Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста является одной из актуальных. Так социально-экономическая нестабильность в стране, снижение уровня жизни многих россиян, медленное возвращение влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.

Файлы: 1 файл

Моделирование.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

Н.А.Рычкова  выделяет общую профилактику, которая представляет собой устранение объективных причин и условий, которые способствуют формированию отклоняющегося поведения учащихся; индивидуальную профилактику как целенаправленное, специально организованное воспитательное воздействие на сознание, чувства и волю профилактируемых лиц в целях устранения или нейтрализации у них отрицательных качеств с одновременным формированием у них положительных свойств, стереотипов и навыков социально одобряемого поведения.

Для эффективного проведения профилактики необходимо проведение диагностических мероприятий, которые позволяют конкретизировать профилактическое воздействие, понять социальную ситуацию развития подростка, ее объективный (какой она реально является) и субъективный (какой она воспринимается и переживается) аспекты, направить социально-педагогическую профилактику на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.

Таким образом, диагностика - это оценка свойств, состояний, процессов и особенностей человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию. Психологопедагогическая диагностика, в свою очередь, способствует выявлению и оценке психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методик, позволяющих получать достоверную информацию о них.

Выявленные  с помощью социально-педагогической диагностики факторы девиантного  поведения подростков подлежат обсуждению всем педагогическим коллективом школы и становятся объектом пристального внимания специалистов — социального педагога и педагога-психолога. Среди основных направлений профилактики С.С.Пиюкова выделяет нейтрализацию внешних и внутренних факторов риска ( Схема 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Выводы

В первой главе  раскрыты сущность и структура ключевых понятий (девиантное поведение, профилактика). Так под девиантным поведением мы понимаем один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематический отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т. д.). Особенности девиантности подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения определяются совокупностью признаков, которые делятся на: личностные характеристики - высокий уровень склонности к риску, низкий уровень самоконтроля и ответственности, наличие склонности к нарушению социальных норм; и поведенческие проявления - систематические дисциплинарные нарушения, проявления асоциального поведения.

Профилактика — система мер предупредительного характера в свою очередь, социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Профилактика девиантного поведения подростков базируется на учете основных закономерностей данного процесса, характера социальной среды, психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, индивидуальных свойств каждого подростка, его личностных особенностей.Раскрыты основные методы социально-педагогической деятельности. Так, с нашей точки зрения, наиболее важным является система мер социально-педагогического воздействия, направленных как на изменения в личностном плане (восприятие себя и окружающих), так и в межличностном плане, который включает в себя микросоциум подростка (родители, сверстники, педагоги). В результате чего можно сказать о важности подбора методов социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, адекватных определенному контингенту детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

§ 1. Система  социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков.

Опытно-экспериментальная  работа по профилактике девиантного  поведения старших подростков проводилась на базе МОУ школы №10 г.о.Самара. В исследовании по выявлению склонности к отклоняющемуся поведению приняли участие 17 учащихся 9-х классов школы. Охарактеризуем выборку исследования с точки зрения поставленных перед нами исследовательских задач.

                  Характеристика выборки       Таблица 1.

Имя

Пол

Особенности

семьи

Признаки социального неблагополучия семьи

Успеваемость

(средний

балл)

1.

Аделя 3

Ж

Полная

Нет

5

2.

Александр П

м

Неполная

Нет

4,2

3.

Александр Т

м

Полная

Нет

3,7

4.

Алексей А

м

Полная

Нет

3,5

5.

Алексей Г.

м

Полная

Нет

4 9

6.

Алия Д

ж

Неполная

Нет

4,6

7.

Валентина К

ж

Полная

Нет

5

8.

Виктор Б.

м

Неполная

Отец в тюрьме

3,7

9.

Виктор М.

м

Многодетная

Алкоголизм родителей

4,1

10.

Глеб М

м

Полная

Нет

4,1

11.

Гуля П

ж

Полная

Нет

3,5

12.

Даниил Н

м

Полная

Нет

4,8

13.

