Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:29, реферат
Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в то же время – и одна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель в одном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый. Педагог- это признание, призыв, внутреннее осознание того, что это твой путь.
Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучение подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
Введение 3
1.Цель, как компонент педагогической деятельности 5
2.Иерархия целей в педагогике 9
3. Цели воспитания в мировой практике 13
4. Цели воспитания в современной школе 19
Анкета для преподавателей КПУ 23
Список литературы 26
Профессия педагога
Реферат по педагогике
2008
Введение 3
1.Цель, как компонент педагогической деятельности 5
2.Иерархия целей в педагогике
3. Цели воспитания в мировой практике 13
4. Цели воспитания в современной школе 19
Анкета для преподавателей КПУ 23
Список литературы 26
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.
К.Д. Ушинский
Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в то же время – и одна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель в одном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый. Педагог- это признание, призыв, внутреннее осознание того, что это твой путь.
Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучение подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
На сегодняшний день одно из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории.
Этот момент подчеркивает актуальность темы.
Сегодня многие ученые-теоретики, а также практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. На таком мнении сходятся многие педагоги, но не все. Гипотеза заключается в следующем: предполагаем, что всестороннее развитие личности есть главная цель педагогики, будь она античной или современной.
Как добиться этого результата, т.е. воспитать такую личность с помощью каких способов и методик – это очень важный вопрос. Поэтому обозначим цель работы: исследовать проблему определения цели в педагогике и доказать, что формирование всесторонне развитой личности является основной целью педагогической науки.
Для достижения поставленной задачи использованы следующие методы: изучение литературы, анализ и обобщение полученной информации, анкетирование и построение диаграммы, основной из данных опроса, а так же обобщение и подведение итогов исследования. В работе осуществлен анализ одного из ключевых моментов в деятельности любого образовательного учреждения и любого педагогического коллектива – цели воспитания и обучения.
Издавна в педагогике обсуждалась проблема постановки цели воспитания, т.к. она является одним из основных компонентов педагогической деятельности. Вообще, прежде чем начать обсуждение проблемы целеполагания, необходимо сначала определить, что же такое цель. В словаре Ожегова дается следующее определение цели. Цель – это то, к чему стремится, что нужно осуществить. Обычно, само понятие цель (какой либо деятельности) трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта, который действует.
С одной
стороны, цель имеет черты несбыточного,
нереального –
Выдающийся физиолог В.М. Бехтерев писал: «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть во всяком случае дело науки…»
Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку педагогической науки. Они оказываются, прежде всего, на характере воспитания. Оно, например, может быть авторитарным и гуманистическим, вербально - морализующим или носить характер организации разнообразной практической деятельности воспитуемых. В зависимости от целей воспитания разрабатываются его содержание, система учебных предметов, изучаемых в школе, их социальная направленность.
В педагогике под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Рассматривая цель, как компонент педагогической деятельности, прежде всего, стоит заметить, что с точки зрения достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными.
Иной ракурс изучения целей – их мотивирующая сущность. Цели деятельности должны побуждать человека действовать, стремиться, планировать, преодолевать страх возможной неудачи и пополнять все прочие необходимые операции. С этой точки зрения становится различимой проблема абстрактных целей, которые не достижимы по определению. Известен некий психологический барьер, который возникает у человека, когда он осознает, что никогда не достигнет желаемого результата своей деятельности, либо не ощутит, не увидит его. Для большинства видов продуктивной деятельности человека этот барьер неопределим, так как деятельность теряет всякий смысл, и нет достаточной мотивации для ее выполнения. Так обстоит дело со многими видами человеческого труда. И лишь в воспитании отказ от недостижимых, абстрактных, целей ведет к прагматизму, который никогда в истории воспитания не приносил достойных результатов.
Для поиска решения необходимо принимать во внимание эти структурные параметры цели воспитания. Одна из основных проблем, по-видимому, кроется именно в количественном и качественном соотношении абстрактного и конкретного в единой цели.
Помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитания присутствует компонент, при помощи которого цель придает воспитанию направленность на оси «личность-общество». Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне.
Равновесие
на оси «человек-общество» на уровне
целей достигается
Говоря, о цели, как компоненте педагогической деятельности сначала следует отметить основные компоненты педагогического процесса вообще:
Цель, содержание, формы, методы.
Управление целостным
Еще более важно то, что цели закономерно определяют остальные элементы педагогического процесса – содержание, формы и методы деятельности преподавателя, воспитателя и воспитуемого. Содержание педагогического процесса должно максимально ориентироваться на постановленные задачи, как можно точнее решать их, не пропуская ни одну. Если методы, формы и средства наилучшим образом будут доносить до осознания учеников суть содержания уроков, формировать у них необходимые умения и навыки, то рассматриваемая закономерная связь обеспечит желаемые результаты. Содержание должно направлять педагогов и воспитуемых на такую деятельность, которая бы позволяла достигнуть главной цели педагогики.
Проанализировав цель как компонент педагогической деятельности, следует подчеркнуть: несмотря на центральное положение цели в педагогической деятельности, необходимо отметить, что оптимальное функционирование и получение желаемого результата достигается только путем закономерностей взаимосвязи всех компонентов педагогической деятельности.
Цели воспитания менялись и очень резко в зависимости от времени и общественного строя, и еще из-за ряда других факторов. Прежде, чем обсуждать иерархию целей в педагогике, еще раз определим, что такое цель. Словарь Вебстера определяет цель как завершение, окончательный результат работ того, на что были направлены усилия и стремления, вызвавшие образ действия. Цель – на этот вопрос: «Что вы хотите?». Цели – это источник мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, которые мобилизируют одновременно сознательные и бессознательные ресурсы. Цели являются центральным фокусом, «мишень» всей деятельности, связанной с любой стратегией. Здесь уместно напомнить, что если вы ничего не хотите, то цель не представляет для вас ни какой ценности. В связи с этим для педагога очень важным является в первую очередь поставить адекватные и значимые цели, определить среди них главное и второстепенное. Это является творческим процессом. Но в отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктам всегда остается развитие личности. В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях. Педагог строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическими поисками:
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя сводить только к решению педагогических задач, хотя это является главным.
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средство достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашают то или иное общество. В педагогике давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от взглядов и убеждений стоящих у власти. Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Гуманизм
при такой практике получает значение
общественного идеала. Человек рассматривается
как высшая цель общественного развития,
в процессе которого обеспечивается
создания необходимых условий для
полной реализации всех его потенции,
достижения гармонии в социально-экономической
и духовной сфере жизни, наивысшего
расцвета конкретной человеческой личности.
С современной трактовке
С содержательной
стороны реализация принципов гуманизма
в воспитательном процессе означает
проявления общечеловеческих ценностей.
В это понятие вкладывается два
смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности
– это ценности значимые не для
какого-то узкого ограниченного круга
людей, а как-то, что имеет значение
для всего человечества. Особенности
выражения этих ценностей зависят
от культурно-исторического
Гуманизм отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей.
Гуманистических подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок для самореализации личности.
Гуманистическая
ориентация образования может быть
реализована только в соответствующих
формах учебно-воспитательного