Возможны варианты определения и дополнительных функций,
присущих профессионально-педагогическому
образованию. Так, к экономической и социальной
функциям В.Д.Попов добавляет идеологическую.
В. М. Димов включает в этот перечень функции
накопления интеллектуального потенциала,
передачи культурного наследия молодому
поколению и коммунистического воспитания.
Определяя в качестве основных и непосредственных
функций образования обучение и воспитание,
В. А. Копылов дает их более широкую трактовку,
выделяя функции обучения, воспитания,
народнохозяйственную, политическую,
духовную и социальную.
Другим представляющим интерес методологическим подходом
характеризуется позиция Л. Н. Когана,
которым выделены следующие функции образования:
трансляция знаний и социального опыта
от поколения к поколению; обеспечение
адаптации человека в той или иной социальной
системе; человекотворчество, воспитание,
гуманизм - социализация и развитие личности;
ценностная ориентация личности в разноплановой
культуре; идеологизация, обеспечивающая
усвоение личностью идеологии того или
иного класса. Такое представление функций
профессионально-педагогического образования
возможно при необходимости более дифференцированного
анализа, например при описании педагогической
деятельности как профессии. хотя, на наш
взгляд, данное представление является
неравномерным по емкости и не сгруппированным
по направлениям действий.
Развитие представлений
о сущности функций профессионально-педагогического
образования возможно с учетом мнения
Ф. Р. Филиппова, выделяющего из них
подготовку молодежи к труду, взаимодействие
системы образования с социальной
структурой общества, взаимодействие системы
образования с социалистической общенародной
демократией, взаимодействие системы
образования с духовной жизнью общества,
всестороннее развитие личности. Такой
подход интересен тем, что расширяет рассмотрение
функций в части взаимодействия системы
образования с социальной структурой,
общенародной демократией и духовной
жизнью общества, позволяет более четко
определить роль и значение функций образования
в социально-экономической жизни общества.
Более близким к нашей трактовке является
подход, связывающий предназначение системы
профессионально-педагогического образования
с удовлетворением потребностей экономической,
политической и культурной сфер общества,
представляющих в процессе взаимодействия
общество как целостность. По мнению Е.
П. Белозерцева и А. В. Кооп, с этих позиций
правомерно выделение профессионально-экономической,
социально-политической и культурно-гуманистической
функций образования. При этом профессионально-экономическая
функция образования обусловлена, прежде
всего, взаимодействием с производительными
силами общества. Социальная и политическая
сферы жизнедеятельности общества определяют
социально-политическую функцию. Развитие
духовной культуры общества и формирование
в нем личности отражает культурно-гуманистическая
функция. Включенный в данный контекст
гуманистический аспект образования предполагает
необходимость общения и сотрудничества
членов общества как основы для взаимопонимания
между людьми разных взглядов, национальностей
и вероисповеданий. Данный подход используется
в нашей работе при анализе функций профессионально-педагогического
образования.
Развивая отмеченные
представления о функциях профессионально-педагогического
образования, необходимо учитывать, что
данный вид образования как социальный
институт выполняет также следующие обобщенные,
универсальные функции:
- обеспечивает устойчивость социальных отношений, как в сфере профессионального образования, так и в других сферах общественных отношений;
- сохраняет «чистоту» социальных общностей в рамках данного вида образования независимо от постоянной смены их членов;
- усиливает социальные связи и внутригрупповую сплоченность учащихся и педагогического персонала;
- осуществляет контроль за отклоняющимся от установленных норм и образцов поведением;
- поощряет желательное с точки зрения общества поведение социальных групп в сфере обучения и воспитания и их взаимодействие в рамках гуманизации образовательного процесса, осуществления демократических инноваций, педагогики сотрудничества и др.
Названные функции профессионально-педагогического
образования имеют общий, не конкретизированный
по отношению к отдельным сферам
общественной жизни характер. Между
тем, как показано выше, рассматриваемая
система профессионально-педагогического
образования выполняет в обществе ряд вполне определенных
экономических, социальных, культурных
функций.
К экономической функции относится, в первую очередь, насыщение
профессиональной структуры общества
и подготовка профессионально-педагогического
персонала соответствующей квалификации.
Профессионально-педагогическое образование
воздействует на экономику опосредованно,
через подготовку педагогов профессионального
обучения, от уровня подготовки и качества
деятельности которых в значительной
мере зависит кадровый состав работников
производства, реализующих преимущественно
функции рабочих профессий и определяющих
эффективность производства.
Социальными функциями профессионально-педагогического образования
являются воспроизводство и изменение
социальной структуры общества, ее конкретных
элементов. Прямо и непосредственно воспроизводятся
слои профессионально-педагогических
работников, косвенно, опосредованно (через
начальное и среднее профессиональное
образование) - различные слои, группы,
отряды рабочих.
Профессионально-педагогическое образование
способствует сохранению в обществе социальной
мобильности (хотя, разумеется, она определяется
и целым рядом других факторов), которая
охватывает как педагогических работников,
так и лиц, занятых в рабочих профессиях.
Последнее особенно важно в связи с возрастанием
общественной потребности в высококвалифицированных
рабочих, а это значит, что традиционно
понимаемого начального профессионального
образования становится явно недостаточно.
