Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста является одной из актуальных. Так социально-экономическая нестабильность в стране, снижение уровня жизни многих россиян, медленное возвращение влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.
Н.А.Рычкова выделяет общую профилактику, которая представляет собой устранение объективных причин и условий, которые способствуют формированию отклоняющегося поведения учащихся; индивидуальную профилактику как целенаправленное, специально организованное воспитательное воздействие на сознание, чувства и волю профилактируемых лиц в целях устранения или нейтрализации у них отрицательных качеств с одновременным формированием у них положительных свойств, стереотипов и навыков социально одобряемого поведения.
Для эффективного проведения профилактики необходимо проведение диагностических мероприятий, которые позволяют конкретизировать профилактическое воздействие, понять социальную ситуацию развития подростка, ее объективный (какой она реально является) и субъективный (какой она воспринимается и переживается) аспекты, направить социально-педагогическую профилактику на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.
Таким образом, диагностика - это оценка свойств, состояний, процессов и особенностей человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию. Психологопедагогическая диагностика, в свою очередь, способствует выявлению и оценке психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методик, позволяющих получать достоверную информацию о них.
Выявленные
с помощью социально-
.
В первой главе раскрыты сущность и структура ключевых понятий (девиантное поведение, профилактика). Так под девиантным поведением мы понимаем один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематический отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т. д.). Особенности девиантности подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения определяются совокупностью признаков, которые делятся на: личностные характеристики - высокий уровень склонности к риску, низкий уровень самоконтроля и ответственности, наличие склонности к нарушению социальных норм; и поведенческие проявления - систематические дисциплинарные нарушения, проявления асоциального поведения.
Профилактика — система мер предупредительного характера в свою очередь, социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Профилактика девиантного поведения подростков базируется на учете основных закономерностей данного процесса, характера социальной среды, психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, индивидуальных свойств каждого подростка, его личностных особенностей.Раскрыты основные методы социально-педагогической деятельности. Так, с нашей точки зрения, наиболее важным является система мер социально-педагогического воздействия, направленных как на изменения в личностном плане (восприятие себя и окружающих), так и в межличностном плане, который включает в себя микросоциум подростка (родители, сверстники, педагоги). В результате чего можно сказать о важности подбора методов социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, адекватных определенному контингенту детей.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
§ 1. Система социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков.
Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения старших подростков проводилась на базе МОУ школы №10 г.о.Самара. В исследовании по выявлению склонности к отклоняющемуся поведению приняли участие 17 учащихся 9-х классов школы. Охарактеризуем выборку исследования с точки зрения поставленных перед нами исследовательских задач.
Характеристика выборки Таблица 1.
№ |
Имя |
Пол |
Особенности семьи |
Признаки социального неблагополучия семьи |
Успеваемость (средний балл) |
1. |
Аделя 3 |
Ж |
Полная |
Нет |
5 |
2. |
Александр П |
м |
Неполная |
Нет |
4,2 |
3. |
Александр Т |
м |
Полная |
Нет |
3,7 |
4. |
Алексей А |
м |
Полная |
Нет |
3,5 |
5. |
Алексей Г. |
м |
Полная |
Нет |
4 9 |
6. |
Алия Д |
ж |
Неполная |
Нет |
4,6 |
7. |
Валентина К |
ж |
Полная |
Нет |
5 |
8. |
Виктор Б. |
м |
Неполная |
Отец в тюрьме |
3,7 |
9. |
Виктор М. |
м |
Многодетная |
Алкоголизм родителей |
4,1 |
10. |
Глеб М |
м |
Полная |
Нет |
4,1 |
11. |
Гуля П |
ж |
Полная |
Нет |
3,5 |
12. |
Даниил Н |
м |
Полная |
Нет |
4,8 |
13. |
Денис |
м |
Опекаемый |
Мать в тюрьме, отец неизвестен |
4,1 |
14. |
Екатерина В |
ж |
Полная |
Нет |
4,3 |
15. |
Елена В |
ж |
Полная |
Нет |
4,4 |
16. |
Елена У |
ж |
Неполная |
Нет |
3,5 |
17. |
Игорь Ш |
м |
Полная |
Нет |
3,6 |
Разработка
системы социально-
1.Метод экспертной оценки используется для выявления видов девиаций у подростков (Н.А.Рычкова). Данная методика направлена на изучение таких видов девиаций, как пропуски уроков; агрессивное отношение к сверстникам; грубость по отношению к учителям; курение, употребление алкоголя; бродяжничество; сопротивление воспитанию. С помощью данной методики выявлялась степень выраженности девиантного поведения и особенности внешнеповеденческого проявления отдельных девиаций.
2.Тест-опросник «Склонность к риску» А.Г.Шмелева позволяет оценить склонность к риску, что указывает на значимость личностного фактора девиантного поведения.
3.Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана использовался для выявления уровня развития волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания, что позволяет судить о выраженности личностного фактора девиантного поведения подростков.
Таким образом, данные методики позволяют изучить такие показатели, как представленность в поведении подростков различных видов девиаций (пропуски уроков; агрессивное отношение к сверстникам; грубость по отношению к учителям; курение, употребление алкоголя; бродяжничество; сопротивление воспитанию); степень склонности к риску; уровень развития волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания.На основании результатов была смоделирована система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
Модель системы социально-педагогической деятельности по профилактике девиантого поведения подросков
На основании теоретического анализа научной психологопедагогической литературы, представленного в первой главе, установили, что проблемой профилактики дивиантного поведения занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Девиантное, или отклоняющееся, поведение обозначает один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематический отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т. д.). Особенности девиантности подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения определяются совокупностью признаков, которые делятся на: личностные характеристики - высокий уровень склонности к риску, низкий уровень самоконтроля и ответственности, наличие склонности к нарушению социальных норм; и поведенческие проявления — систематические дисциплинарные нарушения, проявления асоциального поведения.
Основной стратегией профилактики стала помощь в выявлении и активизации сильных сторон личности подростка, что способствует недопущению девиантного поведения. Основная цель системы социально педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: формирование социально приемлемого поведения подростков.
Основная
стратегия профилактики это
.
Список использованных источников
психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков)
Пермь: Изд-во ПРИЛИТ, 2001.- 292 с.
Информация о работе Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних