Проектная деятельность в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:21, статья

Описание работы

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Файлы: 1 файл

Проектная деятельность в детском саду.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 Технологии проектирования  необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

 Технология проектирования  ориентирована на совместную  деятельность участников образовательного  процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок  – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

 Одно из  достоинств технологии проектирования  в том, что каждому ребенку  обеспечивается признание важности  и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

 

Развитие у  детей проектных умений

 

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

 Основная  функция проектирования – наметить  программу, подобрать средства  дальнейших целевых действий.

 Реализация  технологии проектирования в  практике работы ДОУ начинается  с ориентации на актуальную  проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

 

Научить ребенка  проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

 Проектировочные  способности проявляются во взаимодействии  основных систем управления любой  социальной организацией.

 Основная  функция проектирования – наметить  программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

 Реализация  технологии проектирования в  практике ДОУ начинается с  ориентации на актуальную проблему  культурного саморазвития дошкольника,  знакомства с циклами проектирования.

 Процесс  проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.

 Условием  освоения каждого этапа является  коллективная мыслительная деятельность  воспитателей, что позволяет: 

ориентироваться на творческое развитие ребенка в  образовательном пространстве ДОУ;

усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

уметь без амбиций  подключаться к целям и задачам  детей;

объединять  усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

 

Коллективно проектировать  можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.

 Творческие  группы специалистов способны  разрабатывать системные и системно-транслируемые  проекты.

 

Критерии проектов

 

1. Актуальность  проекта, реальность предлагаемых  решений, практическая направленность  на развитие ребенка.

2. Объем и  полнота разработок, самостоятельность,  законченность.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем  решений.

4. Аргументированность  предлагаемых решений, подходов.

5. Надлежащее  оформление :соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

 

После защиты проекта  переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме  семинара.

 

Последовательность  работы педагога над проектом:

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес  детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с  детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия  основной части проекта),

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные  творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

организует  презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

 

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у  ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

 

 

 

Так как ведущим  видом деятельности дошкольника  является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые  и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

 

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки  о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

 

По продолжительности  они бывают краткосрочными (одно или  несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество  Пушкина» - на учебный год).

 

Основной целью  проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской  деятельности детей.

 

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого  воображения;

развитие творческого  мышления;

развитие коммуникативных  навыков.

 

Задачи исследовательской  деятельности специфичны для каждого  возраста.

 

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей  в проблемную игровую ситуацию (ведущая  роль педагога);

активизация желания  искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование  начальных предпосылок поисковой  деятельности (практические опыты).

 

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование  предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения  проблемы с помощью взрослого, а  затем и самостоятельно;

формирование  умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания  пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в  процессе совместной исследовательской  деятельности.Этапы

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в  игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует  задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание  в игровую ситуацию.

3. Принятие  задачи.

4. Дополнение  задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает  спланировать деятельность

6. Организует  деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение  амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет  и контролирует осуществление  проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

 

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать  творческие способности и коммуникативные  навыки, что позволяет ему успешно  адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Внедрение в  практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими  кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

 

Консультации  по темам:

«Вариативность  использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

«Проектный  метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

«Виды проектов и использование их в разновозрастных  группах»;

 

Семинары-практикумы:

«Выявление  познавательных интересов у детей  дошкольного возраста»;

«Разработка перспективного тематического планирования по включению  дополнительного образования в  воспитательно-образовательный процесс»;

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном  процессе»;

«Разработка групповых  проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;

«Обобщение  материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

 

Примерные проекты  в ДОУ в работе с кадрами:

«Перспективы  развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

«Воспитание здорового  ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической  и педагогической служб);

«Мастер-класс. Перспективы совершенствования  педагогического мастерства» (в  проекте участвуют все педагоги);

«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);

«Перспективы  экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного  образования);

«Питание и  здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

проблемные  проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

дизайн-проект по совершенствованию развивающей  среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

социальные  проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные  даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

 

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

 

Младший дошкольный возраст

 

Задачи обучения:

пробуждать  интерес к предлагаемой деятельности;

приобщать детей  к процессу познания;

формировать различные  представления;

привлекать  детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

побуждать детей  к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

 

Совершенствование психических процессов:

формирование  эмоциональной заинтересованности;

знакомство  с предметами и действиями с ними;

развитие мышления и воображения;

речевое развитие.

 

Формирование  проектно-исследовательских умений и навыков:

осознание поставленной цели;

овладение различными способами решения поставленных задач;

способность предвосхитить  результат, основываясь на своём  прошлом опыте;

поиск различных  средств достижения цели.

 

Линии развития личности.

 

Физическое  развитие:

стимулирование  естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

формирование  осознанных представлений о необходимости  заботится о своём здоровье (ролево-игровой  проект «Азбука здоровья»);

 

социальное  развитие:

формирование  способов общения (вернисаж «Я и моя  семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

 

познавательное  развитие:

обогащение  и расширение представлений об окружающем мире;

расширение  и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

сознательное  применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

 

эстетическое  развитие:

развитие эмоционально-ценностного  отношения к произведениям искусства и художественным образам;

овладение художественной деятельностью (комплексные проекты  «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые  проекты «Любимые игрушки»).

 

Старший дошкольный возраст.

 

Задачи обучения:

развивать поисковую  деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные  способы ориентации – экспериментирование  и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность  к прогнозированию будущих изменений.

Информация о работе Проектная деятельность в детском саду