Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:44, контрольная работа
Развитие России на современном этапе определяется задачами ее интеграции в мировое сообщество в качестве лидирующего государства. На мой взгляд, нам необходимо творчески переосмыслить лучшие достижения европейского, советского и азиатского образования для того что создать свою, качественно превосходящую конкурентов систему образования которая станет лидирующей в мировом образовательном пространстве и позволит подготовить высококвалифицированные кадры необходимые для динамичного развития экономики и других сфер.
Введение ……………………………………………………………………… 2
Педагогическая деятельность …………………………………………........... 4
Педагогическая профессия в системе современных профессий …………. . 6
Профессиональные качества педагога профессиональной школы …….. .... 8
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список литературы…………………………………………………………
12.04.2014 (дата окончания выполнения работы)
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… 2
Педагогическая деятельность …………………………………………........... 4
Педагогическая профессия в системе современных профессий …………. . 6
Профессиональные качества педагога профессиональной школы …….. .... 8
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Развитие России на современном
этапе определяется задачами ее интеграции
в мировое сообщество в качестве лидирующего
государства. На мой взгляд, нам необходимо
творчески переосмыслить лучшие достижения
европейского, советского и азиатского
образования для того что создать свою,
качественно превосходящую конкурентов
систему образования которая станет лидирующей
в мировом образовательном пространстве
и позволит подготовить высококвалифицированные
кадры необходимые для динамичного развития
экономики и других сфер.
В решении этих задач значительно возрастает
роль образования как важнейшего фактора
формирования нового качества человеческого
капитала общества, его способности к
созданию лучших мировых образцов в науке,
экономике, культуре, обеспечивающих способность
страны конкурировать с передовыми странами
мира. Повышение качества системы российского
образования связывается в настоящее
время с ее всесторонней модернизацией.
В последнее десятилетие четко обозначилось
противоречие между потребностью общества
в формировании самостоятельного ответственного
и высоконравственного человека – деятеля,
который способен к саморазвитию и преобразованию
окружающей действительности, с одной
стороны, и устаревшими подходами к образованию
личности, с другой.
Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших, по моему глубочайшему убеждению. От профессионализма педагогов и культуры преподавания зависит важнейшая часть жизнедеятельности общества - передача положительного опыта необходимого для эффективной работы во всех сферах. При этом под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Актуальность проблемы система начального и среднего профессионального образования в России подтверждает и позиция правительства «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва, от которого прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед» (с) Дмитрий Медведев, премьер министр РФ [4]. А так же позиция руководителей образовательных учреждений, высказанная на V съезде Союза директоров вузов России «Считаю, что система образования едина, и нельзя делить ее на начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Мы отвечаем за одно и то же великое дело – подготовку молодых людей, от которых зависит будущее страны» заявил в своем выступлении президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий [4.]
Я, как и любой нормальный гражданин нашего великого государства, заинтересован в развитии русской системы образования, которая позволит мне, мои коллегам и будущим детям эффективно обучаться, повышать свою квалификацию и постигать новые знания на пути саморазвития и совершенствования. Поэтому я выбрал для контрольной работы по дисциплине «Психология профессионального образования» которая носит характер реферата именно эту тему: «Профессионально важные качества педагога профессиональной школы (системы НПО, или СПО)».
В своем реферате я ставлю следующие цели и задачи:
Цель: изучить профессионально важных качеств педагога профессиональной школы, для формирования собственного взгляда по данному вопросу.
Задачи:
- Рассмотреть особенности педагогической деятельности
- Понять какое место
занимают педагогические
- Рассмотреть профессиональные качества педагога
- Сформировать собственный
взгляд по вопросу
Педагогическая деятельность.
Педагогическая деятельность - чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сферы человеческой жизни. Ее содержанием являются обучение, воспитание и развитие человека, в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.
Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашей жизненного пути? Можно ли назвать родителей первыми учителями ребенка? Можно. Об этом свидетельствует народная мудрость, такого мнения придерживались многие выдающиеся люди: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон); «Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам» (Ж.Ж. Руссо) [5].
Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам. В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семейная жизнь с ее повседневными событиями, заботами, отношениями, радостями и драмами- постоянная череда уроков, которые дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком на всю жизнь, формируя его собственные педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей. Стать педагогом- родителем очень трудно. И некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. Профессионально – педагогическая деятельность может быть определена как социономическая исполнительская метадеятельность [5].
Но именно педагог-профессионал способствует развитию личности целостно всесторонне, помогает социальному становлению воспитанника. Профессия педагога – одна из важнейших в мире. Педагог – человек, который ведет учащегося. Сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Стоит обратить внимание на слово «профессионализм». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.
Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.
Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека [5].
Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одно из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффектно, творчески и с энтузиазмом работать в совершенно новых, динамичных условиях современной российской педагогической действительности [6].
Возникнув, как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе - область практической деятельности, искусство.
Реализация функций исходящих из термина определения, требует от педагога комплекса значимых психологических качеств: идейная убежденность, творческое восприятие, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм [6].
Педагогическая профессия в системе современных профессий
По мнению психологов-гуманистов, любая профессиональная деятельность должна выступать сферой для наиболее полного раскрытия человеком своего личностное потенциала, т.е. для его самореализации. Однако в различных словарях «профессия» (от лат. professio - объявляю своим делом) определяется по-разному. Например, в малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона профессия определена как «род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни». В советском энциклопедическом словаре указывается, что профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [2] .
Из приведенных определений видно, что профессия рассматривается как специфическая, квалифицированная трудовая деятельность, которая позволяет человеку обеспечить материальные основы жизни. Однако, как заметил Э.М. Калицкий, «человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы» Ученый приходит к выводу, что «посредством профессиональной деятельности человек стремится удовлетворить три основные потребности [2]:
1. экономически обеспечивать свое существование;
2. выполнять работу, которая нравится и в благоприятной среде;
3. удовлетворять потребности
в общественных связях и
При такой трактовке профессия не просто вынужденное занятие, а сфера, в которой человек реализует свои ценности, развивает себя, свой творческий потенциал и вносит личный вклад в социальный прогресс.
Исходя из этого, под профессией мы будем понимать следующее.
Профессия - род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовывать свой личностный потенциал.
Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.
Педагогическая профессия - род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Профессия «педагог» классифицируется по нескольким основаниям - по субъекту деятельности, квалификациям и должностям. В качестве субъекта деятельности выступают: учитель, воспитатель, преподаватель и т.п. Профессиональные квалификации характеризуются уровнем педагогического образования и уровнем профессионализма субъекта педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность отражает содержание профессионального стандарта [3]. Это - наблюдаемый, измеримый образец проявления знаний, умений, навыков, способностей, способов поведения и других характеристик личности, позволяющих педагогу успешно выполнять профессиональную деятельность. Успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня профессиональной компетентности, характеризующей его готовность к эффективному и результативному решению профессиональных задач.
Профессия «педагог» как система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, которое не находится в одном ряду с другими составляющими системами. Это особое качество задается субъектом педагогической деятельности [3].
Таким образом, профессия «педагог» представляет собой целостность, которая интегрирует в себе различные педагогические профессии, связанные своей целевой направленностью на содействие становлению человека.
Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Профессиональные качества педагога профессиональной школы
Говоря о фундаментальности педагогического образования, имеется в виду не только предметная область, но и область психолого-педагогическая, поскольку они неразделимы в подготовке любого учителя, будь то учитель начальной, профессиональной или высшей школы [5].
В нашей отечественной традиции образование понимается как двуединый процесс обучения и воспитания. Формирование готовности выпускников к осуществлению задач воспитания — это одна из первоочередных проблем. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживало наше Отечество, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. А сегодня школы, техникумы — одни из немногих социальных институтов, уроки жизни в которых проходят граждане нашей страны [7].
В системе профессионального педагогического образования сложились чёткие представления о том, для каких конкретно видов профессиональной деятельности осуществляется подготовка и какие качества (личностные и профессиональные) необходимы специалисту для осуществления профессиональной деятельности. Важно, что именно эти выявленные функции и качества личности заложены в основу проекта профессионального стандарта педагога. Но, наряду с традиционными представлениями, существуют ФГОС. Следовательно, нужно рассмотреть вопрос о том, как профессиональный стандарт педагога будет соотноситься с образовательным стандартом [5].