Профессиональное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование.

Содержание работы

Введение 3
1. История профессионально-педагогического образования в России 4
2. Понятие «профессионально-педагогического образования» 8
3. Сущность и функции профессионально-педагогического образования 17
Заключение 25
Библиография 27

Файлы: 1 файл

Реферат проф образование 2.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

ПОД ТИТУЛЬНЫЙ  ЛИСТ 
Содержание

 

Введение

С системой образования  человек начинает соприкасаться  практически с первых лет своей жизни и часто не теряет звание обучающегося вплоть до окончания своей профессиональной деятельности. Именно в этой системе мы в дошкольном возрасте (в детском саду, центре дошкольного развития) познаем основы социального поведения, приобретаем начальные знания о природе и обществе. В школе (лицее, гимназии) мы получаем общее образование. Большинство выпускников общеобразовательных учебных заведений получают профессию в высших учебных заведениях (ВУЗах), начальных профессиональных или средних профессиональных учебных заведениях (колледжах, техникумах). В целях совершенствования полученных профессиональных знаний, а также развития научно-теоретических познаний в соответствующих областях науки наиболее способные и целеустремленные слушатели не останавливаются на получении базового профессионального образования и продолжают его в аспирантуре (докторантуре).

Современная система  образования включает в себя следующие  основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование.

 

1. История профессионально-педагогического образования в России

Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в  Типографской школе при Приказе  печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.

Появление профессионального  образования в современном его  понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и  неудачных военных действий в  Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году Петром I была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.

Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции.

Со времён Петра гражданская  служба потребовала всё больших  знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России.

Как особая ступень среднее  профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под  влиянием усложнения труда и его  организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.

Представляет интерес  система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных  учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.  

В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование  постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль над образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.

В январе 1915 года министром  народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной  реформы среднего и высшего образования  в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано.

После революции в  России профессиональное образование  стало частью системы народного  образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.

Управление средним  профессиональным образованием стало  строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.

В 30-х годах наблюдается  рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа  научно-технической базы учебных  заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учебных заведений.

В 1961/62 учебном году в  стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возросла подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых направлений подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям.

 

2. Понятие «профессионально-педагогического образования»

В настоящее время  в России функционирует 2812 профессиональных учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов более чем по 280 специальностям.

Кадровые проблемы профессионального образования призвано решать профессионально-педагогическое образование (ППО). Оно представляет собой единственный в стране вид образования, который создавался специально и был нацелен на такую государственную отрасль социальной сферы, как профессиональное образование. В связи с этим профессионально-педагогическое образование имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Профессионально-педагогическое образование содержательно ориентирует выпускников не на отдельный учебный предмет, а на содержание профессионального обучения по целой группе родственных рабочих профессий.

Понятие «профессионально-педагогическое образование» сформировалось на основе понятия «инженерно (индустриально) - педагогическое образование». Это связано с расширением спектра специализаций подготовки специалистов по профессиональному обучению и согласуется с реальным процессом трансформации традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное.

Считается, что взаимосвязь  профессионально-педагогического и  педагогического образования заключается  в том, что последнее является более общим. Однако реально педагогическое образование ориентировано на кадровое обеспечение общеобразовательных (в основном предметных) программ в различных учебных заведениях, а профессионально-педагогическое образование нацелено на подготовку кадров для реализации профессиональных образовательных программ в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Поэтому фактически традиционное педагогическое и профессионально-педагогическое образование не соотносятся между собой как общее и частное, а дополняют друг друга.

С концептуальной точки  зрения профессионально-педагогическое образование - это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к  осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Это образование осуществляется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими государственными стандартами.

Профессионально-педагогическое образование относится к сложным  системам, состоит из взаимосвязанных  компонентов: принципов, целей, задач, содержания, средств, форм, методов и функций. При решении проблем эффективного развития профессионально-педагогического образования отмеченная сложность определяет необходимость изучения перечисленных компонентов системы, а также принципов ее организации и управления ею. 
Полученные при этом знания важны как основа, обусловливающая логику и технологию процесса подготовки специалистов в данной системе. Очевидно, что обсуждаемые идеи, принципы, содержание, методы и технологии касаются, с одной стороны, вопросов организации системы профессионально-педагогического образования, а с другой - вопросов ее педагогического обеспечения. Поэтому правомерно относиться к ним как к организационно-методической сущности профессионально-педагогического образования, адекватной запросам личности, общества, государства и экономики, принимать их в качестве главных, исходных положений данного вида образования.

Организационно-педагогические основы профессионально-педагогического образования наряду с материально-техническим, социальным и правовым обеспечением непосредственно определяют потребность в образовательных учреждениях и преподавательских кадрах, научную и научно-методическую работу, профориентацию и прием в учебные заведения, повышение квалификации профессионально-педагогических работников. С учетом этого, правомерно отнести понятие «организационно-педагогические основы развития профессионально-педагогического образования» к значимым с методологической точки зрения и считать его одним из ключевых в теории профессионально-педагогического образования.

В работе принято следующее наполнение понятия «организационно-педагогические основы развития профессионально-педагогического образования»: это совокупность взаимосвязанных структурно-управленческих и содержательно-технологических идей, принципов и условий, обеспечивающих достижение образовательных целей и реализацию потребностей личности и общества в повышении эффективности и качества профессионально-педагогического образования.

Организационно-педагогические основы обеспечивают связь системы  профессионально-педагогического образования  с социальным окружением, 
упорядочивают систему управления в организационном плане (кадры, финансы, материально-техническая база и т. д.), создают условия для реализации педагогической управленческой деятельности, научного обоснования содержания обучения, оптимального соотношения содержания, форм и методов, теории и практики, учета индивидуальных потребностей и запросов студентов.

Система профессионально-педагогического  образования, входящая в систему  образования России, призвана осуществлять подготовку кадров преимущественно для учреждений начального профессионального образования. Исторически термин «профессионально-педагогическое образование» возник на основе понятия «инженерно-педагогическое образование» и развивает его.

Эволюция понятия «инженер-педагог» начинается с конца 20-х гг. XX столетия. Оно связывается с началом подготовки профессионально-педагогических работников в вузах на специальных факультетах. Далее наполнение этого понятия обусловливается развитием системы инженерно-педагогического образования и потребностью образовательной практики (прежде всего системы начального профессионального образования) в данных специалистах.

Сочетание «инженер-педагог» не следует понимать как инженер  плюс педагог. Как показал семантический  анализ понятия «инженер-педагог», впервые проведенный Э. Ф. Зеером, сочетание этих слов приводит к образованию нового понятия.

В «Большом толковом словаре  русского языка», являющемся наиболее полным толково-историческим словарем, дано следующее определение: «Инженер - специалист с высшим техническим образованием». Данное определение, а также анализ словарных статей позволяют считать, что наименование «инженер» употребляется в случаях, когда для выполнения профессиональных функций работнику требуется высшее техническое образование. Однако вследствие того, что такого обобщенного наименования недостаточно для установления сферы деятельности работника, всегда необходимо давать соответствующие дополнения: инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-экономист, инженер-технолог, инженер-электрик и т. д.

Информация о работе Профессиональное образование