Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа
Цель исследования – выяснить, как применение проектной технологии способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, влияет на развитие общих и профессиональных компетенций.
1.Введение
2.Основная часть.
2.1 Историко-теоретическая часть.
2.2. Опытно - экспериментальная часть
3.Заключение.
4.Список литературы.
Приложения
Департамент образования Ивановской области
Областное государственное
бюджетное образовательное
Среднего профессионального образования
«Ивановский торгово – экономический колледж»
Исследовательская работа по теме:
Проектный метод в личностно-
Разработала:
Зарипова Н.А.
Преподаватель первой
квалификационной
категории.
Иваново 2012г.
Оглавление
1.Введение
2.Основная часть.
2.1 Историко-теоретическая часть.
2.2. Опытно - экспериментальная часть
3.Заключение.
4.Список литературы.
Приложения
Введение
Подготовка профессиональных квалифицированных кадров в современных изменяющихся социально-экономических условиях становится государственной задачей. В Федеральной целевой программе развития образования выделен ряд задач, главной из которых является подготовка квалифицированного, компетентного работника, который свободно владеет профессией и может ориентироваться в сложных областях деятельности. В систему профессионального образования вносятся существенные изменения, вводятся ФГОСы нового поколения для системы профессионального образования, основанных на компетентностном подходе к подготовке будущих специалистов. Компетентность рассматривается как результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. [1]
Профессиональное образование - самоценный принципиально новый этап в жизни подростка: начинается систематическое обучение профессии в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. [3]
На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – развития личности подростка на основе развития компетенций. Решение данной проблемы и определило тему исследования: «Применение метода проектов на занятиях как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов».
Цель исследования – выяснить, как применение проектной технологии способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, влияет на развитие общих и профессиональных компетенций.
Объект исследования – группы студентов 3, 4 курсов, обучающиеся по специальности «Технология продукции общественного питания».
Предмет исследования – развитие профессиональных компетенций студентов колледжа.
Гипотеза исследования – уровень развития профессиональных компетенций студентов колледжа будет соответствовать современным требованиям к уровню ФГОС, если:
- будут развиваться наиболее важные с точки зрения ФГОС компетенции: общие и профессиональные.
- будет реализовываться деятельностный подход при использовании проектных методов обучения.
Основная часть.
Раздел 2.1. Историко-теоретическая часть
Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В. Давыдова, П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова, П.М Эрдниева, И.С.Якиманской. Ориентация на условия обобщенных знаний, умений и способов деятельности была ведущей в их работах. Ученые, разрабатывающие компетентностный подход сегодня (В.И.Байденко, Г.Э.Белицкая, В.П.Зинченко, В.В.Сериков, Ю.В.Фролов), пришли к выводу, что понятия «компетенция», «компетентность» значительно шире понятия «знания, умения, навыки», так как включают направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и смыслы). Способность мобилизовать знания, умения и опыт в конкретной, социально-профессиональной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности. Одной из технологий, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и способствующих формированию личности, является проектная деятельность. [4,6,12]
Метод проектов – как совокупность приёмов, действий студентов в их последовательности для достижения поставленной задачи, дает такие преимущества:
- возможность активизировать самостоятельную внеурочную деятельность обучающихся;
- учащиеся видят перед
собой конечный результат
- позволяет выявить творческий потенциал студента, развить творческие возможности и способности;
-позволяет научить решать новые, нетиповые задачи, выявлять деловые качества;
- позволяет научить студентов самостоятельному критическому мышлению;
- учит формировать и группировать факты, делая обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в
команде, выполняя разные роли.
Основные требования к проекту – наличие проблемы, которую нужно решить, и продукта, который должен получиться в результате решения этой проблемы.
Каким бы ни было содержание проекта, он всегда исследовательский, т.к. требует проявления исследовательских умений и навыков, сформированности проектных умений:
Преподавателем системно используется классический подход к построению занятий через проектный метод.
Основная часть
Раздел 2.2. Опытно-экспериментальная часть.
В своей работе преподаватель, в течении последних 7 лет применяет методы проектного обучения. В основе работы заложен принцип от простого к сложному. Виды используемой проектной деятельности разнообразны:
- практико-ориентированный проект. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, колледжа, города или в рамках учебного предмета: учебное пособие для кабинета, сценарий мероприятия; мастер-класс по приготовлению блюда, сервировке тематического стола; подготовка учебного фильма.
- исследовательский проект.
