Проектная деятельность в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучение проектной технологии в педагогике.
Объект исследования – проектная технология в педагогике.
Задачи исследования:
- изучить сущность педагогического проектирования, основные понятия, объекты, формы, типы проектов;
- рассмотреть разные подходы к педагогическому проектированию;
- анализировать виды педагогического проектирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 5
2. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 7
3. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 9
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 10
5. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 13
5.1. Учебные проекты 13
5.2. Досуговые проекты 14
5.3. Проекты в системе профессиональной подготовки 15
5.4. Социально-педагогические проекты 16
5.5. Проекты личностного становления 17
5.6. Сетевые проекты 18
5.7. Международные проекты 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

Реферат - проектная деят-ть в педагогике.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ  ТЕХНОЛОГИИ     5

2. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ  ТЕХНОЛОГИИ     7

3. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ   9

4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ           10

5. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ПРОЕКТОВ            13

5.1. Учебные проекты 13

5.2. Досуговые проекты 14

5.3. Проекты в системе профессиональной подготовки 15

5.4. Социально-педагогические проекты 16

5.5. Проекты личностного становления 17

5.6. Сетевые проекты 18

5.7. Международные проекты 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с происходящими изменениями в мире и современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными затратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств  современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность  мышления, поиск нового, желание  и умение приобретать знания самостоятельно. Таким образом, на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, ориентировалась бы на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Как отмечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. При этом акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся  к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что  особенно важно в связи с интенсивным  ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:

- обязательное планирование  самостоятельных занятий;

- серьезная работа над  учебным материалом;

- систематичность самих  занятий;

- самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при  соблюдении которых самостоятельная  работа может быть более плодотворной и эффективной:

- наличие у учащегося положительной мотивации;

- четкая постановка задач и пояснение способа их выполнения;

- определение преподавателем форм отчетности, объема работы;

- определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

- осознание учащимся полученного нового знания.

Задачей педагога является определение нужного направления творческому мышлению учащемуся, стимулировать творческий поиск, дать толчок к анализу, поиску новых путей решения проблем. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее  внимание привлекает метод проектов.

Цель данной контрольной  работы – изучение проектной технологии в педагогике.

Объект исследования –  проектная технология в педагогике.

Задачи исследования:

- изучить сущность педагогического проектирования, основные понятия, объекты, формы, типы проектов;

- рассмотреть разные подходы к педагогическому проектированию;

- анализировать виды педагогического проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

 

Личностная ориентация педагогического  процесса невозможна без изменения  образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:

- формированию значимых для него способов учебной работы;

- овладению умениями самообразования.

Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития.

Джон Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагал рассматривать его в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.

Организованный учебный процесс превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я».

Такая форма организации  обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:

- участники проекта подхватывают  проектную инициативу от кого-либо  из жизни;

- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

- участники проекта организуют  себя на дело;

- участники проекта информируют  друг друга о ходе работы;

- участники проекта вступают  в дискуссии.

Все это говорит о том, что под проектным методом  имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.

Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать  условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление. [5]

 

2. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

 

Педагогический проект начинается с проблемы выявленной педагогом  или возникшей у детей (спровоцированной педагогом). План разрешения данной проблемы создает сам педагог, а при использовании методики организации проектной деятельности в работе с обучающимися проблема возникает у них, составляется план под руководством педагога, ищутся пути решения проблемы.

 Педагогическое проектирование  как вид педагогической деятельности  помогает оптимизировать деятельность  педагога – это проектная деятельность  педагога совместно с детьми, а детское проектирование это  вид детской проектной деятельности, которую направляет педагог. 

 Определим условия, в которых может возникнуть необходимость в использовании педагогического проекта. Это может произойти в проблемных ситуациях, где:

а) есть возможность нескольких путей ее решения;

б) необходима существенная перестройка старой деятельности для ее разрешения;

в) важна совместная работа нескольких специалистов и родителей для решения проблемы;

г) важно личное отношение людей к предполагаемым результатам.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную  концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных  целей.

Системность означает, что  педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью  коррекции результатов.

Эффективность, указывает  на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Перечисленные критерии технологичности  определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

1. концептуальная основа  – это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент;

2. содержательный компонент обучения;

Содержательную часть  технологии составляют цели - общие  и конкретные, а также содержание учебного материала.

3. процессуальная часть – технологический процесс.

Процессуальная часть  представлена системной совокупностью  следующих элементов:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности учащихся;

- методы и формы работы преподавателя;

- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса. [3], [4]

 

3. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту  ни была бы посвящена, совершается как  ряд последовательно следующих  друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей  идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап – моделирование;

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

II этап – проектирование;

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.

III этап – конструирование.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

 

 Следующая ступень  проектирования – создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования – это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача. [2]

Информация о работе Проектная деятельность в педагогике