Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников…………………………………………………………………6
1.1 История становления профориентации…………………………………..6
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии……..9
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………………………………..13
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников…………………………20
2.1 Организация исследования…………………………………….…………20
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………….…28
Приложения……………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Согласно  полученным данным, 93% учащихся через профильное обучение готовятся к будущей профессии, что составило 70 человек; 33% учащихся посещают факультативы, что составило 25 человек; 94% учащихся (71 человек) знакомятся с учебными заведениями, правилами их приема.

Таким образом, инициативу и самостоятельность  в подготовке к будущей профессии  проявляет большая часть учащихся.

Таким образом, деятельность классных руководителей является не самой главной, но достаточно эффективной, т. к. больше половины учащихся определились с выбором профессии, также мы можем наблюдать, что больше информации о профессиях ребята узнают посредством СМИ и бесед с родителями, но школа не сильно отстает в этом. Очень мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей.

Формирование  готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача  школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность  за свои поступки. К сожалению, не всегда эти задачи школа выполняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Социальная  роль школы как ведущего учебно-воспитательного  учреждения по формированию всесторонне  развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает  ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать их склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенка. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

Поставленная  в работе цель: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников – достигнута.

В теоретической  части исследования изучены теоретические  аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности  данного возраста, содержание, формы  и методы профориентационной работы.

Эмпирическая  часть показала, что, несмотря на то, что в школах ведется разнообразная  работа по профориентации учащихся, она  остается не достаточно эффективной, и, одной из возможных причин может являться отсутствие единой программы профориентации, которая бы включала себя разнообразные по содержанию формы и методы профориентации.

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.
  2. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.
  3. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с.
  4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
  5. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
  6. Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69—77.
  7. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
  8. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.
  9. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
  10. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
  11. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
  12. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с.
  13. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
  14. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 269 с.

 

 

Приложение 1:

 

Анкета по профессиональному самоопределению

 

  1. Выбрали ли Вы свою будущую профессию?

         Да/ нет

  1. Ваши намерения после окончания школы:

        - буду работать

        - попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ

        - затрудняюсь ответить

3. Назовите основной источник ваших знаний о профессиях.

        - беседы с родителями

        - экскурсии

        - СМИ

        - школа

4. Почему  Вы выбрали именно этот профиль  обучения?

      (ответ свободный)

5. Как вы  связываете профиль Вашего обучения  со своей будущей работой?

         - никак, профиль выбрал(а), так как не хотел(а) уходить в другой                   класс

        - предметы на данном профиле  больше нравятся, некоторые понадобятся  для поступления

        - пойду учиться в данном направлении

6. Предпринимаете  ли Вы что-нибудь для подготовки  себя к будущей профессии? 

      Да/ нет

7. Если вы  готовитесь к будущей профессии,  то укажите, каким образом Вы  это делаете. (Выберите все подходящие для вас ответы)

       - обучаюсь в профильном классе

       - посещаю факультативы, курсы

       - знакомлюсь с учебными заведениями  и правилами приема. 
Приложение 2:

 

Примерные вопросы для учителей

 

  1. Ведется ли Вами систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся?
  2. Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете в своей работе?
  3. Какие методы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете в своей работе?
  4. Проводите ли вы индивидуальную работу с учащимися?
  5. Существуют ли у вас собственные программы профориентации старшеклассников?

 

 


Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов