Профессиональные интересы учащихся старших классов и основные пути их формирования во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В настоящее время исследование профессиональных интересов играет очень важную роль, так как появляется множество разнообразных профессий и учащимся старших классов становится труднее определить свою будущую профессию. Многие старшеклассники не знают куда им поступать, где им будет комфортнее и престижнее работать. Также стоит отметить и материальную сторону в выборе профессии.

Файлы: 1 файл

курсовая для.docx

— 112.67 Кб (Скачать файл)

Тест Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно указать одну, предпочитаемую (см. приложение 1). Далее по ключу к методике определяется тип личности респондента.

Обработав данные можно сделать вывод: ученики склонны к реалистичному и предприимчивому  типам личности (большая часть класса), ученицы склонны к социальному и артистическому типу (большая часть класса). А именно: трое учеников склонны  реалистичному типу, трое учеников склонны  к предприимчивому типу, один ученик склонен к интеллектуальному типу. Четыре ученицы склонны к предприимчивому типу, четыре – к социальному типу, три – к артистическому типу и две ученицы к конвенциональному типу.

Карта интересов А.Е. Голомштока:

Опросник разработан А.Е. Голомштоком, предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. В данной методике насчитывается 29 сфер деятельности. "Карта интересов" насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится по 6 вопросов.

Испытуемым дается опросник, состоящий из 174 вопросов, с вариантами степени своего согласия или не согласия с каждым из них (см. приложение 2). По полученным данным можно выявить интересы к данным профессиям: биология,  география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт [3, 116].

Анализ результатов исследования:

По результатам методики "Карта интересов" интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности распределились следующим образом:

 

,

где 1 – это сфера обслуживания, 2 – это рабочие специальности, 3 – это общественная деятельность, 4 – изобразительное  искусство, 5  - это сценическое искусство.

Опираясь на полученные данные можно сделать вывод, что большинство из учеников  предпочитают  область сферы обслуживания – 35% учеников, по рабочим специальностям – 25%, по общественной деятельности - 20%, в сфере изобразительного искусства – 10 % и в сфере сценического искусства – 10 %.

Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной):

Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении вопросов, выявляющие скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы (см. приложение 3) [3, 132].

Бланк ответов:

 

ученицы

ученики

1

а

а

а

б

а

б

б

в

а

б

в

б

б

в

в

а

б

в

в

в

2

а

в

б

в

б

в

в

в

в

в

б

в

в

а

в

б

в

в

в

б

3

а

б

в

б

в

б

б

в

б

б

а

а

б

б

б

а

в

б

б

б

4

б

в

в

в

б

в

б

б

б

в

в

в

в

в

а

в

б

а

в

а

5

а

в

а

б

б

в

а

а

в

в

а

б

б

в

в

б

б

б

б

в

6

а

а

а

а

в

а

а

в

а

в

а

а

а

в

в

а

б

в

б

б

7

в

в

в

в

б

б

в

а

в

в

б

в

в

б

б

б

а

б

б

б

8

а

а

в

б

а

а

в

б

а

в

а

а

а

б

б

б

б

б

б

б

9

б

б

б

б

а

б

б

б

б

в

б

б

б

а

в

а

в

а

в

в

10

а

а

а

а

б

б

б

б

а

а

б

а

а

б

б

в

б

б

б

б

11

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

а

б

в

а

б

в

в

в

12

б

в

б

б

б

б

в

в

б

в

б

б

б

а

в

а

в

в

в

в

13

а

б

а

а

в

а

б

б

в

б

в

б

б

б

б

а

в

б

б

б

14

а

а

а

а

а

б

а

а

б

в

б

в

в

в

в

а

а

в

а

а

15

а

а

а

а

а

в

а

в

в

а

в

в

в

б

б

а

в

б

б

б

16

а

б

б

в

б

б

б

б

б

а

б

б

б

в

б

б

а

б

б

б

17

в

б

б

б

б

б

а

б

б

в

б

б

б

б

б

в

а

б

б

б

18

в

в

а

а

в

а

в

в

в

в

а

а

в

в

в

а

а

в

в

в

19

а

б

а

а

в

а

б

б

а

б

в

б

б

а

б

б

в

а

в

б

20

в

в

а

в

а

а

б

в

б

а

в

в

в

а

а

в

в

а

а

б

21

в

а

в

а

в

в

б

б

а

в

а

а

в

в

а

а

в

б

б

б

22

б

б

б

б

в

в

а

а

б

в

а

а

а

а

в

а

а

в

в

в

23

а

а

б

а

б

а

а

а

б

б

б

б

б

в

а

в

б

а

а

а

24

в

в

а

а

а

в

б

б

а

б

в

а

в

б

б

в

а

в

в

в

 

1

5

1

1

1

4

5

5

4

5

6

4

4

3

5

1

5

3

5

3


 

 

Виды деятельности:

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях  этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык  с разными людьми, понимать их  настроение, намерения.

