Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста является одной из актуальных. Так социально-экономическая нестабильность в стране, снижение уровня жизни многих россиян, медленное возвращение влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.
В подростковом возрасте возникают и серьезные увлечения, порой принимающие форму страсти, которые захватывают школьников в ущерб другим важным занятиям. Любознательность и любопытство, стремление познать больше, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов, а также могут способствовать развитию склонности к риску. Отмечается наличие многих интересов и частая их смена приводит лишь к удовлетворению поверхностного любопытства и выработки легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни.
Один из самых важных моментов в развитии подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Л.С.Выготский отмечает, что у подростка возникает интерес к себе, к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремясь познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат оценки о нем взрослых, товарищей, коллектива. Подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Появляются попытки и самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, но не обладая достаточным умением правильно анализировать свое эмоциональное состояние и собственные личностные проявления на этой почве могут возникнуть конфликты как между подростком и сверстниками, так и между подростком и взрослыми, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и реальным положением в коллективе и отношением к нему со стороны товарищей и взрослых.
Отсюда девиантное (отклоняющееся) поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальностей проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
В.Т.Кондрашенко характеризует девиантное, или отклоняющееся, поведение как нарушение поведения, не обусловленное нервно-психическими заболеваниями, определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы,но не влекущих уголовной ответственности из –за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
В.Т.Кондрашенко выделяет четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные. (Схема 1)
Нарушение поведения |
Антисоциальные поступки |
Противоправные поступки |
Аутоагрессивные поступки |
Нарушение устава школы: прогулы, драки, распитие спирт- ных напитков, курение. |
Побеги из дома,
бродяжничество,
Членство в
Антисоциальных
группах ( панки, готы и др.) |
Корыстной
направленности ( воровмтво,
мошенничество),
насильственнын действия. |
Пьянство,
наркомания,
самоповреждения
и суицидальные попытки. |
Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).
К антисоциальному типу поведенческих отклонений относятся поступки, которые наносят вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины ,хулиганство). Эти отклонения свидетельствуют о ярком нарушении социальных норм, то есть образцов, стандартов деятельности, правил поведения, выполнение которых ожидается от члена какой- либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.
Противоправный тип социальных отклонений связан с серьезными нарушениями моральных и правовых норм, приводит к глубоким негативным последствиям для социума (грабежи, бандитизм, убийства, терроризм).
Аутоагрессивные отклонения причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.
Современные исследования в области психологии и социальной педагогики также указывают на прямую связь девиантного поведения с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования индивида; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг. Выявление негативных влияний, способствующих появлению девиантного поведения, затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.
По мнению А.И.Захарова, особое значение среди факторов, Влияющих на формирование девиантного поведения, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. Говоря о роли семьи в формировании девиантного поведения, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.
Таким образом, девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Мотивация девиантного поведения является результатом сложного взаимодействия неблагоприятной социальной среды (микросреды) и личности.
§ 2. Социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях проблема использования социально-педагогических методов достаточно важна. Социально-педагогическая деятельность сотрудников должна быть эффективной, научно разработанной и высоко результативной, таким образом, педагог должен владеть социально-педагогическими методами воздействия на учащихся. От выбора «инструмента прикосновения к личности» во многом зависит как развитие личности ребенка, так и его психическое здоровье.
М.А.Галагузова в своих исследованиях пришла к выводу, что социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного подростка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности подростка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с подростком; выявления средств, помогающих подростку самостоятельно решить свою проблему. Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы: индивиду ал ьно-личностный подход к подростку, опора на положительные стороны личности подростка, объективность подхода к подростку, конфиденциальность.
В своей деятельности социальный педагог обязательно должен использовать комплекс методов, средств и форм работы. Существует ряд подходов к классификации методов социально-педагогической деятельности, каждая из которых строится на определенном основании. Учитывая то, что социальная педагогика как наука очень молода, а профессия «социальный педагог» существует менее 20 лет, в деятельности специалистов данной области используются традиционные педагогические методы.( Схема 2).
Методы социально-
Рассмотрим
классификацию методов
Л.В.Мардахаев к социально-педагогическим методам относит:
методы коррекции непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие или, напротив, задерживая появление нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. Это методы стимулирования положительной активности (поощрения, соревнования), организации перспективных линий, параллельного действия, торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.
М.А.Галагузова,
Г.Н.Штинова и Е.Я.Тищенко
Современный энциклопедический словарь определяет профилактику (от греческого prophylaktikos- предохранительный.
Психолого-педагогическая
профилактика — это система
Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса.
Психологом В.В.Ковалевым социальная профилактика (предупреждение, превенция) определена как деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и "групп риска"; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Психолого-педагогическая
профилактика — это система
Социально-педагогическая профилактика, с точки зрения Р.В.Овчаровой, - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Таким образом, социально-педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов - социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребенка - правового воспитания. Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.
Информация о работе Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних