Профессия педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в то же время – и одна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель в одном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый. Педагог- это признание, призыв, внутреннее осознание того, что это твой путь.
Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучение подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.

Содержание работы

Введение 3
1.Цель, как компонент педагогической деятельности 5
2.Иерархия целей в педагогике 9
3. Цели воспитания в мировой практике 13
4. Цели воспитания в современной школе 19
Анкета для преподавателей КПУ 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Педагог.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

Итак, цель воспитания нельзя выдумать и выдвинуть  произвольно. Она должна соответствовать  представлению общества об идеале человеческой личности.

Идеал человеческой личности – это представление  о совершенном человеке, которое  живет в произведения литературы и искусства в народном творчестве. Идеалы личности у разных народов  очень близки друг к другу. Они  обязательно включают в себя такие  качества как ум, трудолюбие, физическая сила, красота, выносливость.

Сейчас  идея развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром  и, тем не менее, ни одна страна не может  похвастаться ее достаточно полной реализацией.

Следует иметь в виду, что в любом  обществе существуют два педагогических идеала личности. Один – высокий, широко рекламируемый, но заведомо не достижимый. Его предназначение – быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как  можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет  реальное воплощение, явно не пропагандируется. Это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу если не все, то очень многие желают своим детям.

 

3. Цели воспитания  в мировой практике

 

Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человеческим обществом и прошло вместе с ним  длительный путь развития. Поэтому  педагогика и является одной из важнейших  наук, которая изучает закономерности передачи старшим поколением и активного  усвоения младшими поколениями социального  опыта, необходимого для жизни и  труда.

В Древней  Греции педагогом назывался раб, приставленный к ребенку, то есть «детоводитель», целью которого было сопровождать ребенка в школу, прислуживать ему во всем. Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. И соответственно цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели «детоводителя». Проследим прогресс педагогических целей со времен давно минувших дней до современного этапа и раскроем сущность педагогических идей великих теоретиков этой науки.

Выдающийся  греческий философ Платон считался первейшей целью государства  воспитания совершенных членов общества. «Законодатель не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло, как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать законодатель», - находим в  трудах Платона. Целью воспитания является добродетель, высшим из которых Платон считал разум. Наряду с разумностью  он требует воспитание справедливости и совестливости, составляющих стержень добродетели. «Не зло надо завещать детям, а высокую совестливость».

Педагогические  идеи великих греческих философов (Аристотель, Платон, Сократ, Демокрит) оказали огромное влияние на все последующее развитие теории воспитания.

Древние мыслители соглашались, что целью  воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью –  по этому вопросу их мнения расходились. Платон отдал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель писал о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Несколько иной характер имело воспитание в  древнем Риме. До третьего века до нашей  эры здесь господствовало семейное воспитание, унаследованное от эпохи  родового строя. Целью отца, было, обучить  сына ведению хозяйства, владению оружием, он заботился о выработке у  него таких высоко ценимых в Риме нравственных качеств, как преданность  Родине, послушание, скромность. Из отдельных  упоминаний римских и греческих  историков «Ливий, Плутарх» можно заключить, что в пятом веке до нашей эры в Риме существовали частные элементарные школы, где обучали чтению, письму и счету. Во второй половине эпохи сюда проникает влияние греческой культуры. Высшей степенью образования в эту эпоху считалась риторская школа, в которой юноши овладевали ораторским искусством и изучали закон.

Здесь очень  уместно указать на различие в  целях воспитания греков и римлян. В отличии от афинского воспитания, на всех ступенях которого обращалось внимание на единство умственного, физического и эстетического развития, римское воспитание преследовало чисто практические цели и в этом смысле приближалось  спартанскому. В римских школах, в отличии от греческих не обучали музыке, пению, гимнастике. Там юноши уделяли внимание только военным упражнениям. Идея гармонического развития, господствовавшая в Афинах несколько столетий, римлянами воспринята не была. У римских мыслителей  вопросы воспитания не вызывали большого интереса. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским оратором Квинтилианом. В его сочинениях о воспитании оратора он выступает сторонником общественного воспитания.

После падения  Римской империи средневековая  церковь отрицала почти все наследия античного мира. Церковь открыла  приходские школы, в которых мальчиков  готовили к монашеской жизни. Во второй половине средневековья начали складываться внецерковные союзы ученых. В тринадцатом  веке появились первые университеты, но вскоре и том главным факультетом  стал богословский.

Своеобразный  характер носило воспитание сыновей  феодалов. Неразвитость военной техники, постоянные конфликты между феодалами  вызвали к жизни тип сугубо сословного военно-физического, рыцарского воспитания. Грамотность не считалась  обязательной. Воспитание женщин имело  также строго сословный характер. Педагогическая мысль в это время, как и вся практика воспитания и обучения была пронизана духом  религиозной идеологии. В это  время появились руководства  по воспитанию детей феодальной знати. Передовые мыслители обратились к литературе древнего мира, началась эпоха Возрождения.

Томмазо Кампанелло – один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма написал сочинения «Город Солнца». В нем изображено идеальное государство, воспитание носит полностью общественный характер и равно для всех граждан государства. Она должна развивать все силы и способности.

Наиболее  радикальные педагогические идеи высказал Томас Мор. Он признал к равенству  образования мужчин и женщин, соединению обучения с трудом.

Характерной чертой этой эпохи было стремление сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Позднее  положительные идеи гуманизма были развиты крупнейшим педагогом, выдающимся общественным деятелем семнадцатого века Яном Амосом Коменским. Он заложил основы педагогики нового времени, создав свою «Великую дидактику». Похожие идеи развивали Д.Локк, Д. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеций и противоречащий последнему Д. Дидро. Коменский в своем труде пишет: «В школах надо всех учить всему, стремиться к тому, чтоб в школах при посредстве наук и искусств развивались способности, то есть люди должны становиться людьми». Цель воспитания по Коменскому – это воспитание настоящего человека.

Великая Французская Революция установила новый общественный строй, однако новый  капиталистический порядок привел к сильному угнетению. В начале девятнадцатого века возникли идеи утопического социализма   Ш.Фурье,

Р. Оуэна, А. Сен-Симона, В. Вейтлинга, которые в своих произведениях рисовали будущее общество.

Наиболее стройное и интересное учение о воспитании было разработано  Р.Оуэном. целью воспитания он считал всесторонность, обязательное присутствие физического труда.

Говоря  о педагогике девятнадцатого века нельзя не сказать о крупнейшем ее представителе, внесшим особый вклад, заложивший ее научные основы и создавший цельную  педагогическую систему, о К.Д. Ушинском. Воспитание мыслится Ушинским как целеправленный педагогический преднамеренный процесс «управления личностью», цель которого – подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, умеющего сочетать свои интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества. Из направлений главным является нравственное воспитание.

Важнейшие цели воспитания по Ушинскому:

  • формирование мировоззрения, моральных принципов, правил, взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главной дорогой человеческого поведения;
  • развитие нравственных, эстетических чувств и самого высокого из них – патриотизма, который он называл «общественным цементом»;
  • воспитание навыков и привычек поведения.

К.Д. Ушинский подчеркивал важность целеполагания в педагогике («О пользе педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии», «Проект учительской семинарии», «Родное слово»). Ушинский – теоретик воспитания, и его отличают знание и глубина в понимании сущности педагогических явлений.

Еще одним  крупнейшим педагогом девятнадцатого века является  А.С. Макаренко. Его  наследие обычно ассоциируется, прежде всего, с понятием «коллектив» исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце  двадцатых годов. Он ставит во главу  угла воспитательно-образовательные  цели.

Цель  воспитания по Макаренко – сообщество, в котором «отдельная личность будет  и наиболее дисциплинированной и  наиболее свободной», где будет высоко поднят социальный статус молодежи.