Профессионально-педагогическое
образование объективно способствует (путем подготовки педагогических
кадров) росту потребности будущих рабочих
в знаниях, в совершенствовании собственного
образовательного уровня и преодолению
таким образом «тупикового» характера
начального профессионального образования.
С этим связана и культурная функция профессионально-педагогического
образования. Его получение стимулирует
процессы пробуждения и реализации потребностей
личности в создании, потреблении и распространении
ценностей культуры. Данное образование
(как и все другие виды профессионального
образования) преследует в качестве одной
из своих важнейших целей создание условий
для формирования и развития творческой
деятельности, совершенствования культурного
уровня будущих педагогов профессионального
обучения. В этом смысле культурная функция
профессионально-педагогического образования
состоит в воспроизводстве и развитии
материальной и духовной культуры определенных
слоев и групп, как учащейся, так и работающей
молодежи. Выделение этой функции указывает
на ошибочность восприятия профессионально-педагогического
образования как инструмента для удовлетворения
лишь общественных потребностей.
С точки зрения современных представлений
о гуманизации образовательной сферы
профессионально-педагогическому образованию
необходимо ориентироваться не только
на потребности государства и общества,
хотя очевидно, что оно должно удовлетворять
и их (социальная ориентация профессионально-педагогического
образования). В связи с этим представляется,
что качественно реализовать такую потребность
профессионально-педагогическое образование
сумеет только тогда, когда станет средством
удовлетворения потребностей своих субъектов
(педагогов, студентов) в развитии, самореализации,
самоактуализации (личностная ориентация
профессионально-педагогического образования).
Только в этом случае они будут способны
реализовать весь свой потенциал для работы
в учебных заведениях начального, среднего
и высшего профессионального образования,
выпускники которых смогут быстро овладевать
современными технологиями и развивать
их. Следовательно, в стратегическом плане,
согласно идее В. И. Загвязинского о социально-личностной
ориентации образования и всех образовательных
программ и проектов, профессионально-педагогическому
образованию необходимо развиваться и
приобретать одновременно и социальную
и личностную ориентацию.
Для профессионально-педагогического
образования такое развитие связей и отношений
с обществом, государством, производством
и человеком имеет особое значение. Именно
оно направлено на становление личности
будущего педагога, осуществляющего свои
основные функции в системе профессионального
образования. Поэтому эффективность и
качество профессионального обучения
и, как следствие, производства и функционирования
общества находятся в зависимости (как
в прямой, так и в косвенной) от личности
профессионально-педагогического работника,
осуществляющего учебно-воспитательный
процесс, от эффективности и качества
его деятельности.
Заключение
Таким образом, анализ развития
профессионально-педагогического образования
как социально-педагогической проблемы позволил
определить общую методологию проводимого
исследования, раскрывающую роль и место
профессионально-педагогического образования
в социально-экономической сфере и в системе
образования. При этом получены следующие
результаты и выводы:
1. Раскрыты основные
понятия, определяющие исследование
проблемы:
- профессионально-педагогическое образование- это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности;
- профессионально-педагогическое образование - это результат, обозначающий усвоенную человеком совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно работать в сфере профессионального образования.
2. Показано, что профессионально-педагогическое
образование призвано выполнять
в обществе следующие функции:
- экономические, состоящие, в первую очередь, в насыщении профессиональной структуры общества и подготовке педагогических кадров соответствующей квалификации;
- социальные, включающие воспроизводство и изменение социальной структуры общества, ее конкретных элементов, содействие сохранению в обществе социальной мобильности (наравне с другими факторами);
- культурные, стимулирующие процессы пробуждения и реализации потребностей личности в создании, потреблении и распространении ценностей культуры, а также процессы воспроизводства и развития материальной и духовной культуры определенной категории учащейся и работающей молодежи.
3. Установлено, что
развитие профессионально-педагогического
образования как социально-педагогической
системы обусловлено влиянием
социальных и экономических факторов, и в то же время данная
система функционирует на основе собственных
закономерностей и принципов, имеет тенденцию
к стабилизации (целостности) и дальнейшему
развитию.
4. Выделена объективная потребность в
развитии системы профессионально-педагогического
образования, которое в современных условиях
развития государства, связанных с рыночной
экономикой, должно качественно измениться,
стать адекватным социально-экономическим
условиям, обеспечить рост экономики и
удовлетворение новых запросов человека
и общества. Определение стратегии модернизации
профессионально-педагогического образования
связано с необходимостью исследования
его состояния в современных условиях
Библиография
- Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов.– М.: Экономика, 1991.– 415 с.
- Батышев, С.Я. Подготовка инженеров-педагогов – проблема комплексная / С.Я. Батышев // Профессионально-техническое образование.– 1976.– № 3.– С. 52–53.
- Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарева.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 112 с.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».– Москва, Кремль, 22 августа 1996 года.– № 125-Ф3.– 66 с.
- Зеер, Э.Ф. Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования / Э.Ф. Зеер.– Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1986.– 125 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина.– М.: Высш. шк., 1990.– 119 с.
- Маленко, А.Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования / А.Т. Маленко.– Минск: Высш. шк., 1980.– 166 с.