Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников…………………………………………………………………6
1.1 История становления профориентации…………………………………..6
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии……..9
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………………………………..13
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников…………………………20
2.1 Организация исследования…………………………………….…………20
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………….…28
Приложения……………………………………………………………………...30
Изучение школьников в целях профориентации:
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация учащихся:
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 9-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. [11].
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий.
Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства.
Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [9].
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации учащихся 9 – 11 классов.
Вопрос о выборе профессии - это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.
Исследование проводилось в Доволенской СОШ №2 с. Довольное Доволенского р-на Новосибирской обл.
Цель
данного эмпирического
Задачи эмпирического исследования:
1. Разработать анкету для учащихся.
2. Провести
беседу с классными
3. Провести
анкетирование на
4. Проанализировать полученные результаты.
В соответствии с темой исследования была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить, определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.
Для обобщения опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей 9 - 11классов.
Всего в исследовании приняли участие 75 учащихся 9 - 11 классов и 5 классных руководителей общеобразовательной школы.
2.2 Анализ
и интерпретация полученных
По результатам беседы, проведенной с классными руководителями, в школах ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников:
- большое
внимание уделяется таким
- создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов (информационно - математические, гуманитарные классы);
- классные руководители проводят классные часы в данном направлении, приглашают на них специалистов разных областей;
- проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся;
- проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.
На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1. Формы профориентации старшеклассников
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Показатели в % |
1. Просвещение |
5 |
100 |
2. Изучение школьников |
4 |
80 |
3. Консультирование |
1 |
20 |
Согласно полученным данным, 100 % классных руководителей используют в качестве формы профориентации старшеклассников – профессиональное просвещение, что составило 5 из 5 человек, 80 % - изучение школьников, что составило 4 из 5 человек, 20 % - профессионально консультирование, что составило 1 из 5 человек.
Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
На вопрос, «Какие методы Вы используете для профессиональной ориентации старшеклассников», были получены следующие данные, представленные в таблице 2:
Таблица 2. Методы профориентации старшеклассников
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Показатели в % |
1. Профориентационные экскурсии |
4 |
80 |
2.Диагностика учащихся |
5 |
100 |
3.Индивидуальные беседы |
3 |
60 |
4. Групповые беседы |
5 |
100 |
5.Игры |
2 |
40 |
Согласно полученным данным, профориентационные экскурсии проводят 80% классных руководителей; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 100 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные беседы, в целях профориентации, практикуются 60% опрошенных классных руководителей, что составило 3 человека; групповые беседы проводят все классные учителя, игры проводятся 2 классными руководителями, что составило 40 % опрошенных учителей.
Таким образом, значительное внимание уделяется классными руководителями профориентационным экскурсиям, а ведущими методами являются диагностика учащихся и групповые беседы.
На вопрос «Существуют ли у Вас собственные программы профориентации?», положительные ответы даны не были.
Чтобы убедиться
в эффективности
На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» были получены следующие данные, представленные в таблице 3:
Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»
«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?» |
Кол-во человек |
Показатели в % |
Да |
44 |
59 |
Нет |
31 |
41 |
Согласно полученным данным, 59 % учащихся, что составляет 44 человека, уже определились с выбором профессий; тогда как 41% учащихся, что составляет 31 человек, еще не определились со своей будущей профессией. То есть большая часть учащихся имеют представления в какой сфере будут работать.
На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 4.
Таблица 4. Источники знаний о профессиях
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Показатели в % |
1. беседы с родителями |
21 |
28 |
2. экскурсии |
9 |
12 |
3. средства массовой информации |
28 |
37 |
4. школа |
17 |
22 |
Согласно полученным данным, 37 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях средства массовой информации, что составило 28 человек; 28% в качестве источника знаний о профессиях называют беседы с родителями, что составило 21 человек; 22% как источник знаний о профессиях выделяют школу, что составило 17 человек; 12 % источником знаний о профессиях называют различные профориентационные экскурсии на предприятия, что составило 9 человек. То есть, безусловным лидером основного источника знаний учащихся о профессиях являются СМИ.
На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?», были получены следующие данные, представленные в таблице 5:
Таблица 5. «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Показатели в % |
1. никак, профиль выбрал так как не хотел уходить в другой класс |
5 |
6 |
2. предметы на данном профиле больше нравятся, некоторые понадобятся для поступления |
57 |
76 |
3. пойду учиться в данном |
13 |
17 |
Таким образом, согласно полученным данным, большинство учащихся, а именно 57 человек (76 %) дали ответ «предметы на данном профиле больше нравятся, некоторые понадобятся для поступления»; 13 человек , это 17% дали ответ «пойду учиться в данном направлении»; 6 % дали ответ «никак, профиль выбрал так как не хотел уходить в другой класс», что составило 5 человек.
Таким образом, большинство учащихся выбрали тот профиль, который будет им нужен для успешной сдачи экзаменов.
На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 6:
Таблица 6. Подготовка к будущей профессии
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Показатели в % |
1. профильное обучение |
70 |
93 |
2.посещение факультативов, |
25 |
33 |
3. знакомство с учебными |
71 |
94 |
Информация о работе Профессиональная ориентация учащихся 9-11 классов