Проектный метод в личностно-ориентированном образовании как средство развития профессиональных возможностей студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить, как применение проектной технологии способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, влияет на развитие общих и профессиональных компетенций.

Содержание работы

1.Введение
2.Основная часть.
2.1 Историко-теоретическая часть.
2.2. Опытно - экспериментальная часть
3.Заключение.
4.Список литературы.
Приложения

Файлы: 1 файл

-methodic-teaching_workshops-project_metod.docx

— 60.98 Кб (Скачать файл)

             Остановимся на проекте «Производственный заказ» Данный проект позволил создать производственную ситуацию по составлению технико-технологической документации. По заказу нашего социального партнера ресторана «Шереметьев-парк-отель» необходимо было разработать ассортимент блюд, составить на них всю необходимую документацию.  Выполняли работу студенты 4 курса. Результаты: в установленный срок подготовлен пакет технологической документации на 15 наименований блюд. Все они в октябре 2011 года приняты в разработку администрацией ресторана, внедрены в производство с внешним аудитом социального партнера. (Приложение 4). Студенты, работавшие над этим проектом готовы успешно применить свои умения в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа по проектированию позволяет развить потребность к самообучению и самоусовершенствованию, влияет на развитие компетенций и на качество образования. Проектная форма работы позволяет нам плавно войти в стандарты нового поколения, где в основе лежит компетентностный подход.  

              Метод проектной работы также эффективен во внеклассной работе. Начиная с 2006года, студенты нашего технологического отделения принимают участие в творческом проекте: «Межрегиональный кулинарный салон» между учебными заведениями области и региона.   При подготовке к участию в кулинарном салоне работает команда из студентов всех курсов, ведется исследовательская, поисковая работа по подбору материала, приготовлению блюд, их презентации, оформлению и защите тематических столов. (Приложение 5) Хороший результат, даже в начале, вселяет веру в свои силы, способствует мотивации. А гордиться есть чем: в 2006 году приняли участие в кулинарном салоне, который проводился не между учебными заведениями, а между предприятиями общественного питания региона и заняли 2 место в номинации «Кулинарное искусство». В 2007, 2008, 2009гг. студенты колледжа были победителями на областных кулинарных фестивалях между учебными заведениями, причем во всех номинациях. В 2010, 2011гг проводили мастер-классы по приготовлению и оформлению блюд для участников фестиваля «Кулинарного искусства». Высокий уровень подготовки мастер-классов отмечен грамотами и дипломами. (Приложение 6)

       В 2010г.,  «Центр молодежной политики Ивановской области» студентам нашей специальности доверил участие еще в одном значимом проекте:  представлять наш регион на « Девятых Молодежных Дельфийских играх России» в г.Москва.  Игры были посвящены «60летнему юбилею Победы в ВОВ». Членами кулинарного кружка проведено исследование, подготовлена творческая работа на тему «Питание солдат во время ВОВ». Проведена поисковая работа по изучению рецептур блюд того времени. Разработаны технико-технологические карты на блюда, продумана сервировка тематического стола, отрабатывались практические умения по приготовлению блюд солдатского обеда. И заслуженным результатом хорошей подготовки стал Диплом победителя в номинации «Лучшие вкусовые качества блюда».  (Приложение 7)

Заключение

 При выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: «на что я способен, где применить свои знания», формируется профессиональное самоопределение. При выборе темы проекта учитываются индивидуальные особенности, задания подбираются по их реальным возможностям.  Работа по методу проектов – это достаточно серьёзный уровень сложности педагогической деятельности и требования к нему совершенно особые. Ведь проектная деятельность развивает мыслительные процессы, исследовательские способности, предоставляет возможность самостоятельного выбора средств и способов работы над проблемой. Это подтверждается результатами психологического тестирования сформированности мышления. (Приложение 8).

 Необходимо понимать, что с большим увлечением и отдачей выполняется учеником только та деятельность, которая выбрана им самим, поэтому приходится учитывать субъектный опыт студента.  При использовании метода проектов деятельность строится не только в русле учебного предмета, а носит надпредметный характер (т.е. формирует те самые метапредметные компетенции, о которых говорится в ФГОС), например:

  • Развитие умений организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - ОК 2
  • Развитие умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. – ОК 4[1]

Студент получает необходимый жизненный опыт, т.к. использует информацию и собственные знания при решении прикладных профессиональных задач.

Вывод: проектные методы обучения являются одними из самых  эффективных способов формирования общих и профессиональных компетенций выпускника, которые позволят ему более уверенно чувствовать себя на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 1.Министерство Образования и Науки Российской Федерации «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования по специальности 260807 технология продукции общественного питания» Приказ от 22.06.2010г. № 675

2.Болотов В.А., Сериков  В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2003, № 10.

3.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального  образования: компетентностный подход. – М.,2005г.

4.Румачик Н.А. «Метод  проектов как средство реализации  деятельностной технологии обучения  на основе компетентностного  подхода.» Журнал «Среднее профессиональное  образование» (приложение) №11, 2008г.

5.Токмянина А.И., Кучменко  Н.А. «Продуктивная учебная деятельность как основа самообразования студентов в области специальных компетенций.» Журнал «Среднее профессиональное образование» №10, 2008г.

6.Тиханова Т.А. «Проектная  деятельность студентов.» Журнал  «Специалист» №4, 2011г.

7.Суровцева Е.Ю.«Учебно-исследовательская работа.»Журнал «Специалист» №10, 2009г.