Денис

м

Опекаемый

Мать в тюрьме, отец неизвестен

4,1

14.

Екатерина В

ж

Полная

Нет

4,3

15.

Елена В

ж

Полная

Нет

4,4

16.

Елена У

ж

Неполная

Нет

3,5

17.

Игорь Ш

м

Полная

Нет

3,6


 

Разработка  системы социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного  поведения старших подростков осуществляется поэтапно на основе анализа и осмысления педагогической практики и теоретических обобщений, представленных в научной и методической литературе по проблеме социально-педагогической профилактики девиантного поведения.

1.Метод экспертной оценки используется для выявления видов девиаций у подростков (Н.А.Рычкова). Данная методика направлена на изучение таких видов девиаций, как пропуски уроков; агрессивное отношение к сверстникам; грубость по отношению к учителям; курение, употребление алкоголя; бродяжничество; сопротивление воспитанию. С помощью данной методики выявлялась степень выраженности девиантного поведения и особенности внешнеповеденческого проявления отдельных девиаций.

2.Тест-опросник «Склонность к риску» А.Г.Шмелева позволяет оценить склонность к риску, что указывает на значимость личностного фактора девиантного поведения.

3.Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана использовался для выявления уровня развития волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания, что позволяет судить о выраженности личностного фактора девиантного поведения подростков.

Таким образом, данные методики позволяют изучить  такие показатели, как представленность в поведении подростков различных видов девиаций (пропуски уроков; агрессивное отношение к сверстникам; грубость по отношению к учителям; курение, употребление алкоголя; бродяжничество; сопротивление воспитанию); степень склонности к риску; уровень развития волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания.На основании результатов была смоделирована система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.

                                                                                         Схема 4

Модель системы  социально-педагогической деятельности по профилактике девиантого поведения подросков



 

                                        Заключение.

На основании  теоретического анализа научной  психологопедагогической литературы, представленного в первой главе, установили, что проблемой профилактики дивиантного поведения занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Девиантное, или отклоняющееся, поведение обозначает один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематический отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т. д.). Особенности девиантности подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения определяются совокупностью признаков, которые делятся на: личностные характеристики - высокий уровень склонности к риску, низкий уровень самоконтроля и ответственности, наличие склонности к нарушению социальных норм; и поведенческие проявления — систематические дисциплинарные нарушения, проявления асоциального поведения.

Основной стратегией профилактики стала помощь в выявлении  и активизации сильных сторон личности подростка, что способствует недопущению девиантного поведения. Основная цель системы социально педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: формирование социально приемлемого поведения подростков.

 Основная  стратегия профилактики это выявление   и активизация    сильных сторон личности подростка, что способствует недопущению девиантного поведения. Данная деятельность предусматривала реализацию следующих направлений профилактики, которая реализуется в трех блоках: социализация, правовое воспитание, самовоспитание.

 

.

 

 

                           Список использованных источников

  1. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М.: 1998. - С. 147-153
  2. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних
  • М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. -77с.
  1. Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель- дезадаптивности // СОЦИС. №2 - 2000, с.48-52.
  2. Вагин Ю.Р. А витальная активность (злоупотребление

психоактивными  веществами и суицидальное поведение  у подростков) 

Пермь: Изд-во ПРИЛИТ, 2001.- 292 с.

  1. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - I Академия, 2001. - С. 91-121
  2. Гилинский Я. Социальная патология в современной цивилизации // Криминология - XX век. - СПб, 2000. С. 13-58.
  3. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж- Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)
  4. Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения./ Под общ. ред. Никитина В.А.- М.: Просвещение, 1996. - 147 с.
  5. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
  6. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
  7. Дремова Н.А. Особенности мотивации насильственных преступлений несовершеннолетних. // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во Всесоюз. ин- та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1999. - С. 116-121
  8. Думов С.Б. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Теоретико- методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград: перемена, 2004. - С. 314-323

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 



Информация о работе Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних