Профессиональные интересы учащихся старших классов и основные пути их формирования во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В настоящее время исследование профессиональных интересов играет очень важную роль, так как появляется множество разнообразных профессий и учащимся старших классов становится труднее определить свою будущую профессию. Многие старшеклассники не знают куда им поступать, где им будет комфортнее и престижнее работать. Также стоит отметить и материальную сторону в выборе профессии.

Файлы: 1 файл

курсовая для.docx

— 112.67 Кб (Скачать файл)

1.2. Возрастная характеристика старшего  школьника

В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и т.д.

В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений - отметок, различных мероприятий и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью [9, 180].

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И.Божович и многие другие исследователи этого возраста (И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Е.А.Шумилин) связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции. Смена внутренней позиции заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши [2, 87].

Существенным моментом внутренней позиции старшеклассника становится новый характер потребностей: из непосредственных они превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер. Возникновение опосредованных потребностей - такой этап в развитии мотивационной сферы, который делает возможным сознательное управление школьником своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Ведь для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил выход во взрослую жизнь. Следовательно, за эти два года необходимо составить себе жизненный план, который включает в себя вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Этот жизненный план уже должен существенно отличаться от того туманного, что представлялся в 9 классе [11, 211].

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства. А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т.д. В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов. Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития [7, 72].

Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуальном (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает). Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации [6, 55].

 

1.3. Методы  и формы применяемые в учебно – воспитательном       процессе

Существенной стороной деятельности  педагогического  коллектива  школы  является организация  и  руководство внеклассной  воспитательной  работой.  Значительную  часть  этой работы  планируют  и  осуществляют   классные   руководители   (нравственное воспитание, стимулирование учебной  деятельности,  организация  общественно-полезного труда). Большое место в организации  внеклассной  работы  занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

  1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
  2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их  свободного времени.
  3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная  работа охватывала всех учащихся.
  4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.

С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы.

Сложились общие  принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач («Огонек», КВН, «Круглый стол», «Аукцион», «Что? Где? Когда?» и т.п.).  Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

      1. формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);
      2. познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);
      3. развлекательные формы (утренники и вечера,  «капустники», «посиделки» и т.п.). 

Также можно представить и такую классификацию форм внеклассной работы:

  1. словесные (собрания, митинги, информации и т.п.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения; 
  2. наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов - зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий и т.п.
  3. практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.), основу которых составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности.

Что же касается методов, то можно привести такие методы, как:

    1. методы организации деятельности (кратко - методы приучения) - приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций; 
    2. методы формирования сознания (кратко - методы убеждения) - использование примера, рассказ, беседа, диспут, лекция; 
    3. методы стимулирования - поощрение, наказание, соревнование [14]. 

 Но чтобы мы могли помочь старшекласснику в его самоопределении и разобраться в его интересах и предпочтениях необходимо воспользоваться таким методиками как, Карта интересов А.Е. Голомштока, Диагностика профессиональных предпочтений, Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра, Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда, Опросник профессиональных предпочтений Кабардовой, Методика изучения склонностей Синявского и Федоришина и др. Именно, благодаря использованию целого комплекса форм, методов и средств, мы можем помочь старшекласснику сделать правильный  выбор своей будущей профессии [12].

Вывод: мы обозначили основные понятия «интерес», «профессиональный интерес», «внеклассная работа»; выявили возрастные характеристики старшеклассника, особенности данного периода; ознакомились с основными формами, методами, которые должен применять педагог в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа

2.1. Опыт работы  учителей по профориентации старшеклассников  в школе

Целью профориентации с учащимися 9-11 классов  является продолжение формирования способности учащихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, развитие профессионально важных качеств.

Целесообразно формировать у старшеклассников обобщенные способы действий, такие ключевые компетенции, которые будут востребованы всегда и во все времена: умение анализировать любую ситуацию, принимать адекватные решения; способность предвидеть результат своей деятельности, как ближний, так и дальний; способность и умение аргументировать свои доводы; уметь осуществлять деловые контакты; быть принципиальным и честным. К ключевым компетенциям следует также отнести умение работать на компьютере; знание иностранного языка; умение водить какое-либо автотранспортное средство, быть развитым и информированным человеком.

Эти способности и качества нельзя сформировать за один - два года даже при упорном труде. Решают эти задачи учителя, чтобы помочь школьникам успешно самоопределиться [1, 169].

Целью профориентационной работы в старших классах является формирование готовности школьника к принятию решения о выборе профессии.

На этом этапе профильной ориентации учащихся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:

-  характеристику  уровней и перспектив профессионального  образования;

- ограничения  и риски, связанные с приобретением  профессионального образования  в учреждениях профессионального  образования различного типа  и уровня;

- демонстрацию  примеров конкретных учебных  заведений различных типов и  уровней, выпускники которых востребованы  на рынке труда данного региона;

- знакомство  с наиболее «яркими» или «типичными»  примерами, свидетельствующими о  путях достижения профессионального  успеха бывшими выпускниками  школ данного региона.

Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников осуществляется на основе анкетирования, тестирования, собеседований, проведения фокус-групп, других методов, а также с учетом мнения родителей и педагогов. Также сюда можно отнести различные экскурсии на производственные предприятия, создание уголков по профориентации.

Помощь педагогов старшеклассникам в профессиональном самоопределении связана с необходимостью информировать школьников о разнообразии мира профессий, об их связи с науками и предметами, изучаемыми в школе, разъяснять специфику и особенности профессиональной деятельности. Также важно дать возможность учащимся освоить практические навыки планирования, развивать способность видеть позитивную перспективу своей будущей жизни, оказывать старшеклассникам эмоциональную поддержку. Это поможет выпускникам сделать самостоятельный и сознательный выбор [5, 34].

 

2.2. Исследование профессиональных  интересов старшеклассников

В исследовании принимали участие 20 учеников 10 класса, из них 13 девочек и 7 мальчиков.

Цель исследования состоит в выявлении профессиональных интересов учащихся.

Для выявления профессиональных интересов было проведено три методики: тест по определению типа профессиональной направленности личности Дж.Голланда, «карта интересов» Е.А. Голомштока, опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной. 

Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 3.

 

Тест по определению типа профессиональной направленности личности Дж. Голланда:

Для оценки профессионального личностного типа была использована методика Дж. Голланда. Стоит отметить, что данная методика поможет нам, выявить совпадают ли интересы старшеклассников  с типом личности. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть типов:

  1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
  2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, радионален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
  3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
  4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
  5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководитель. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
  6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п [8, 169].

Информация о работе Профессиональные интересы учащихся старших классов и основные пути их формирования во внеклассной работе