8.Беженарь В.Д. «Имитационное моделирование при обучении.» Журнал «Специалист» №1, 2007г.

9.Болдырева Л.В. «Система  научно-исследовательской работы  студентов.» Журнал «Специалист»  №10, 2011г.

10.Хоруженко Е.Ю. «Метод  проектов как средство формирования  информационной компетентности  у студентов колледжа.» Журнал  « Среднее профессиональное образование» №7, 2011г.

11.Андриянова И.А. «Развитие  творческих способностей студентов  – путь к повышению качества  образования.» Журнал «Среднее  профессиональное образование»  №9, 20011г.

12. Вербицкий А.А. «Компетентностный подход и теория контекстного обучения.» - М; ИЦ ПКПС – 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Дидактическое средство № 1. Принципы составления плана.

    1. Прогнозирование структуры создаваемого текста. (введения, основной части, заключения)
    2. Определение главной мысли каждой части.
    3. Установление круга важных вопросов в составе каждой части.
    4. Формулирование пунктов плана.

Виды планов:

  • Простой (состоит из основных пунктов)

Схема:

  1. ……………………
  2. ……………………... и т.д
  • Сложный (включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание)

Схема:

  1. ………………….
    1. …………..
    2. ………….. и т.д

Алгоритм построения плана:

  • Чтение текста целиком;
  • Деление текста на смысловые части;
  • Озаглавливание частей;
  • Воспроизведение текста по составленному плану.

 

 

 

Приложение 2.

Критерии оценки качества рефератов, исследовательских  работ:

1.Новизна, актуальность темы исследования:

  • Самостоятельность в постановке проблемы, в установлении новых связей (межпредметных,  внутрипредметных,  интергативных);
  • Самостоятельность оценок и суждений;
  • Стилевое единство текста;

2.Степень раскрытия сути  вопроса:

  • Соответствие плана теме исследования;
  • Соответствие содержание теме и плану реферата;
  • Полнота и глубина раскрытия основных понятий темы;
  • Обоснованность способов и методов работы с материалом;
  • Умения работать с исследованиями, критической литературой;
  • Умения систематизировать и структурировать материал;
  • Умения обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу;
  1. Обоснованность выбора источников:
  • Полнота использования работ по проблеме;
  • Привлечение работ наиболее известных исследований, новейших учебно-научных изданий, современных статистических данных.
  1. Соблюдение требований к оформлению:
  • Оценка грамотности и культуры изложения, владение терминологией;
  • Культура оформления и соблюдение требований к объему работы.

 

 

    Приложение 4

Методические  рекомендации по выполнению курсовых работ (фрагмент)

 содержат все необходимые  методики технологических расчетов, выполняемых при составлении  проектов различных типов предприятий  общественного питания. Предназначены  для студентов ОГБОУ СПО “Ивановского  торгово-экономического колледжа”   Требования к оформлению работы  изложены в соответствии с  последними редакциями государственных   стандартов.

       Курсовое  проектирование по специальным  дисциплинам является комплексной  самостоятельной работой студента, обобщающей, закрепляющей и углубляющей  знания, полученные при изучении  дисциплины «Организация производства  и обслуживания на предприятиях  общественного питания». Подготовка  и написание курсовой работы  включает ряд последовательных  этапов:

1. Выбор и получение  от руководителя рекомендаций  по методам       исследования  и источникам информации.

2. Изучение литературы  и ее анализ.

3. Разработка плана курсовой  работы.

4. Проведение технологических  расчетов.

5. Оформление курсовой  работы и рецензирование ее  руководителем.

6. Защита курсовой работы.

Работа над курсовой работой  начинается с выбора темы из утвержденного  перечня. Студент выбирает тему, исходя из своего уровня понимания, оценки ее теоретического и практического  значения, интереса. В соответствии с темой работа может быть выполнена  с практическим подтверждением (изготовление стендов, плакатов, макетов и т. д.).

Изучение информационных материалов дает возможность студентам  полнее раскрыть разделы курсовой работы. При работе с литературой необходимо полностью записать автора книги, ее название, место издания, название издательства, год выпуска.

 

Приложение 5 (продолжение)

Курсовая работа должна содержать 20—25 страниц машинописного, либо 20—25 страниц рукописного текста на одной стороне писчей бумаги формата А-4 с полями и представляется в сброшюрованном виде. Студент отвечает за грамотность и правильность оформления курсовой работы.

Размеры полей: левого — не менее 30 мм, правого — не менее 10 мм, верхнего — не менее 15 мм, нижнего — не менее 20 мм.

Заглавия разделов пишутся с красной строки с нового листа.

Страницы нумеруются последовательно в нарастающем порядке.

Все таблицы, приводимые в тексте, нумеруются арабскими цифрами на протяжении всего текста.

В установленные сроки  завершенная работа представляется научному руководителю на рецензирование. Руководитель определяет уровень и  качество ее выполнения.

Процедура защиты работы включает:

— сообщение студента по теме работы;

— вопросы к студенту;

— выступление руководителя о качестве выполнения работы;

— выставление оценки.

Оценка курсовой работы производится по результатам защиты с учетом качества выполнения и оформления работы.

Основными критериями оценки являются:

— степень развития темы;

— творческий подход и самостоятельность в анализе, расчетах, обобщенных выводах;

— правильность произведенных расчетов и выполнения схем, чертежей;

— практическая значимость выводов и рекомендаций, их обоснованность;

Информация о работе Проектный метод в личностно-ориентированном образовании как средство развития профессиональных возможностей студента