Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников…………………………………………………………………6
1.1 История становления профориентации…………………………………..6
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии……..9
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………………………………..13
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников…………………………20
2.1 Организация исследования…………………………………….…………20
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………….…28
Приложения……………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.47 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

 

 

 

Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов

Курсовая работа по дисциплине:

Педагогика

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы П-31

 

Специальность: 050700.62 Педагогика

Специализация: Воспитательная работа

Форма обучения очная

Научный руководитель

к.п.н., доцент Малахова Наталья Николаевна

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

«___» ________ 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Новосибирск 2009

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников…………………………………………………………………6

    1. История становления профориентации…………………………………..6
    2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии……..9
    3. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………………………………..13

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников…………………………20

2.1 Организация  исследования…………………………………….…………20

2.2 Анализ  и интерпретация полученных результатов……………………..21

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………….…28

Приложения……………………………………………………………………...30

 

 

Введение:

 

За последние  несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально-экономические  изменения, которые привели к  тому, что профессиональное самоопределение  старшеклассников происходит в дpугих условиях, чем pаньше. Исчезла система pаспpеделения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большее внимание выбоpу пpофессии и своему пpофессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планиpования каpьеpы, и этот пpоцесс может начаться еще за школьной скамьей. Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Большое внимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, глубокое исследование профессионального  самоопределения личности отвечает насущным потребностям народного хозяйства. Это связано с тем, что незавершенность  профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени - во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб нашей экономике.

Во-вторых, проблема профессионального самоопределения - это ключевая проблема профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса [15]. Здесь изучение профессионального самоопределения выступает как существенная составная часть общего цикла теоретико-экспериментальных исследований по построению научной теории профессионального становления личности. Углубление понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработка системы критериев и показателей его успешности являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации, и в ходе профессионального обучения).

Подготовка  к выбору профессии важна еще  и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует  рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного  процесса. Таким образом, можно сделать  вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.

Зарубежная  наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

Цель  курсовой работы: выявить специфику содержания и форм организации профориентации учащихся 9-11 классов.

Объектом  является профессиональная ориентация старшеклассников.

Предмет курсовой работы: содержание профессиональной ориентации учащихся 9 – 11 классов.

Гипотеза  исследования: работа по профессиональной ориентации будет эффективной, если учитель в своей работе будет использовать разнообразные формы её целенаправленной организации.

Задачи  курсовой работы:

1. Изучить  теоретические основы по проблеме профессиональной ориентации старшеклассников.

2.   Проанализировать особенности организации профориентации в общеобразовательной школе.

3. В рамках практического исследования выявить содержание профессиональной ориентации учащихся 9 – 11 классов.

 

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации старшеклассников

 

    1. История становления профориентации

 

Начало  профориентации нередко относят  к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии [2].

История появления некоторых элементов  оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится  в основном к диагностике знаний, умений инавыков. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов [12].

Другие  примеры дает древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.

Данных, подобных приведенным выше, имеется  много, и все они указывают  на довольно ранний период возникновения  элементов того, что сейчас принято  называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно [2].

Однако  если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные можно рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного сознания под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.

Именно  в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей  силы, ее обучении и распределении  на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей [5].

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис  Гальтон.

В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового  пути. Деятельность этого бюро и  принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В своей  работе бюро руководствовалось следующими положениями:

1. по  значимости выбор профессии можно  приравнять к супружескому выбору;

2. профессию  лучше выбирать, чем надеяться  на удачный случай;

3. никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;

4. молодежь  должна ознакомиться с большим  числом профессий, а не браться  сразу же за “удобную” или  случайно подвернувшуюся работу;

5. выбор  профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант  изучит особенности личности  выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий [12].

Первая  мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек—техника”. Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством - для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий [7].

Как видно  из истории, сама жизнь привела к  появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания.

 

    1. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии

 

Подготовка  учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

К концу  девятого класса выпускник должен сделать  определенный выбор. Существует два  способа выбора. Первый способ - "проб и ошибок". Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное  заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром  профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор [1].

Учащиеся  выпускного класса основной школы часто  испытывают серьезные затруднения  в выборе профиля обучения в старшей  школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных  факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки  считают, что располагают достаточным  количеством информации о той  или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения [3].

Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов