Профессиональное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование.

Содержание работы

Введение 3
1. История профессионально-педагогического образования в России 4
2. Понятие «профессионально-педагогического образования» 8
3. Сущность и функции профессионально-педагогического образования 17
Заключение 25
Библиография 27

Файлы: 1 файл

Реферат проф образование 2.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Семантика второго компонента сложного слова «инженер-педагог» раскрывается следующим определением: «Педагог - лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской  и воспитательной работой». Приведенный смысл слова «педагог» шире смысла слов «преподаватель» («тот, кто занимается преподаванием чего-либо») и «учитель» («тот, кто преподает какой-либо учебный предмет в школе»). 
Понятие «инженер-педагог» образовано соединением двух основ в одно слово. Такой прием (словосложение) как один из способов образования новых слов является продуктивным типом словообразования в современном русском языке. Слово «инженер-педагог» относится к типу сложения с сочинительным отношением основ, при котором обе части, составляющие слово, обозначают единое понятие, совмещающее в себе признаки понятий, названных двумя основами существительных.

Таким образом, понятие «инженер-педагог» используется для обозначения и характеристики специалиста, осуществляющего педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке лиц, обучающихся по одной из отраслей производства в системе профтехобразования, и квалифицированных рабочих на производстве. Инженерно-педагогическая деятельность носит интегративный характер, социально направлена на профессиональную подготовку квалифицированных рабочих, включает в себя педагогический, инженерно-технический и производственно-технологический («рабочий») компоненты.

Подготовка к такой деятельности осуществлялась в системе инженерно-педагогического образования, которая создавала условия для осуществления процесса целенаправленного, планомерного и организованного профессионального становления и развития личности путем получения-передачи знаний, навыков и умений по инженерно-педагогическим специальностям и специализациям (определение инженерно-педагогического образования как процесса).

Наряду с обозначением образовательной  системы термин «инженерно-педагогическое образование» применялся для обозначения  усвоенной человеком совокупности специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих личности, получившей это образование, успешно работать в системе начального профессионального образования по определенной отрасли производства (определение инженерно-педагогического образования как результата). 
Двойное толкование понятия «инженерно-педагогическое образование» (как процесса и результата) согласуется с определениями понятия «образование», представленными в учебнике «Профессиональная педагогика» и отраженными в словарях.

Инженерно-педагогическое образование  может быть определено также как  система трех компонентов: во-первых, это совокупность профессиональных образовательных программ и государственных  стандартов среднего и высшего специализированного профессионального образования; во-вторых, это сеть реализующих их средних и высших учебных заведений различных организационно-правовых форм, типов и видов (индустриально-педагогические техникумы и колледжи, инженерно-педагогические высшие учебные заведения, инженерно-педагогические факультеты и кафедры в технических и сельскохозяйственных вузах); в-третьих, это органы управления инженерно-педагогическим образованием - Министерство образования РФ и Учебно-методическое объединение по ППО.

Специализированный характер профессиональных образовательных программ и государственных  образовательных стандартов в инженерно-педагогическом образовании определяется необходимостью включения в них компонентов, присущих инженерно-технической, психолого-педагогической и производственной (по рабочей профессии) подготовке. Данная необходимость обусловлена потребностью в специалистах для ведения педагогической, инженерно-педагогической, инженерно-технической, производственной и административной деятельности в системе технических учебных заведений начального и среднего профессионального образования, в отделах технического обучения и структурных подразделениях предприятий и организаций, в отраслевых учебно-курсовых комбинатах.

В основном инженерно-педагогическое образование ориентировано на различающуюся по направлениям и уровням профессионально-техническую сферу начального профессионального образования. При этом последняя специализирована также по отраслям экономики (металлообработка, производство черных металлов, электротехническое производство, эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей, химическое производство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, лесозаготовительные работы, деревообрабатывающее производство, транспорт, общественное питание, торговля и производство пищевой продукции, полиграфическое производство, сельское хозяйство и др.).

Понятие «инженерно-педагогическое образование» в настоящее время перекрывается  и поглощается более широким  понятием «профессионально-педагогическое образование», которое введено в научный оборот Г. М. Романцевым в начале 1990-х гг. Его появление связано с новыми потребностями систем начального и среднего профессионального образования, рынка труда, с появлением новых профессий. При этом, по мнению А. М. Новикова, заметными стали процессы расширения профессионального обучения на непроизводственную (нетехническую) сферу с реальным превращением начального профессионального образования из традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное. Новое понятие детерминирует расширение содержательного поля педагогической деятельности педагогов профессионального обучения.

В рамках профессионально-педагогического  образования наряду со сложившимся  инженерно-педагогическим образованием реализуются программы подготовки специалистов для «нетехнических» учебных заведений всех уровней и типов, например библиотечных, культурно-просветительских, медицинских и т. п.

Содержанием педагогической деятельности специалиста, подготовленного в системе профессионально-педагогического образования, является профессия как относительно постоянный вид трудовой деятельности, характеризуемый, в частности, специальными знаниями и умениями, а также способами и характером взаимодействия человека с теми или иными технологиями. Очевидно, что для успешности такой трудовой деятельности человеку требуется получить определенную подготовку, осуществляемую профессионально-педагогическими работниками. Данные обстоятельства обусловливают интегративность деятельности специалистов профессионального обучения, учитывающую взаимодействие в процессе труда различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических. Кроме того, производственно-технологический компонент такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность подготовки педагога профессионального обучения - обязательное получение рабочей профессии. 
Важным результатом процесса подготовки специалиста в системе профессионально-педагогического образования является не только сформированная система знаний, умений и обобщенных способов выполнения профессиональных функций, но и, прежде всего, профессионально ориентированная личность, способная к самореализации.

