Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:24, реферат
А для чего же нужно реальное образование? Для того чтобы соответствовать известной максиме Вольтера, что "только человек образованный, человек просвещенный свободен"? Или потом, что, по Бэкону, - "знание - сила"? Или, возвращаясь на землю, потому, что человеческому обществу нужна хорошо выполненная сложная работа, требующая, в свою очередь, хорошо образованных работников? Хорошо образованные работники могут быть получены только с помощью системы настоящего высшего образования. Давать высшее образование, - значит, готовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этом работа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять как работодателя, так и работника.
Введение. 3
I. Умения и навыки студентов как основа профессионального мастерства специалиста. 4
1.1 Педагогические навыки. 4
1.2 Способы деятельности. 5
1.3 Умение учится. 6
1.4 Природные задатки и планирование учебной деятельности. 8
1.5 Формирование индивидуального стиля. 9
1.6 Проектирование образовательного процесса. 11
1.7 Методы раскрытия фундаментальных основ. 13
1.8 Планирование целей урока. 14
II. Роль психологических знаний в деятельности инженера. 16
2.1 Проблемы в системе образования. 16
2.2 Подготовка современного специалиста, образовательный процесс. 16
2.3 «Виртуальный университет». 17
2.4 Необходимые качества специалиста. 17
Заключение. 19
Список литературы. 20
Но к трудовой деятельности, отмечал
Л.С. Выготский, следует подходить
не с точки зрения ее приспособления
к наличным данным человека, а как
к деятельности, которая органически
вплетается в общую систему его
развивающегося поведения. В этой связи
перед психологией и
Как показывают исследования в этом
вопросе, в дидактике высшей школы
наметилось несколько направлений
в поисках путей
Другое направление –
Третий путь усматривается в
совершенствовании содержания учебных
дисциплин внутри самой системы
научных знаний о предмете – в
упорядочении накопленного знания с
тем, чтобы сделать его средством
развития интеллекта и способностей
личности, осуществить переработку
научного материала вузовских курсов
в направлении его
Однако ни экстенсификация, ни интенсификация
обучения к желаемым результатам
не приводят из-за лимита времени обучения
и информативной «емкости»
Как показывают исследования, до последнего
времени существующие формы и
методы организации процесса обучения
исходили из отдельного решения этих
проблем. Тенденция к фундаментализации
вела к расширению предметов учебных
дисциплин, к «размыванию» и ослаблению
их прикладного значения. Попытки
«профессионализировать»
Фундаментальные понятия в предметах
сделали содержанием
На отработку практических умений ставить цели уроков были направлены дополнительные усилия педагогов кафедры педагогики университета. Для этого, начиная со второго курса, рассматриваются психологические аспекты каждой из трех целей занятий в рамках дисциплины «Общая психология»; подробно проводится педагогический анализ проблемы определения воспитательной и развивающей целей с учетом двухстороннего характера деятельности педагога и обучаемого; на старших курсах студенты составляют реальные планы уроков и проводят по ним уроки в своих группах в виде деловой игры, практически отрабатывают педагогические умения и навыки. Темы уроков студенты выбирают заранее, составляют проект и план проведения урока, выбирая метод проведения в зависимости от природных задатков и развитых способностей, тем самым показывают свой стиль деятельности. Кто хорошо умеет чертить и рисовать – информацию, в основном, выдает графически, используя словесно-наглядный метод; студенты, умеющие хорошо составлять проблемные задания, урок проводят с элементами
проблемности и т.д.
Остальные студенты группы играют свои
роли: инспекторов, учеников, нарушающих
дисциплину, отстающих в учебе; учеников,
задающих каверзные вопросы. Студенты,
которые проводят уроки, заранее
консультируются с
Студенты- обучаемые тоже входят в роль, и нередко преподавателю методики приходится вступать примиряющим посредником между «учащимися» и «преподавателем». Бывают ли неудачно проведенные уроки? Да, бывают. Причины этих неудач, как показывает практика, следующие:
1) плохая подготовка
2) отсутствие навыков
3) стеснительность и неумение выступать перед аудиторией;
4) выбор метода обучения не по способностям;
5) плохое знание материала
Когда занятие ведет студент
старшего курса, то нет давления авторитета,
зато у студентов 2-го курса появляется
желание проверить знания самого
«преподавателя», задать ему «каверзный»
вопрос. Это помогает обеим сторонам:
студентам старших курсов – глубоко
изучить преподаваемый
В существующей
системе образования в
Уравниловка
в оплате труда оказывало разрушительное
воздействие не только на экономику,
но и на мораль и на поступки людей.
Человек лишался
Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества.
Поскольку
современный специалист должен быть
подготовлен так, чтобы всегда быть
готовым идти нога в ногу с прогрессом
науки и технологии, его образование
должно воспитывать в нем способность
как к интеллектуальному
Развивая информационные технологии, мир, по крайней мере, мир обработки и передачи знания уходит от идеи кампус - центрированного университета. К сожалению, все большую притягательность приобретает идея виртуального университета. Но надо понять, что образование не может быть реальным в виртуальном мире виртуальных реальностей.
Когда работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не могут быть по заказу или приказу вложены в человека. Они должны быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности. Но этого мало. Для успешности работы и удовлетворенности работодателя и работника молодые люди, приступая к работе, должны иметь полную информацию обо всех, в том числе новейших достижениях в своей области и обладать достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальных наук, умея все это применить к делу. Такая постановка вопроса традиционна для академической общественности.
Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям. Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями. Здесь встает закономерный вопрос: а зачем тому же инженеру фундаментальное знание? Разве не достаточно конкретного, рецептурного знания, знания - умения делать вещи, исходя из практики дела? Особенно, если в процессе образования изучить тщательно и концентрированно, даже обобщенно всю предыдущую практику, до сути дела относящуюся. Хочется надеяться, что ответ на этот вопрос представляется самоочевидным.
Путь постепенного приобретения фундаментальной наукой прикладного качества долог и тернист. Общество, живущее сиюминутными интересами, не склонно поддерживать именно фундаментальную компоненту образования. Оно, общество, со скрипом готово обсуждать вопрос о кадровом обеспечении научно-технического прогресса, о кадровом сопровождении разворота работ по созданию технологической базы этого прогресса, но оно и слышать не хочет об опережающем сопровождении, о работе на перспективу, что возможно только на основе фундаментальной науки.
Фундаментальная наука внутренне способна к кадровому самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки не была подавлена, необходимы как институты элитарного фундаментального образования, подобные Каз НТУ, так и соответствующий уровень математической естественнонаучной и гуманитарной фундаментальности во всей широкой сети высших учебных заведений страны.
Информация о работе Профессиональная деятельность инженера и педагогические знания