Профессиональные интересы учащихся старших классов и основные пути их формирования во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В настоящее время исследование профессиональных интересов играет очень важную роль, так как появляется множество разнообразных профессий и учащимся старших классов становится труднее определить свою будущую профессию. Многие старшеклассники не знают куда им поступать, где им будет комфортнее и престижнее работать. Также стоит отметить и материальную сторону в выборе профессии.

Файлы: 1 файл

курсовая для.docx

— 112.67 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Кафедра педагогики начального образования

 

 

Курсовая работа

Тема: Профессиональные интересы учащихся старших классов и основные пути их формирования во внеклассной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность. В настоящее время исследование профессиональных интересов играет очень важную роль, так как появляется множество разнообразных  профессий и учащимся старших классов становится труднее определить свою будущую профессию. Многие старшеклассники не знают куда им поступать, где им будет комфортнее и престижнее работать.  Также стоит отметить и материальную сторону в выборе профессии. Большинство учащихся стремятся выбрать престижное и перспективное место работы, отталкиваясь от этого старшеклассники выбирают себе круг интересов подходящих под эту профессию. К сожалению, сейчас мало тех, кто желал бы работать воспитателем в детском саду или учителем начальных классов, так как их заработанная плата не велика. Только люди обладающими таким ценностным ориентациям как альтруизм, гуманизм  пойдут работать в эту сферу. Профессиональный интерес занимает значительное место в профессиональном становлении будущего специалиста, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию профессиональных интересов учащихся, которая должна строиться с учетом современных экономических условий, нового социального опыта, складывающейся общественной атмосферы, представлений, установок, ценностных ориентации.

При изучении особенностей развития интересов на определенных возрастных этапах, влияния возрастных особенностей учащихся на профессиональное самоопределение, мотивацию выбора профессии важны исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, Ю.П. Сокольникова, Е.А. Голомштоком и др.

На данном этапе современного общества нам как педагогам и психологам важно помочь учащимся в профессиональной ориентации. А это включает в себя не только профессиональное просвящение, профессиональное консультирование, но и организацию досуга во внешкольное время, так как любая деятельность является значимой, так внеклассная деятельность может быть полезной в том плане, что она раскрывает сущность будущей профессии. Это могут быть различные творчески направленные кружки, спортивные секции и др.

Проблема – каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональных интересов у учащихся старших классов в системе внеклассной работы.

Цель исследования - выявить профессиональные интересы старшеклассников и пути их формирования во внеклассное время.

Объект исследования - учебно – воспитательный процесс школы.

Предмет исследования - профессиональные интересы учащихся старших классов во внеклассное время.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность понятий «интерес», «профессиональный интерес».
  2. Изучить возрастную характеристику
  3. Раскрыть методы, которые помогут выявить профессиональные интересы.
  4. Провести эксперимент.

Гипотеза. При изучении профессиональных интересов старшеклассников и благодаря различным методикам можно предположить, что школьникам будет намного легче выбрать свою будущую профессию, на основе полученных результатов и предварительных бесед.

Методы исследования: изучение литературы, изучение опыта учителей, систематизация научных знаний (теоретический анализ), анкетирование, тестирование.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют общую педагогику, историю педагогики и образования, профориентологию знаниями и представлениями и сущности профессиональных интересов старшеклассников и основных путей их формирования во внеклассной работе. Охарактеризованы профессиональные интересы старшеклассников, определены и научно обоснованы педагогические условия обеспечивающие профессиональное самоопределение в процессе внеклассной работы старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение содержащихся в нем выводов позволяет выявить уровень сформированности профессионального самоопределения старшеклассников  и их интересы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. изучить, исследовать научно – методическую, психолого – педагогическую литературу и дать ей обобщающую характеристику;
  2. результаты опытно – экспериментальных исследований с апробацией и разработанной методикой их применения, которые позволят получить позитивные результаты;
  3. приложения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы изучения

1.1. Сущность понятий «интерес», «профессиональный  интерес» и «внеклассная работа».

Проблема интереса в истории отечественной педагогической мысли поднималась в работах А.И. Анастасиева, В.Г. Белинского, И.И. Бецкого, А.И. Герцена, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, Н.И. Новикова, В.Ф. Одоевского, А.Н. Радищева, Ф.И. Янковича. Свой вклад в разработку проблемы интереса также внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие известные педагоги.

На современном этапе проблема интереса все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни, к выбору профессии.

В современной педагогике и психологии многими авторами (А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сахаров, А.Д. Сазонов, С.Н. Чистякова, Г.И. Щукина, и др.) приводятся многочисленные определения понятию «интерес».

Так, в Новом энциклопедическом словаре, интерес трактуется как реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов [15].