Таким образом, профессионально-педагогическое образование, с одной стороны, это  процесс формирования специалистов, обеспечивающих подготовку человека к  деятельности по конкретной профессии; с другой стороны, как самостоятельная система профессиональных знаний, навыков, умений и опыта - это результат.

В связи с этим следует  отметить отличие понятий «профессионально-педагогическое образование» и «педагогическое  образование». Профессионально-педагогическое образование обеспечивает реализацию образовательных программ при обучении профессиям в учреждениях профессионального образования, а педагогическое - общеобразовательных, в основном предметных программ общего среднего образования. Поэтому обсуждаемые понятия по отношению друг к другу следует считать независимыми.

Итак, понятие «профессионально-педагогическое образование» имеет следующее содержание: это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению  подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности. При понимании профессионально-педагогического образования как результата данный термин обозначает усвоенную человеком совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно работать в сфере профессионального образования.

 

3. Сущность и функции профессионально-педагогического образования

В педагогической науке и образовательной практике России понятие «профессионально-педагогическое образование» стало использоваться с 1992 г. Употребляемый в работе термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование квалификации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Кроме того, это обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе учебных заведений начального профессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения и др.

В научной литературе, касающейся проблем педагогического  образования в части подготовки школьного учителя, также применяется термин «профессионально-педагогическая деятельность». По определению В. А. Сластенина, данная деятельность осуществляется как вид социальной деятельности, создающей условия для развития личности и обеспечивающей усвоение подрастающим поколением культуры и опыта человечества, готовность личности к выполнению определенных социальных ролей в определенном обществе. Более конкретное наполнение данного понятия дано 3. М. Большаковой: профессионально-педагогическая деятельность- это особый вид профессиональной творческой деятельности педагога, направленной на передачу социокультурного опыта детям посредством образования и создание условий для их развития.

Данные определения  выделяют педагогическую деятельность как профессиональную, сосуществующую в обществе наравне с другими видами деятельности: профессиональной юридической, профессиональной медицинской, профессиональной экономической и др. Для осуществления перечисленных видов деятельности необходимо получение соответствующего профессионального образования, например юридического, медицинского, экономического и др. Аналогично образование, направленное на подготовку учителя и реализуемое в педагогических вузах, как правило, называют педагогическим. Однако, в отличие отданной логики, для передачи этого смысла употребляют также термин «профессионально-педагогическое образование» (профессиональное педагогическое). Он совпадает с названием исследуемого нами самостоятельного вида образования - профессионально-педагогического, в рамках которого осуществляется подготовка педагогов профессионального обучения, что приводит к недопустимому смешению двух совершенно разных по смыслу понятий.

Система педагогического  образования (в понимании В. А. Сластенина - профессионального педагогического или профессионально-педагогического) направлена на подготовку учителей для профессиональной педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам в системе общего среднего образования (предметная область - общеобразовательные дисциплины). Система профессионально-педагогического образования осуществляет подготовку педагогов профессионального обучения для профессиональной профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии преимущественно в системе начального профессионального образования (предметная область - профессия).

Анализ профессионально-педагогического образования в быстро меняющихся социальных условиях предусматривает рассмотрение динамики его функций по отношению к человеку и обществу в целом и уточнение их. 
Целесообразно такой анализ осуществлять, сопоставляя функции профессионально-педагогического образования с функциями образования в целом. Это объясняется, во-первых, значимостью последних для определения путей развития профессионально-педагогического образования и, во-вторых, проявлением в них активных связей системы образования с другими социальными системами, позволяющими определить координаты и роль образования в общественной структуре.

В качестве одного из методологических положений для изучения функций  образования выделяется положение  об обусловленности содержания функций поставленной целью (Е. П. Белозерцев, В. М. Димов, В. А. Копылов, В. Д. Попов). Действительно, достижение поставленной цели составляет сущность и основное назначение функций любой системы. Следовательно, в функциях образования отражена целеполагающая часть его деятельности, детерминированная социально-экономическими потребностями общества. Поэтому такие функции можно рассматривать как основные направления деятельности образовательной системы по реализации наиболее существенных общественных целей.

Принимая, что деятельность современной системы профессионально-педагогического  образования необходимо направить  на удовлетворение потребностей экономики, общества и личности, можно ее функции  обозначить как связанные с целями, детерминированными данными потребностями. Такой подход позволяет принимать во внимание известные функции образования, достаточно разнообразно и разнородно определенные ранее в педагогических, социологических и экономических исследованиях.

Профессионально-педагогическое образование может выполнять экономическую и социальную функции. Первая из них определяется участием образования в воспроизводстве рабочих кадров посредством формирования профессионального потенциала членов общества, вторая направлена на формирование всесторонне развитой личности. В других исследованиях эти функции описываются следующим образом:

  1. экономическая - участие в воспроизводстве рабочей силы путем формирования профессионализма членов общества;
  2. социально-экономическая - подготовка работников общественного производства с учетом технологического содержания труда и его общественно-политических условий;
  3. социальная - формирование всесторонне развитой личности.

Информация о работе Профессиональное образование