Проектная деятельность в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:21, статья

Описание работы

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Файлы: 1 файл

Проектная деятельность в детском саду.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Проектная деятельность в детском саду

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно  изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и  всей образовательной системы в  целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

 Взрослые  должны не только уделять внимание  формированию знаний, умений и  навыков дошкольника и адаптации  его к социальной жизни, но  и обучать через совместный  поиск решений, предоставлять  ребенку возможность самостоятельно  овладеть нормами культуры.

 Уникальным  средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного  подхода к образованию является  технология проектирования.

 Проектирование  – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

 

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и  связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.

 Развитие  метод получил в работах В.  Килпатрика,  Э. Коллингса.

 Наиболее  широкое определение этого понятия  имеет следующий вид: «Проект  – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).

 Идеи проектного  метода в России появились  одновременно с разработкой американских  педагогов. Под руководством Шацкого  объединилась группа педагогов,  использующих проектный метод на практике.

 

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже  представляют, каким должен быть выпускник  детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

 

В этимологическом словаре слово "проект” заимствоно из латыни и означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”.

 

Было выявлено, что понятие "проект” – это  метод педагогически организованного  освоения ребёнком окружающей среды  в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 

Под проектом также  понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая  социально значимый результат. В  основе проекта лежит проблема, для  её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

 

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная  деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

 

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается  в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

 

 

 

Типы проектов:

 

Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

 

1. По доминирующему  методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие,  практико-ориентированные.

2. По характеру  содержания: включают ребенка и  его семью, ребенка и природу,  ребенка и рукотворный мир,  ребенка, общество и культуру.

3. По характеру  участия ребенка в проекте:  заказчик, эксперт, исполнитель,  участник от зарождения идеи  до получения результата.

4. По характеру  контактов: осуществляется  внутри  одной возрастной группы, в контакте  с другой возрастной группой,  внутри ДОУ, в контакте с  семьей, учреждениями культуры, общественными  организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности:  краткосрочный, средней продолжительности  и долгосрочный.

 

 

Виды проектов в ДОУ:

Творческие

 

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

 

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют  в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

 

Это проекты  с элементами творческих игр, когда  ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

 

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков  и пр.).

 

Исследовательские проекты

 

По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.

 

Выделены три  этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

 

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

 

Второй этап – развивающий, он характерен для  детей 5–6 лет, которые уже имеют  опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

 

Третий этап – творческий, он характерен для  детей 6–7 лет. Взрослому очень важно  на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать  условия для самостоятельного определения  детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

 

Спецификой  взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить”  ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

 

Планирование  проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен  проект?”, "Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом проектной деятельности?”, "В какой форме будет презентован продукт?”,

 

Работа над  проектом, включающая составление обоснованного  плана действий, который формируется  и уточняется на протяжении всего  периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над  проектом

 

Технология  проектирования в ДОУ

 

План тематического  проекта

 

1. Тема и ее  происхождение__________________________

2. Смежные занятия  и понятия, которые можно изучать  в ходе реализации проекта____________

3. Необходимые  материалы ___________________________________________________________

4. Вопросы к  детям по предлагаемому проекту

 Что мы  знаем? ____________________________________________________________________

 Что мы  хотим узнать? _________________________________________________________________

 Как нам  найти ответы на наши вопросы? _________________________________________________

5. Оценка. Что  нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя) ___________________________

6. Предложения  по расширению и совершенствованию  проекта ______________________________

Первый этап – "выбор темы”.

 

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

 

Задача воспитателя создать  в группе условия для осуществления  детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

 

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

 

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

 

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

 

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

 

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Воспитатель – организатор  детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

 Мотивация усиливается  благодаря творческому характеру  детской деятельности, ребенок знакомится  с различными точками зрения, имеет возможность высказать  и обосновать свое мнение.

Информация о работе Проектная деятельность в детском саду