Проблема исследования
- информационный проект. Сбор информации об объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для обсуждения широкой аудитории. Продукт – газета, сайт, форум, сборник;
- ролевой проект. Ролевая
или деловая игра, где её участники
исполняют определённые роли (роли
менеджера, работника,
- творческий проект. Свободный
и нетрадиционный выбор
. Выстраивается работа по формированию умений работы с учебным материалом, литературой, нормативными документами, через разработанные алгоритмы, памятки, схемы, что служит основой ориентационной деятельности. (Приложение 1)
Рассмотрим методику применения исследовательского проекта. Вначале студенты работают по подготовке и написанию рефератов, докладов, творческих работ на различные темы, причем тема обсуждается, выбирается совместно, учитывая интересы студентов. При желании дается возможность работать в паре, микро-группе, что позволяет развивать коммуникативные компетенции. Поскольку реферат, доклад – это одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников, поэтому он, в отличие от конспекта является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
При выполнении исследовательской работы студентами применяется проектный подход:
1.Анализируется проблема;
2.Вычленяет её суть;
3.Переформулируется проблема в задачу собственной деятельности;
4.Планируются шаги по решению этой задачи, задаются критерии оценки работы (Приложение 2); преподаватель особое внимание уделяет разработке критериев оценки, что способствует развитию самоанализа.
5.Осуществляется деятельность;
6.Оценивается результат с точки зрения поставленной цели.
Защита проекта проходит на повторительно- обобщающем уроке.
Деятельность студентов корректируется, дозировано направляется. Работы заслушиваются, обсуждаются на занятии. За прошлый год выполнено около 20 работ. Рассмотрены темы: «Обработка и приготовление полуфабрикатов из дичи», «Новые виды используемого сырья», «История супов», «Кухня Пушкинской Эпохи», «Применение сахарной мастики» и многие другие. Очень удачно удается использовать проектную деятельность при изучении национальных кухонь. При разработке, оформлении и презентации проектов применяются современные коммуникативные технологии. Работы содержат красочно оформленный презентационный материал и активно используются при проведении занятий. В качестве исследовательских проектов наиболее успешные студенты представляют на научно-практическую конференцию серьезные исследования по ключевым проблемам кулинарной науки и практики. Так студентом 4 курса был подготовлен проект на тему: «Детское питание». На эту работу была получена положительная рецензия кафедры нормальной физиологии ГОУ ВПО «Ивановской медицинской академии». А исследовательская работа студентов по проблеме «Организация школьного питания» отмечена на межрегиональной научной студенческой конференции в г. Ярославле 2010г.
Выполнение курсовых проектов по дисциплине «Организация производства на предприятии общественного питания» стоит в учебном плане на 3 курсе. Преподавателем разработано «Методическое пособие по курсовому проектированию», которое содержит четкий алгоритм выполнения всех необходимых расчетов, с примерами, необходимыми таблицами (Приложение 3). В процессе подготовки работы проводятся плановые консультации, оказывается помощь в подборе необходимой литературы, подготовке технологической документации. Студентам необходимо подготовить «Технологический проект организации работы предприятия общественного питания» - различных типов на разное количество посадочных мест. Работа выполняется по заранее составленному плану, четко оговаривается срок выполнения работы, критерии оценки, порядок защиты. Творческая составляющая сохраняется при разработке концепции предприятия общественного питания. В процессе подготовки и выполнения данного проекта происходит развитие следующих компетенций:
Успешно справившись с работой над таким проектом, студент приобретает компетенции, которые в дальнейшем позволят, при необходимости создать свой бизнес-проект и организовать работу предприятия общественного питания.
Логическим продолжением работы является традиционный для 4 курса урок - ролевой проект по дисциплине «Моделирование профессиональной деятельности» на тему: «Открытие нового предприятия общественного питания». Концепцию будущего ПОП студенты выбирают по желанию, она оговаривается заранее. Чаще это различные национальные кухни. Подготовка к такому уроку начинается заранее. На 1 этапе подготовки группа делится на 3 рабочих отдела: «Юридический», «Технологического проектирования» и «Отдел производства и сервиса» по принципу (сильный - слабый). Каждый из перечисленных отделов работает над решением своей проблемы в рамках общего проекта. Выдан пакет материалов (список литературы, алгоритм действий). В каждом отделе выбирается лидер из более сильных студентов, который осуществляет взаимосвязь внутри группы, координирует общую работу над своим мини-проектом, для общего результата.
2 этап – изучение ситуации, инструкций, установок, других материалов. Изучается информация. При необходимости консультируются с преподавателем, социальными партнерами на местах практики. 3- этап – непосредственно урок - студенты презентуют проекты
4 этап – это этап анализа,
обсуждения и оценки
Такой серьезный проект
Студенты 3-4 курсов уже должны уметь адаптировать свои знания, умения в практической ситуации, суметь их применить в изменившихся условиях. Поэтому используются активные методы обучения, интегрированные уроки, проектные уроки. Работа над проектами удобна для преподавателя тем, что на уроке ввиду нехватки времени трудно индивидуально подобрать содержание для каждого, а здесь при консультировании с каждым студентом работа ведется с учетом его особенностей восприятия, сразу виден его уровень подготовки и есть возможность провести необходимую «коррекционную» работу.