Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:44, контрольная работа
Развитие России на современном этапе определяется задачами ее интеграции в мировое сообщество в качестве лидирующего государства. На мой взгляд, нам необходимо творчески переосмыслить лучшие достижения европейского, советского и азиатского образования для того что создать свою, качественно превосходящую конкурентов систему образования которая станет лидирующей в мировом образовательном пространстве и позволит подготовить высококвалифицированные кадры необходимые для динамичного развития экономики и других сфер.
Введение ……………………………………………………………………… 2
Педагогическая деятельность …………………………………………........... 4
Педагогическая профессия в системе современных профессий …………. . 6
Профессиональные качества педагога профессиональной школы …….. .... 8
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список литературы…………………………………………………………
Сравнивать можно по нескольким позициям. Остановимся на одной из самых важных – содержании образования. ФГОС основаны на модульном принципе построения содержания образования. Это один из способов изменить процесс подготовки будущих педагогов. Модуль образовательного стандарта представляет собой целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся. Он формируется с учетом междисциплинарного подхода и принципа интеграции.
Модули имеют большое значение для сферы труда, так как соотносятся с определёнными функциями профессиональной деятельности. В процессе обучения каждый модуль должен не только содержательно выстраиваться по-особому, но и оцениваться по-другому, а в перспективе – отдельно сертифицироваться.
Как отмечает Р.С. Немов к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог [2].
Главными постоянным требованием, предъявляемым к педагогу профессиональной школы, являются:
1) любовь к детям
2) к педагогической деятельности
3) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей
4) широкая эрудиция
5) педагогическая интуиция
6) высокоразвитый интеллект
7) высокий уровень общей культуры и нравственности
8) профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей [2].
Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
2. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу профессиональной школы, являются:
1) общительность,
2) артистичность,
3) веселый нрав,
4) хороший вкус и другие [1] .
Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше.
Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого, в общем, полезного для людей качества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя.
Демократизация жизни предполагает:
1) умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений,
2) общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе.
3) признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения,
4) вести дискуссии и на высококультурной основе,
5) разрешать возникающие разногласия,
6) отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости [2].
Кроме того, изменение системы экономических отношений требует от преподавателя :
1) расчетливости,
2) деловитости,
3) бережливости,
4) хозяйственной смекалки,
5) предприимчивости, многих других качеств личности, необходимых в деятельности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.
Свобода слова и открытость системы образования требуют от преподавателя:
1) умения аргументировано излагать свои мысли в устной или письменной форме,
2) убеждать,
3) доказывать,
4) говорить самому и внимательно слушать других
5) вести конструктивный,
продуктивный диалог на
Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя [1].
Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры.
По А.К. Марковой к важным профессиональным качествам, относятся:
1) педагогическая эрудиция,
2) педагогическое целеполагание,
3) педагогическое (практическое и диагностическое) мышление,
4) педагогическая интуиция,
5) педагогическая импровизация,
6) педагогическая
7) педагогический оптимизм,
8) педагогическая находчивость,
9) педагогическое предвидение
10) педагогическая рефлексия.
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:
1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,
2) конструктивная и
3) организаторская и
4) самосовершенствование.
Н. В. Кузьмина выделила такие важные профессиональные способности как:
1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);
2) организаторско – коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);
3) гностические (способность приобретать и использовать знания).
Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:
Мотивационно – волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный ( от лат. – исполнение) проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный ( от лат. – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умение ясно и четко излагать мысли, убеждать , аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиск личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы [2].
В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств:
1) вежливость,
2) вдумчивость,
3) взыскательность,
4) впечатлительность,
5) воспитанность,
6) внимательность,
7) выдержка и самообладание,
8) гибкость поведения,
9) гражданственность,
10) гуманность,
11) деловитость,
12) дисциплинированность,
13) доброта,
14) добросовестность,
15) доброжелательность,
16) инициативность,
17) искренность,
18) критичность,
19) логичность,
20) любовь к детям,
21) наблюдательность,
22) настойчивость,
23) ответственность,
24) отзывчивость,
25) организованность и прочие.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя [1]. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, самооценка, образ «Я».
Все эти качества никак нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Именно их сочетание и является профессионально важными качествами педагога профессиональной школы в современном мире. Сейчас не целесообразно рассматривать учителя только как профессионала, знающего своё дело, отдельно от его личности, его стремлений, побуждений. Все перечисленные качества являются важными, исключая хотя бы некоторые из них мы получим не профессионального педагога, а просто хорошего учителя или хорошего человека работающего в школе.
Однако, может показаться, что личностные психологические качества педагога высшей школы не влияют на его профессионализм. Мне не редко приходилось сталкиваться с мнением, согласно которому профессиональный педагог должен знать хорошо только свой предмет. Сторонники таких взглядов забывают, что обучение это всегда диалог между педагогом и учеников. Невозможно представить себе хорошего учителя, который преподает свой предмет, не ожидая «ответа» со стороны учащихся. Проходя новый материал люди склонны задавать вопросы, высказывать свое мнение, обсуждать услышанное. Если психологические личностные качества преподавателя не позволяют ему продуктивно общаться с аудиторией, отвечать на вопросы, направлять обсуждения в нужное русло и вдохновлять своим личным примером, он не сможет создать позитивную и конструктивную атмосферу, на мой взгляд, жизненно необходимую для успешного изучения предмета.
Заключение
Таким образом, профессиональные качества педагога профессиональной школы – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Важные качества человека как педагога конкретизируются в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер.
Я думаю, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Ведь успех в воспитании каждого человека зависит от многих факторов и условий, многие из которых с трудом поддаются рациональному осмыслению. Можно сказать, что педагог выступает своеобразным фильтром всех воспитательных влияний, «связующим мостом» между учеником и предметом который он постигает. Свои функции педагог может выполнять, только будучи разносторонне образованным человеком [1]. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью, творческим потенциалом и самостоятельностью. Потому что для большинства учеников личность преподавателя откладывается неизгладимым отпечатком на его предмет. Общеизвестно, что дети охотней и легче изучают те предметы, преподаватели которых их восхищают, вызывают уважение и желание подрожать. Напротив дисциплины, которые ведут «посредственные», «скучные» и «злые» учителя даются большинству учеников с трудом.