Проектная деятельность в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучение проектной технологии в педагогике.
Объект исследования – проектная технология в педагогике.
Задачи исследования:
- изучить сущность педагогического проектирования, основные понятия, объекты, формы, типы проектов;
- рассмотреть разные подходы к педагогическому проектированию;
- анализировать виды педагогического проектирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 5
2. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 7
3. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 9
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ 10
5. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 13
5.1. Учебные проекты 13
5.2. Досуговые проекты 14
5.3. Проекты в системе профессиональной подготовки 15
5.4. Социально-педагогические проекты 16
5.5. Проекты личностного становления 17
5.6. Сетевые проекты 18
5.7. Международные проекты 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

Реферат - проектная деят-ть в педагогике.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

 

4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Все современные направления  обучения могут быть рассмотрены  с позиции некоторых общих  положений:

1) По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия  обучающего и обучаемого могут  быть выделены формы контактного  и дистанционного обучения, где  к первой группе относятся  все традиционно разрабатываемые  направления обучения, ко второй  – только что создаваемое в настоящее время обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических (лазерных) средств.

2) По основанию принципа  сознательности (интуитивизма) выделяется  обучение, соотносимое с интуитивным  освоением опыта (сюда относится  возникшее в середине 1960-х гг. суггестопедическое направление Г. К. Лозанова) и сознательным.

При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, значимым считается ответ на вопрос, что является объектом осознания  учащимися в процессе обучения. Если осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, «сообщающего, догматического», по Н.Ф. Талызиной, обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер).

3) По основанию наличия  управления образовательным процессом  обучение может быть разделено  на не основывающееся на нем  (например, традиционное обучение) и  рассматривающее управление в  качестве основного механизма  усвоения (теория поэтапного формирования  умственных действий, программированное,  алгоритмизированное обучение).

4) По основанию взаимосвязи  образования и культуры могут  быть разграничены обучение, основой  которого является проекция образа  культуры в образование и формирование  проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

5) По основанию связи  обучения с будущей деятельностью может быть выделено «знаково-контекстное», или контекстное, обучение (А.А. Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа.

6) По способу организации  обучения выделяются активные  формы и методы обучения и  традиционное (информационное, сообщающее) обучение.

В соответствии с названными выше основаниями традиционное обучение может быть определено как контактное (может быть дистантным), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения – знания), целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной). Определение Н. Ф. Талызиной традиционного обучения как информационно-сообщающего, догматического, пассивного отражает все названные выше характеристики. При этом необходимо подчеркнуть, что это констатирующее, а не оценочное определение по типу «хорошо» - «плохо», ибо традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых обусловлена множеством факторов, в частности индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. Как показано в исследованиях М. К. Кабардова, люди, характеризующиеся аналитическим типом интеллектуальной деятельности, - «мыслители», способнее, например, в традиционных формах обучения иностранному языку, чем в активных, игровых. [1]

В образовании наряду с  традиционным обучением по названным  выше основаниям сформировались и другие направления: проблемное обучение, программированное  обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л.Н. Ланда), развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А.А. Вербицкий), проектное обучение. В настоящее время, как подчеркивает В. Оконь, обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям как обучающихся, так и самого педагога, преимущества того или иного направления обучения. [5]

 

 

 

 

 

5. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ПРОЕКТОВ

 

5.1. Учебные проекты

 

Учебный (ученический) проект – организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Цели использования  учебного проектирования:

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использовании знаний на практике;

- развивать исследовательские умения;

- развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли  сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Этапы разработки учебного проекта:

1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).

2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов  деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум и т.д.).

3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных,  получение  нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации).

4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).

6. Заключительный  (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

В учебном проекте затрагиваются  элементы  нескольких видов деятельности: познавательной, коммуникативной, просветительской, преобразовательной, ценностно-ориентационной.

 

5.2. Досуговые проекты

 

Педагогическое проектирование может входить составной частью в систему работы любого специалиста  сферы образования, в том числе  работающего в сфере досуга. В  самом общем виде оно включает предварительную разработку основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, которая  может быть встроена в более широкую  систему подготовки к организации  отдыха, но может стать вполне самостоятельным  процессом. В результате рождаются  разные виды проектов. Один из таких  видов получил название «каникулярный».

Под каникулярным проектом подразумевается определенный документ, в котором описывается с разной степенью точности и в разных масштабах  процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся  и функционирующих в каникулярное время.

 

 

 

 

5.3. Проекты в системе  профессиональной подготовки

 

Проектирование – обязательная часть профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты. В опыте вузовского обучения проектная деятельность используется в разных направлениях. С одной стороны, традиционно (особенно в технических вузах) дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание курсового или дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта. С другой – проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения задач гуманитаризации образования.

Целью технического проектирования на этапе профессионального обучения может быть не только создание нового объекта (инновационного продукта), но и придание ему нового, более высокого качества или изменение условий  его существования. Требования к  проектированию обычно задаются заказчиком. Процесс проектирования в инженерии, строительстве и архитектуре, как  правило, требует:

- предварительных изысканий в данной области деятельности, науки или практики;

- составления задания на проектирование;

- создания эскизного (ориентировочного) проекта;

- создания проектно-сметной и технической документации;

- организации и обеспечения самого процесса проектирования.

 

 

 

 

5.4. Социально-педагогические  проекты

 

Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность  преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и  предвидения, ориентированного на изменение  окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения  участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически  организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в  социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта  формируют отношения социального  партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в  проектной деятельности различных  общественных и государственных  сил, людей разных возрастов и  социального статуса.

Педагогический потенциал  такого вида проектов направлен на социализацию его участников, их адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, может носить более широкий характер.

Социально-педагогические проекты  способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание.

 

5.5. Проекты личностного  становления

 

Естественно-научные знания о человеке, с какой бы точки зрения они ни вводились и сколь бы сложными и синтетическими ни были, не могут заменить педагогических проектов человека.

Поэтому наряду с исследованием  живущих сейчас или живших в прошлом  людей остается специальная деятельность педагогического проектирования «человека». Многочисленные исторические примеры  создания «новой породы людей» в учебных  заведениях нового типа (навигацкие школы Петра I, Академия М. В. Ломоносова, Смольный университет, Царскосельский лицей) представляли разновидность педагогического проектирования, предшествуя осознанному развитию данного вида активности. В этом случае педагогами обеспечивалась направленность проектировочных усилий на внутренний мир личности, на получение социумом требуемых характеристик и свойств человека.

Механизмы проектирования оказались  продуктивными и в сфере воспитания. Феномен коллективного воспитания, развивавшийся в российской педагогике в 20-30-е гг. XX в. параллельно с идеями проектирования, фактически явился переносом этих идей на целенаправленное преобразование личности в контексте коллектива. Метод перспективных линий с выстраиванием ближней, средней и дальней перспектив вполне можно расценивать в качестве одной из форм проектирования развития коллектива как совокупного субъекта. Этапы его последовательного развития соотносятся с качественной динамикой системы педагогических требований и функционально-ролевых межличностных отношений.

К разряду проектной деятельности, направленной на личностное становление, относится акмеологическое проектирование, или самопроектирование профессионального (жизненного) пути личности (биографическое проектирование). Этот вид проектирования порожден в образовательной практике последней трети XX в. новым пониманием функциональных систем человека, сопряженным с идеями акмеологии как науки о достижении профессионально-личностных жизненных вершин (Б.Г. Ананьев, Ю.А. Гагин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова).

Информация о работе Проектная деятельность в педагогике