Следует отметить, что большинство педагогов  искавших пути реформы содержания относились к сторонникам одной цели воспитания: умственное развитие в сочетании  с ручным трудом. Новаторством было то, что Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, В.А. Лай выдвигали необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вильгельм Август Лай в «Школе действия» ставит целью воспитания подготовку лояльных граждан буржуазного государства, важное место в которой занимает религия.

Говоря  о мировой педагогической практике нельзя не заметить заслуги М.В. Ломоносова. Реформатор. Целью воспитания по Ломоносову – реформирование человека-патриота, нравственного, любящего науку, знания, труд и бескорыстно служащего  на благо родине. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне  развитом, высокообразованном и культурном человеке.

В завершении необходимо отметить, что цели воспитания резко меняются в зависимости  от исторического времени и общественного  строя. Но мы видим, что воспитание всесторонне  развитого человека становится доминирующей тем чаще, чем ближе она к современности. Эта тенденция служит дополнительным доказательством данного исследования.

 

4. Цели воспитания  в современной школе

 

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе. Это неоднозначная, многоплановая  задача связана с установками  педагога и необычностью смены их, что предлагает осознание современных  целей воспитания.

Обсуждая  цели воспитания в современной школе, словосочетание «современная школа» вызывает ассоциации, связанные с частной  школой.

Современная частная школа ориентируется  на интересы «заказчика» - тех, кто платит, то есть родителя. Их мнение весьма важно  знать с точки зрения формирования конкретной цели. Из этих мнений, устанавливаемых, как правило, путем опроса, частные  школы предпринимают свои попытки  сформулировать систему задач школы.

Просмотрев  литературу по этому вопросу, обнаружили результаты одного из таких опросов. Он был проведен посредством анкетирования  родителей.

Вопрос: «Какие основные черты отличают, по вашему мнению, хорошую школу от посредственной?». Отвечая на этот вопрос, родители видят следующий образ идеальной школы:

  • наличие в школе традиции;
  • специализация школы;
  • хорошая организация внеклассной работы, досуга;
  • сплоченность школьного коллектива;
  • тесная связь школы с семьей.

В отличных беседах родители заявляют, что основная задача учителя –  обеспечить «поступаемость» ребенка в вуз, а основная задача школы – обеспечить максимально возможную занятость ребенка вне дома.

Вопрос: «Какие учебные предметы вы считаете главными для своего ребенка?». Отвечая  на вопрос, родители видят образ  идеального содержания образования в предметах, по которым учащимся предстоит сдавать экзамены в престижные вузы.

В этом свете  кажутся односторонними рассуждения  современных философов образования  об исключительно высоких идеалах  и целях, которым должна следовать  современная школа, об открытом и  свободном обществе, о культурных и правовых традициях, о переходе человечества в гуманитарную, информационную эпоху. Предполагается, что ведущую  роль начинают играть гуманитарные знания и гуманистические ценности, способность  к коммуникации с людьми.

С прагматической точки зрения скорее всего это может означать, что источником успеха в обществе все с большей будет не объем и качество профессиональных, «технологических» умений и навыков, а такие чисто «гуманитарные» качества, как коммуникабельность  человека, его способность завязывать «нужные связи» с «нужными людьми». В конечном счете, как видим, именно количество этих связей определяет статус и благосостояние человека. Под «гуманитарными знаниями» может, как крайний случай, пониматься и знание основных способов влиять на другого человека с целью достижения выгоды, то есть – способов манипулирования им.

На активную, предприимчивую жизнь именно в током непростом «обществе будущего» ориентируют своих детей родители, отдавая их в частные школы. Их цели вполне прагматичны: ощущая себя принадлежавшими к некоей особой социальной прослойке – «элите», они стремятся сохранить тот же статус для своих детей, в перспективе – передать им «свой бизнес», «свое дело». Путь в «элиту» лежит через личные связи и личную предприимчивость. Диплом престижного вуза является почти необходимым условием на этом пути. В свою очередь, частная школа является почти необходимым условием для поступления в престижный вуз.

Информация о работе Профессия педагога