Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:55, реферат
Современная система образования включает в себя следующие основные виды образования: дошкольное (начальное) образование и воспитание, общее образование, базовое профессиональное образование (высшее, среднее, начальное профессиональное), послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование.
Введение 3
1. История профессионально-педагогического образования в России 4
2. Понятие «профессионально-педагогического образования» 8
3. Сущность и функции профессионально-педагогического образования 17
Заключение 25
Библиография 27
Семантика второго компонента
сложного слова «инженер-педагог» раскрывается
следующим определением: «Педагог -
лицо, имеющее специальную подготовку
и занимающееся преподавательской
и воспитательной работой». Приведенный смысл слова «педагог» шире
смысла слов «преподаватель» («тот, кто
занимается преподаванием чего-либо»)
и «учитель» («тот, кто преподает какой-либо
учебный предмет в школе»).
Понятие «инженер-педагог» образовано
соединением двух основ в одно слово. Такой
прием (словосложение) как один из способов
образования новых слов является продуктивным
типом словообразования в современном
русском языке. Слово «инженер-педагог»
относится к типу сложения с сочинительным
отношением основ, при котором обе части,
составляющие слово, обозначают единое
понятие, совмещающее в себе признаки
понятий, названных двумя основами существительных.
Таким образом, понятие «инженер-педагог» используется
для обозначения и характеристики специалиста,
осуществляющего педагогическую, учебно-производственную
и организационно-методическую деятельность
по профессиональной подготовке лиц, обучающихся
по одной из отраслей производства в системе
профтехобразования, и квалифицированных
рабочих на производстве. Инженерно-педагогическая
деятельность носит интегративный характер,
социально направлена на профессиональную
подготовку квалифицированных рабочих,
включает в себя педагогический, инженерно-технический
и производственно-
Подготовка к такой
Наряду с обозначением образовательной
системы термин «инженерно-педагогическое
образование» применялся для обозначения
усвоенной человеком совокупности специальных
знаний, умений и навыков, социально и
профессионально важных качеств, позволяющих
личности, получившей это образование,
успешно работать в системе начального
профессионального образования по определенной
отрасли производства (определение инженерно-педагогического
образования как результата).
Двойное толкование понятия «инженерно-педагогическое
образование» (как процесса и результата)
согласуется с определениями понятия
«образование», представленными в учебнике
«Профессиональная педагогика» и отраженными
в словарях.
Инженерно-педагогическое образование может быть определено также как система трех компонентов: во-первых, это совокупность профессиональных образовательных программ и государственных стандартов среднего и высшего специализированного профессионального образования; во-вторых, это сеть реализующих их средних и высших учебных заведений различных организационно-правовых форм, типов и видов (индустриально-педагогические техникумы и колледжи, инженерно-педагогические высшие учебные заведения, инженерно-педагогические факультеты и кафедры в технических и сельскохозяйственных вузах); в-третьих, это органы управления инженерно-педагогическим образованием - Министерство образования РФ и Учебно-методическое объединение по ППО.
Специализированный характер профессиональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов в инженерно-педагогическом образовании определяется необходимостью включения в них компонентов, присущих инженерно-технической, психолого-педагогической и производственной (по рабочей профессии) подготовке. Данная необходимость обусловлена потребностью в специалистах для ведения педагогической, инженерно-педагогической, инженерно-технической, производственной и административной деятельности в системе технических учебных заведений начального и среднего профессионального образования, в отделах технического обучения и структурных подразделениях предприятий и организаций, в отраслевых учебно-курсовых комбинатах.
В основном инженерно-педагогическое образование ориентировано на различающуюся по направлениям и уровням профессионально-техническую сферу начального профессионального образования. При этом последняя специализирована также по отраслям экономики (металлообработка, производство черных металлов, электротехническое производство, эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей, химическое производство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, лесозаготовительные работы, деревообрабатывающее производство, транспорт, общественное питание, торговля и производство пищевой продукции, полиграфическое производство, сельское хозяйство и др.).
Понятие «инженерно-педагогическое образование»
в настоящее время
В рамках профессионально-
Содержанием педагогической
деятельности специалиста, подготовленного в системе профессионально-
Важным результатом процесса подготовки
специалиста в системе профессионально-
Таким образом, профессионально-педагогическое образование, с одной стороны, это процесс формирования специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по конкретной профессии; с другой стороны, как самостоятельная система профессиональных знаний, навыков, умений и опыта - это результат.
В связи с этим следует
отметить отличие понятий «
Итак, понятие «профессионально-
В педагогической науке и образовательной практике России
понятие «профессионально-
В научной литературе,
касающейся проблем педагогического
образования в части подготовки
школьного учителя, также применяется термин «профессионально-
Данные определения
выделяют педагогическую деятельность
как профессиональную, сосуществующую
в обществе наравне с другими видами деятельности: профессиональной
юридической, профессиональной медицинской,
профессиональной экономической и др.
Для осуществления перечисленных видов
деятельности необходимо получение соответствующего
профессионального образования, например
юридического, медицинского, экономического
и др. Аналогично образование, направленное
на подготовку учителя и реализуемое в
педагогических вузах, как правило, называют
педагогическим. Однако, в отличие отданной
логики, для передачи этого смысла употребляют
также термин «профессионально-
Система педагогического
образования (в понимании В. А. Сластенина - профессионального педагогического
или профессионально-
Анализ профессионально-
Целесообразно такой анализ осуществлять,
сопоставляя функции профессионально-
В качестве одного из методологических положений для изучения функций образования выделяется положение об обусловленности содержания функций поставленной целью (Е. П. Белозерцев, В. М. Димов, В. А. Копылов, В. Д. Попов). Действительно, достижение поставленной цели составляет сущность и основное назначение функций любой системы. Следовательно, в функциях образования отражена целеполагающая часть его деятельности, детерминированная социально-экономическими потребностями общества. Поэтому такие функции можно рассматривать как основные направления деятельности образовательной системы по реализации наиболее существенных общественных целей.
Принимая, что деятельность
современной системы
Профессионально-педагогическое образование может выполнять экономическую и социальную функции. Первая из них определяется участием образования в воспроизводстве рабочих кадров посредством формирования профессионального потенциала членов общества, вторая направлена на формирование всесторонне развитой личности. В других исследованиях эти функции описываются следующим образом: