Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста является одной из актуальных. Так социально-экономическая нестабильность в стране, снижение уровня жизни многих россиян, медленное возвращение влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста является одной из актуальных. Так социально-экономическая нестабильность в стране, снижение уровня жизни многих россиян, медленное возвращение влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.
Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна при развитии социальных отношений в России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других девиантных проявлений.
Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна при развитии социальных отношений в России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других девиантных проявлений.
Социологи фиксируют сегодня кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей. Несмотря на конфликты с родителями (на которые указывают опрошенные нами подростки), семья является для них значимой сферой жизни. Она влияет на ее членов через традиции, сложившийся стиль общения, эмоциональную атмосферу, самим укладом жизни программируя дальнейший жизненный путь детей.
Второй по значимости субъект влияния на поведение молодежи - образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современных молодых людей. Школа традиционно ответственность за асоциальное поведение полностью перекладывает на плечи семьи.
Социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма подростков часто являются причинами девиантного поведения. Стремление испытать острые ощущения, любопытство, недостаточная способность прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированное стремлении быть независимым влияют на специфику взаимоотношений с окружающим миром. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации.
Современная профилактика
девиантного поведения
Предлагаемая к рассмотрению проблема значима с точки зрения теории и практики. В теоретическом плане - это необходимость теоретического обоснования социально-педагогических методов профилактики девиантного поведения. В практическом плане - это создание программы работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях школы.
Степень
научной разработанности
Виды и причины нарушений поведения подростков изучены М.А.Алемаскиным, В.В.Ковалевым, А.Е.Личко и др. Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время используется наравне с термином «отклоняющееся поведение». Современные исследования указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста исследованы А.Е.Личко, Д.И.Фельдштейном и многими другими.
Значительная часть работ по проблеме девиантного поведения посвящена основам профилактической деятельности специалистов, авторами также представлены средства по профилактике девиантного поведения подростков (Ю.В.Васильковой, А.В.Глаголева, С.Б.Думов, Е.В.Змановская, Г.И.Колесникова, М.А.Лунева, М.Н.Мирсагатова, Л.Н.Смотрова и др.).
Однако анализ этих работ показывает: прогрессирующая тенденция роста девиаций, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, средств, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий на предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетних, так и существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. Актуальность данного исследования заключается в необходимости поиска социальнопедагогических методов профилактики девиантного поведения подростков.
Поэтому выбор исследования обусловлен противоречием между потребностью общества в мерах по предупреждению девиантного поведения и недостаточной методической оснащенностью социальных педагогов и классных руководителей эффективными и доступными программами профилактики.
Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы исследования: «Соци- ально-педагогические методы профилактики девиантного поведения».
Объект исследования: профилактика девиантного поведения подростков.
Предмет исследования: социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему профилактики девиантного поведения подростков, подобрать методы и разработать систему профилактики девиантного поведения подростков и апробировать ее.
Гипотеза исследования:
Проблема девиантного поведения подростков значима и актуальна, требует широких профилактических мер в системе образования и социального обслуживания, однако существует противоречие между потребностью общества в мерах по предупреждению девиантного поведения и недостаточной методической оснащенностью социальных педагогов и классных руководителей эффективными и доступными программами профилактики. Можно предположить, что социальный педагог, организуя профилактическую работу, создаст условия для успешной профилактики девиантного поведения подростков, если:
разработана и внедрена программа работы с подростками.
Задачи исследования.
Смоделировать
систему социально-
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: организационные (сравнительный способ); эмпирические (метод экспертной оценки, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты); методы обработки научной информации (качественный и количественный способы); интерпретационный метод (генетический способ).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
& 1.Девиантное поведение подростков: формы, причины возникновения
Подростковый возраст ■— самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
В связи со спецификой развития подростков в этот период можно наблюдать различные особенности проявлений девиантного поведения.
Принято выделять
следующие особенности
Отметим специфику социальной ситуации развития, которая заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности взрослеющего ребенка быть полноправным членом общества, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым, а иногда и проявления грубости по отношению к сверстникам. Т.В.Драгунова отмечает, что особенности протекания и проявления подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития ребенка, его общественным положением в мире взрослых.
Главные новообразования этого возраста, по Ф. Райс - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Ф.Райс положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом возрасте.
Подростковый возраст является важным периодом характерообразова- ния. А.Е.Личко указывает, что характер постепенно стабилизируется, эмоциональный фон становится эмоционально устойчивым. Нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического и эмоционального развития можно отметить повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам: нарушениям дисциплины, крикливости, беготне, бродяжничеству и т.д.
Информация о работе Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних