Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников…………………………………………………………………6
1.1 История становления профориентации…………………………………..6
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии……..9
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………………………………..13
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников…………………………20
2.1 Организация исследования…………………………………….…………20
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………….…28
Приложения……………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.47 Кб (Скачать файл)

Изучение школьников в целях  профориентации:

Изучение  учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная  консультация учащихся:

В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная  профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель  завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 9-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. [11].

Профессиональная  консультация для учащихся по форме  проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Профессиональный отбор (подбор) учащихся:

Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических  и интеллектуальных различий.

Профессиональная  пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических  особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и  особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий.

Констатирующий  профотбор предполагает решение  вопросов о пригодности к профессии  того или иного лица в форме  “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает  новую попытку решения вопросов трудоустройства.

Организующий  профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации учащихся 9 – 11 классов.

    1. Организация исследования

 

Вопрос  о выборе профессии - это вопрос о  том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается реализовать  в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение  обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.

Исследование  проводилось в Доволенской СОШ №2 с. Довольное Доволенского р-на Новосибирской обл.

Цель  данного эмпирического исследования - выявить как проводится профориентационная работа в школе.

Задачи  эмпирического исследования:

1. Разработать  анкету для учащихся.

2. Провести  беседу с классными руководителями.

3. Провести  анкетирование на профессиональное  самоопределение учащихся.

4. Проанализировать  полученные результаты.

В соответствии с темой исследования была разработана  анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить, определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.

Для обобщения  опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей 9 - 11классов.

Всего в исследовании приняли участие 75 учащихся 9 - 11 классов и 5 классных руководителей общеобразовательной школы.

 

2.2 Анализ  и интерпретация полученных результатов

 

По результатам  беседы, проведенной с классными руководителями, в школах ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников:

- большое  внимание уделяется таким методам  профориентации как проведение  экскурсий на различные предприятия, ПТУ, а также практикуются индивидуальные беседы с учащимися, позволяющие выявить их интересы;

- создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов (информационно - математические, гуманитарные классы);

- классные руководители проводят классные часы в данном направлении, приглашают на них специалистов разных областей;

- проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся;

- проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.

На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:

 

Таблица 1. Формы профориентации старшеклассников

Варианты ответов

Кол-во человек

Показатели в %

1. Просвещение

5

100

2. Изучение школьников

4

80

3. Консультирование

1

20


 

 

Согласно  полученным данным, 100 % классных руководителей используют в качестве формы профориентации старшеклассников – профессиональное просвещение, что составило 5 из 5 человек, 80 % - изучение школьников, что составило 4 из 5 человек, 20 % - профессионально консультирование, что составило 1 из 5 человек.

Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам  личности, способах и путях их получения, оплате труда.

На вопрос, «Какие методы Вы используете для  профессиональной ориентации старшеклассников», были получены следующие данные, представленные в таблице 2:

 

Таблица 2. Методы профориентации старшеклассников

Варианты ответов

Кол-во человек

Показатели в %

1. Профориентационные экскурсии

4

80

2.Диагностика учащихся

5

100

3.Индивидуальные беседы

3

60

4. Групповые беседы

5

100

5.Игры

2

40


 

 

Согласно  полученным данным, профориентационные экскурсии проводят 80% классных руководителей; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 100 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные беседы, в целях профориентации, практикуются 60% опрошенных классных руководителей, что составило 3 человека; групповые беседы проводят все классные учителя, игры проводятся 2 классными руководителями, что составило 40 % опрошенных учителей.

Таким образом, значительное внимание уделяется классными руководителями профориентационным экскурсиям, а ведущими методами являются диагностика учащихся и групповые беседы.

На вопрос «Существуют ли у Вас собственные  программы профориентации?», положительные  ответы даны не были.

Чтобы убедиться  в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование учащихся на профессиональное самоопределение.

На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»  были получены следующие данные, представленные в таблице 3:

 

Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»

«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»

Кол-во человек

Показатели в %

Да

44

59

Нет

31

41


 

 

Согласно  полученным данным, 59 % учащихся, что составляет 44 человека, уже определились с выбором профессий; тогда как 41% учащихся, что составляет 31 человек, еще не определились со своей будущей профессией. То есть большая часть учащихся имеют представления в какой сфере будут работать.

На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 4.

Таблица 4. Источники знаний о профессиях

Варианты ответов

Кол-во человек

Показатели в %

1. беседы с родителями

21

28

2. экскурсии

9

12

3. средства массовой информации

28

37

4. школа

17

22


 

Согласно  полученным данным, 37 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях средства массовой информации, что составило 28 человек; 28% в качестве источника знаний о профессиях называют беседы с родителями, что составило 21 человек; 22% как источник знаний о профессиях выделяют школу, что составило 17 человек; 12 % источником знаний о профессиях называют различные профориентационные экскурсии на предприятия, что составило 9 человек. То есть, безусловным лидером основного источника знаний учащихся о профессиях являются СМИ.

На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?», были получены следующие данные, представленные в таблице 5:

 

Таблица 5. «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»

Варианты ответов

Кол-во человек

Показатели в %

1. никак, профиль выбрал так как не хотел уходить в другой класс

5

6

2. предметы на данном профиле больше нравятся, некоторые понадобятся для поступления

57

76

3. пойду учиться в данном направлении

13

17


 

 

Таким образом, согласно полученным данным, большинство учащихся, а именно 57 человек (76 %) дали ответ «предметы на данном профиле больше нравятся, некоторые понадобятся для поступления»; 13 человек , это 17% дали ответ «пойду учиться в данном направлении»; 6 % дали ответ «никак, профиль выбрал так как не хотел уходить в другой класс», что составило 5 человек.

Таким образом, большинство учащихся выбрали тот  профиль, который будет им нужен  для успешной сдачи экзаменов.

На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 6:

 

Таблица 6. Подготовка к будущей профессии

Варианты ответов

Кол-во человек

Показатели в %

1. профильное обучение

70

93

2.посещение факультативов, курсов

25

33

3. знакомство с учебными заведениями  и правилами приема

71

94

Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов