. изучение теоретического материала - о получении, строении и свойствах текстильных  волокон, пряжи и нитей; тканей, трикотажных и нетканых материалов, применяемых для изготовления одежды и других швейных изделий.    

И научить выбирать материалы для изготовления швейных изделий в соответствии с назначением (уровень умений). Комбинация двух уровней. Далее учебный процесс объединяет:    

1. организационная  форм обучения данного предмета  – классно-урочная форма    

2. метод обучения  – объяснительно - иллюстративный;     

3. средства обучения  – образцы тканей и волокон,  схемы ткацкого станка, альбомы  образцов ткацких и трикотажных  переплетений, утюги, ножницы, цветная  бумага, иглы;    

4. для педагога  главное условие - выявить межпредметные  и внутрипредметные связи отобрать  домашнее задание для занятия,  а также разрабатывать некоторые  другие элементы учебного процесса.      

3.1 Перспективное планирование  учебного процесса.     

Информация о работе Проектирование учебного процесса изучения темы «Текстильные волокна»