Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:55, реферат
Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование.
Введение 3
1. История профессионально-педагогического образования в России 4
2. Понятие «профессионально-педагогического образования» 8
3. Сущность и функции профессионально-педагогического образования 17
Заключение 25
Библиография 27
ПОД ТИТУЛЬНЫЙ
ЛИСТ
Содержание
С системой образования человек начинает соприкасаться практически с первых лет своей жизни и часто не теряет звание обучающегося вплоть до окончания своей профессиональной деятельности. Именно в этой системе мы в дошкольном возрасте (в детском саду, центре дошкольного развития) познаем основы социального поведения, приобретаем начальные знания о природе и обществе. В школе (лицее, гимназии) мы получаем общее образование. Большинство выпускников общеобразовательных учебных заведений получают профессию в высших учебных заведениях (ВУЗах), начальных профессиональных или средних профессиональных учебных заведениях (колледжах, техникумах). В целях совершенствования полученных профессиональных знаний, а также развития научно-теоретических познаний в соответствующих областях науки наиболее способные и целеустремленные слушатели не останавливаются на получении базового профессионального образования и продолжают его в аспирантуре (докторантуре).
Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование.
Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.
Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году Петром I была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции.
Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России.
Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.
Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.
В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль над образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано.
После революции в России профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.
Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.
В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были разработаны стабильные учебные планы.
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.
В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-технической базы учебных заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учебных заведений.
В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возросла подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых направлений подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям.
В настоящее время в России функционирует 2812 профессиональных учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов более чем по 280 специальностям.
Кадровые проблемы профессионального образования призвано решать профессионально-педагогическое образование (ППО). Оно представляет собой единственный в стране вид образования, который создавался специально и был нацелен на такую государственную отрасль социальной сферы, как профессиональное образование. В связи с этим профессионально-педагогическое образование имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Профессионально-педагогическое образование содержательно ориентирует выпускников не на отдельный учебный предмет, а на содержание профессионального обучения по целой группе родственных рабочих профессий.
Понятие «профессионально-
Считается, что взаимосвязь
профессионально-
С концептуальной точки
зрения профессионально-педагогическое
образование - это формирование личности,
способной к эффективной
Профессионально-педагогическое
образование относится к
Полученные при этом знания важны как
основа, обусловливающая логику и технологию
процесса подготовки специалистов в данной
системе. Очевидно, что обсуждаемые идеи,
принципы, содержание, методы и технологии
касаются, с одной стороны, вопросов организации
системы профессионально-
Организационно-педагогические основы
профессионально-
В работе принято следующее наполнение понятия
«организационно-педагогические основы
развития профессионально-
Организационно-педагогические
основы обеспечивают связь системы
профессионально-педагогическог
упорядочивают систему управления в организационном
плане (кадры, финансы, материально-техническая
база и т. д.), создают условия для реализации
педагогической управленческой деятельности,
научного обоснования содержания обучения,
оптимального соотношения содержания,
форм и методов, теории и практики, учета
индивидуальных потребностей и запросов
студентов.
Система профессионально-
Эволюция понятия «инженер-педагог» начинается с конца 20-х гг. XX столетия. Оно связывается с началом подготовки профессионально-педагогических работников в вузах на специальных факультетах. Далее наполнение этого понятия обусловливается развитием системы инженерно-педагогического образования и потребностью образовательной практики (прежде всего системы начального профессионального образования) в данных специалистах.
Сочетание «инженер-педагог» не следует понимать как инженер плюс педагог. Как показал семантический анализ понятия «инженер-педагог», впервые проведенный Э. Ф. Зеером, сочетание этих слов приводит к образованию нового понятия.
В «Большом толковом словаре русского языка», являющемся наиболее полным толково-историческим словарем, дано следующее определение: «Инженер - специалист с высшим техническим образованием». Данное определение, а также анализ словарных статей позволяют считать, что наименование «инженер» употребляется в случаях, когда для выполнения профессиональных функций работнику требуется высшее техническое образование. Однако вследствие того, что такого обобщенного наименования недостаточно для установления сферы деятельности работника, всегда необходимо давать соответствующие дополнения: инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-экономист, инженер-технолог, инженер-электрик и т. д.