Профессия педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в то же время – и одна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель в одном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый. Педагог- это признание, призыв, внутреннее осознание того, что это твой путь.
Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучение подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.

Содержание работы

Введение 3
1.Цель, как компонент педагогической деятельности 5
2.Иерархия целей в педагогике 9
3. Цели воспитания в мировой практике 13
4. Цели воспитания в современной школе 19
Анкета для преподавателей КПУ 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Педагог.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

По закону рынка потребности клиента –  родителя становятся целями деятельности негосударственной школы. Причем –  прагматическими, достижимыми, по нашей  терминологии, конкретными целями.

Для полноты  картины сравним цели частной  школы современной России с целями элитных образовательных учреждений России ХIХ – начала ХХ вв. – классических гимназий, а также с целями современной частной школы США.

Подготовка  гимназистов в университет («пропедевтическая  цель», на языке того времени) изначально была главной целью отечественной  гимназии. В ХIХ веке это, в общем, воспринималось как должное. Но с начала  ХХ века рост демократических настроений в обществе, растущее осознание ценности общего образования и, в частности, его развивающих задач вызвало резкую критику гимназического образования. В особенности – его исключительную целенаправленность на подготовку в университеты.  «Образование, получаемое в гимназиях <…> лишено приспособляемости к запросам большинства населения, так как нося чисто пропедевтический характер, оно лишено законченности не только в первой половине, но даже по полному окончанию в них курса» - отмечалось в многочисленных дореволюционных проектах реформы школы.

Таким образом, несоответствие между конкретными  «пропедевтическими» целями гимназии и ее абстрактными целями, понимаемыми как формирование человека, развитого нравственного, умственно и физически, получившие широкое и вполне законченное общее образование, понималось уже тогда.

Современные американские частные школы, ориентированные  на формирование общественной элиты, напротив, ориентируются в первую очередь  именно на цели фундам5ентального общего образования. В этом они скорее сродни «советской гимназии» 1950-х гг., чем русской гимназии конца ХIХ  - начала ХХ вв. цели, связанные с подготовкой в престижные вузы перед этими школами, в общем, не стоят. Проблема «поступаемости» решается на ином, не школьном уровне. Зато крайне важной оказывается другая конкретная цель: в элитных школах завязываются  столь необходимые связи между будущими бизнесменами и финансистами, адвокатами и политиками. Между прочим, социальная элита американского общества стремится отдавать своих детей в такие школы именно по причине совпадения с этой целью школы своих собственных прагматических целей (3). И все же, как видим, эта цель, по всей видимости, главная для «заказчика» не становится единственной целью школы, дополняясь более абстрактной общеобразовательной целью, чем достигается  необходимый баланс.

Проанализировав результаты анкетирования, был проведен опрос преподавателей в педучилище. Было опрошено 30 человек.

Ниже  представлен образец анкеты, которые  заполняли преподаватели, а далее  представлены обработанные результаты опроса.

 

Анкета для  преподавателей КПУ

 

Что, по-вашему является основной целью современного педагогического воспитания в училище?

(Указать  в соответствующем квадрате)


                 -   воспитание развитой личности;

   


                 -   воспитание высокообразованной  личности;


           -    воспитание активной, творческой  личности;


          -    воспитание высоконравственной  личности;


          -   другое.

Это представлены результаты анкетирования  преподавателей КПУ. Проанализировав результаты, представляем круговую диаграмму, которая наглядно показывает, что мнение большинства преподавателей совпадает с гипотезой исследований.

Итак, в  завершении надо отметить, что сегодня  вряд ли найдется родитель, не желающий отдать свое дитя в частную школу, и поэтому решили частную школу  назвать самой современной. Сегодня  современная школа, в том числе  и общеобразовательная должна отвечать следующим требованиям к содержанию и формулировки цели современного образовательного учреждения:

  1. Цель должна быть комплексной, сочетая в себе абстрактное и конкретное, а также сбалансированной по оси «человек-общество». Для соблюдения этого требования цель не может выводиться из одного только социального заказа родителей. В этом случае будет коммерческой или рекламной. В основание цели должны быть положены три составляющие:

-модель  личности выпускника

-данные  современных научных исследований

-социальный  заказ

  1. Формулировка цели должна содержать в себе модель желаемого результата.
  2. Цели должны учитывать основные тенденции развития города, страны, мирового сообщества.
  3. Цель должна быть оригинальной, отражая и одновременно формируя самобытный дух данной школы.

Вывод: Изучили литературу по теме «Аспекты целеполагания в педагогике», привели результаты опросов, провели анкетирование и проанализировали его результаты. В итоге доказали, что главными целями современного образовательного учреждения:

    • Высокое качество образования;
    • Индивидуальный подход;
    • Воспитание всесторонне развитого человека;
    • Формирование творческой самостоятельности, гуманной и внутренне свободной личности, способной ценить и уважать других.

Итак, исследование подтвердило  гипотезу, и тем самым выполнило  поставленную цель.

Нераскрытым остался самый важный и сложный  вопрос, к которому не применимы  ни статистический, ни структурный, ни логический виды анализа. Этот вопрос – вопрос о внутреннем мире главного лица в школе. Ее ученика. Кто он? Чего он хочет? О чем думает? К чему стремится? Что ценит, уважает, любит?

Если  взглянуть на него поближе – он (особенно старшеклассник) кажется  вполне сформировавшимся деловым человеком. Его работоспособность колоссальна. Его рабочая неделя бесконечна. Сорок  уроков в неделю – школа. Еще 10-15 – кружки, секции, спецкурсы. Еще 10 часов  – репетиторы. Еще 15 домашние задания. Бешенный темп жизни страшен тем, что у педагога нет достаточной возможности вникнуть  суть проблем учащегося. «На свете есть только одна роскошь – роскошь человеческого общения», - сказал Экзюпери. Жизнь учащегося превратилась в нескончаемую погоню.

А за чем? За идеалами Истины, Добра, Красоты?

Вряд  ли.

Неужели только для того чтобы поступить  в престижный вуз? Или – за капиталами? За социальным статусом? За карьерой?

Вероятно, да.

А как  же духовное развитие?

Должно  пройти еще совсем немного времени, и жизнь даст однозначный ответ  этот вопрос для тех, кто пока не готов ответить на него самостоятельно.

 

Список литературы

 

1.Ю.К. Бабанский «Педагогика» М. «просвещение» 1988 г.

2.И.Ф. Харламов «Педагогика» М. «высшая школа» 1990 г.

3.Составитель А.И. Пискунов «Хрестоматия по истории зарубежной педагогике» М. «Просвещение» 1981 г.

4.Проект реформы средней школы. Доклад совещания Госдумы СПБ 1992г

5.Под редакцией Н.А. Константинова «История педагогики» М. «Просвещение» 1982 г.

6.Сычев-Михайлов М.В. «Из истории русской школы и педагогики ХVIII века» М. 1960 г.

7.Роберт Дилс «Постановка целей» СПБ «Питер-Пресс» 1998 г.

8.М.О. Громкова «О педагогической подготовке преподавателя высшей школы» - «высшее образование в России» 1994 №4

9.В.Р. Хилтурин «Они бывают разные» - «Российская газета» 31.05.1992 г.


Информация о работе Профессия педагога