 

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие  люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

 

3 - склонность к практической  деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

 

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

 

5 - склонность к экстремальным  видам деятельности. Профессии, связанные  с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной  и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют  особые требования к физической  подготовке, здоровью, волевым качествам.

 

6 - склонность к планово-экономическим  видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

 

Полученные данные показывают, что больший процент учащихся склонны экстремальному виду деятельности. Среди девочек преобладает категория – работа с людьми, среди мальчиков склонность к практической и экстремальной деятельности.

Среди девочек преобладает категория – работа с людьми и экстремальная деятельность.

 

 Среди учеников склонность к практической и экстремальной деятельности.

Вывод: таким образом, методы, которые мы применили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли многим ученикам определиться в выборе профессий. Методики помогли ученикам разобраться в их профессиональных интересах, выявили свой профессиональный тип личности, определили свой будущий профессиональный путь.

Заключение

Проблема исследования нашла свое подтверждение и успешно разрешена (см. с.4). Поставленная цель достигнута в том, что проведенная работа в 10 классе позволила выявить профессиональные интересы учащихся. Четыре поставленные задачи решены (см. с.4):

    1. Определены основные понятия;
    2. Обозначена возрастная характеристика ученика старшего класса и ее особенности;
    3. Выявлены основные методы и формы внеклассной работы;
    4. Проведен эксперимент, а именно тест по определению типа профессиональной направленности личности Дж. Голланда (см. с.19), «карта интересов» Е.А. Голомштока (см. с. 21), опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной(см. с. 22).

Стоит отметить, что результат опытно – экспериментальной работы полностью подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Опытно - экспериментальная работа показала, что:

- ученики  склонны к реалистичному и  предприимчивому  типам личности (большая часть класса), ученицы  склонны к социальному и артистическому  типу (большая часть класса).

- большинство  из учеников  предпочитают  область  сферы обслуживания – 35% учеников, по рабочим специальностям – 25%, по общественной деятельности - 20%, в сфере изобразительного  искусства – 10 % и в сфере сценического  искусства – 10 %.

- больший  процент учащихся склонны экстремальному  виду деятельности. Среди девочек  преобладает категория – работа  с людьми, среди мальчиков склонность  к практической и экстремальной  деятельности.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Большинство учеников, имея определенные профессиональные интересы не могут определиться с выбором будущей профессии. Многим из них профессии «навязывают» родители, либо сверстники. Старшеклассникам, прежде всего, необходимо определиться в своих интересах, разобрать их на значимые и второстепенные. А дальше отталкиваясь от них формировать свой профессиональный выбор.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, соответствующие профессионально важным качествам.  

Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если школьник общителен, то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами. Кроме того, трудно понять, понравится ли психология или та же экономика - ведь в школе не изучается ничего подобного. Для того, чтоб не ошибиться, необходимо расширять кругозор по отношению к миру профессий. 

 Анализируя данные необходимо  помнить, что окончательный выбор  только за самим человеком, ибо  выбирая профессию, выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать  максимальную реализацию возможностей (пользу обществу). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.
  3. Болотова, А. К., Макарова, И. В. Прикладная психология: учебник для вузов. -* М.: Аспект Пресс, 2001.– 383 с.
  4. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
  5. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с. 
  6. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с.
  7. Кон, И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с. 
  8. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики - М.: Медицина, 1992. – 234 c.
  9. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.
  10. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского.-  2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.
  11. Селиванов, B. C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред.    В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. -336с.
  12. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1385
  13. http://www.voppsy.ru/issues/1987/872/872062.htm
  14. http://avkrasn.ru/article-1435.html
  15. http://www.pedlib.ru/Books/1/0468/1_0468368.shtml#book_page_top
  16. www/obw-pedagogika/razvitie-professionalnyh-interesov-starsheklassnikov-v-uslovijah.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональные интересы учащихся старших классов и основные пути их формирования во внеклассной работе