Интерес - это индивидуально-психологическая особенность личности, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также в интеллектуальной познавательной активности.

В словаре практического психолога  интерес определяется как форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению субъективной действительности, обнаруживающаяся в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания во внимании к объекту интереса.

А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, предлагают следующее определение: "Под интересом понимается избирательное, эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими".

И.Ю. Кулагина, Л.М. Фридман под интересом понимают тенденцию личности, заключающуюся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. А.Г. Ковалев определяет интерес как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

По нашему мнению, наиболее полное, многоаспектное определение понятию «интерес» принадлежит Г.И. Щукиной, которая рассматривает его как:

- избирательную  направленность личности на познание  предметов, явлений, событий окружающего  мира, активизирующую психические  процессы, деятельность человека, его  познавательные возможности;

- тенденцию, стремление, потребность личности  заниматься данной областью знаний;

- мощный  побудитель активности личности, под влиянием которого деятельность  становится увлекательной и продуктивной;

- особое  избирательное, наполненное активными  помыслами, волевыми устремлениями, яркими эмоциями отношение к  окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам.

Приведенные нами различные трактовки интереса в отечественной педагогике и психологии далеко не все, но и этого достаточно для того, чтобы наряду с различиями выделить и общность аспектов, более полно раскрывающих понятие "интерес", заключающуюся в его связи с различными психическими процессами (эмоциональными, волевыми, интеллектуальными и т.д.); в его включенности в важнейшие личностные образования (отношения, потребности, направленность личности, мотивы деятельности, активные процессы сознания и т.д.); принадлежности, как интегративного образования, ко всей жизнедеятельности человека [10, 289].

В зарубежной педагогике и психологии понятие «интерес» трактуется авторами по-разному.

Так, по мнению И. Гербарта, в основе интереса лежит взаимодействие, статика и динамика представлений. Основным признаком интереса считается активность человека в сфере умственной деятельности.

В. Иерузалем, Т. Липе, В. Остерман считали, что интерес переживается как радость, возвышенное состояние, не требующее никаких усилий. Радость успеха порождает интерес к делу. Интерес сводится в своей основе к субъективной оценке жизненной ценности или значения того или иного явления, на которое интерес направлен.

Ч. Бюллер, А. Вальземан, П. Наторп перенесли центр тяжести в объяснении интереса в область воли, стремления, побуждения к действию; выдвинули на первый план динамическую, двигательную, побуждающую силу интереса. Интерес для них равнозначен направленности на совершение определенных действий.

В. Джемс, Э. Клаперед обосновали психо-биологическую теорию интереса. Они считали, что в основу понятия интереса должны быть положены биологические факторы. Интерес - это симптом потребности, инстинкт желания, которое требует удовлетворения. Однако уже при построении теории интереса на биологической основе исследователи столкнулись с противоречиями между биологическими и психологическими интересами человека, ведь человека может интересовать не только то, что ему полезно с точки зрения самосохранения, но и прямо противоположное. Представители психо-биологической теории сделали попытку вывести проблему интереса из области метафизических и субъективистских представлений и дать ей биологическое объективное толкование, но не смогли провести существенную грань между интересами человека и его биологическими потребностями.

Рассматривая понятие «профессиональный интерес», можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней» [16].

Развитие профессиональных интересов – это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор.

Профессиональный интерес понимается как сложное личностное образование, возникшее в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой мотивированное субъективное отношение к конкретной профессиональной деятельности, осознаваемое и переживаемое личностью. В содержание профессионального интереса включаются эмоции, мотивы, интеллект и воля, проявляющиеся в отношении субъекта к выбранной профессии. Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение субъекта к выбранной профессии, удовлетворенность ее выбором; мотивационный свидетельствует о том, что послужило возникновению мотивов выбора профессии, их направленности и содержания; интеллектуальный компонент показывает, насколько правильно субъект понимает выбранную профессию, характеризует самооценку своей профессиональной подготовленности и познание профессии; волевой показывает степень проявления субъектом волевой активности при овладении профессией и в совершенствовании профессиональной деятельности [13].

Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться списком условий, выявленных в исследованиях Голомштока А.Е. К ним относятся следующие:

  1. Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введения в их систему проблемных вопросов;
  2. Целенаправленное последовательное ознакомление учащихся с кругом профессий с учетом направленности их познавательной деятельности;
  3. Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;
  4. Активизация к самопознанию и, следовательно, к пробе сил.

Таким образом, профессиональный интерес (склонность) – это положительное эмоциональное отношение к профессии. Это динамическая категория: она проходит свои этапы развития, а также уровни развития [11, 231].

Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время.  Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.  Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.  В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект [4, 270].

Информация о работе Профессиональные интересы учащихся старших классов и основные пути их формирования во внеклассной работе